Что такое шлямбур в альпинизме и для чего он нужен?

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Где и как используются?
  3. В чём опасность шлямбуров?
  4. Виды и материалы
  5. Производители

Покорение горных вершин является экстремальным видом спорта и сопряжено с большими рисками. Для предотвращения несчастных случаев скалолазы используют страховку, важным элементом которой являются шлямбурные крюки. Шлямбуры обеспечивают безопасность восхождения и широко используются скалолазами и спелеологами.

Что это такое?

Альпинистский шлямбур представляет собой анкер с проушиной. Его основной задачей является организация страховочных точек на естественных и искусственных рельефах. В отличие от других скальных крюков, таких как клинья и закладки, местом установки шлямбуров является монолит породы, а не скальные трещины.

На тренировочных и спортивных альпинистских трассах шлямбуры заранее устанавливают по всему маршруту, и скалолазу остаётся лишь зацепить свой карабин за шлямбурное ухо или крюк. Диаметр шлямбурных анкеров составляет 8–12 мм, а их длина варьируется от 75 до 100 мм.

Правильно установленый шлямбур способен выдерживать нагрузку по срезу до 50 кН, что соответствует 5000 кг.

Где и как используются?

Сфера использования шлямбуров довольно широка. Их устанавливают на искусственных рельефах скалодромов, располагая по всей трассе на расстоянии одного-полутора метров друг от друга. На спортивных стендах шлямбуры являются частью конструкции и после тренировок не демонтируются.

На естественном рельефе шлямбурные крюки устанавливают по всей протяжённости популярных маршрутов и также не снимают. Полвека назад многие трассы полностью пробивались шлямбурами, облегчая восхождение альпинистов на вершину и позволяя им устраивать ночёвки на скале. Сегодня на старых маршрутах можно проследить эволюцию шлямбурных крюков, начиная от самодельных моделей, установленных альпинистами-первопроходцами, и заканчивая суперсовременными образцами известных брендов.

Для закрепления шлямбура в скальной породе нужен перфоратор или специальный пробойник. Перфоратор используют при подготовке трасс на скалолазных стендах и при прокладке фриклайминговых маршрутов, а пробойник является частью альпинистского снаряжения и используется при покорении горных вершин. Пробойник, состоящий из рукояти и сверла, устанавливают в намеченное место и начинают бить по нему скальным молотком. Между ударами сверло обязательно проворачивают.

Процесс пробивки отверстия под шлямбур довольно трудоёмкий и, в зависимости от твёрдости породы, занимает от 15 до 40 минут. Затем шлямбур забивают в отверстие до упора и прикручивают проушину.

В чём опасность шлямбуров?

Несмотря на надёжную фиксацию шлямбура в скале, абсолютно надёжной такую страховку назвать нельзя, и особенно это относится к естественному рельефу. Если при строительстве стенда крюки наглухо забивают в скалодромную панель (и их эксплуатация не вызывает никаких опасений), то на живом рельефе всё гораздо сложнее. Причиной для беспокойства могут быть шлямбурные кольца, которые имеют свойство перетираться, а также сами крюки, которые иногда вылетают из породы. Происходит это по нескольким причинам, главной из которых является некачественная установка. В связи с этим монтаж многоразовых шлямбурных крюков на популярных маршрутах должны выполнять только профессионалы. Следующая причина – это неправильный выбор места установки шлямбура и неверное его забивание в живой камень.

Третья причина – это приобретение некачественного либо несертифицированного оборудования, зачастую купленного в строительном магазине. Приобретать альпинистскую страховку необходимо только в специализированных отделах либо заказывать у проверенных поставщиков. Ещё одной причиной выпадения болта из скалы являются коррозийные процессы. Даже самая мелкая трещина может спровоцировать внутреннюю коррозию, увидеть которую снаружи не всегда возможно. Это касается оцинкованных анкеров и проушин, с которых цинк быстро стирается, а сталь начинает ржаветь.

Однако куда большую опасность представляют оцинкованные анкеры в совокупности с нержавеющими проушинами. Такая связка образует гальваническую пару, и спустя 5 лет анкер полностью сгнивает, а проушина при этом выглядит очень свежей. Дело усложняется и тем, что существует великое множество бесконтрольных спортивных маршрутов, на которых ревизией трасс не занимается никто. В связи с этим гарантировать надёжность вбитого когда-то крюка невозможно, поэтому использовать шлямбур в качестве единственного средства страховки нельзя. Печальным примером может послужить случай, произошедший с альпинистами из Москвы на горе Тбау, когда причиной трагедии стал вылетевший шлямбур. Поэтому для самостраховки необходимо использовать как минимум два шлямбура.

Многие профессиональные альпинисты очень неоднозначно относятся к использованию шлямбуров. По их мнению, анкерные болты нарушают принцип натуральной страховки, сильно портят скальную поверхность и разрушают её целостность. Они считают недопустимым применение шлямбурных крюков даже на станциях и выступают за использование более щадящих для скалы вариантов, тем более что качество страховочного снаряжения за последние 30 лет значительно видоизменилось, что позволяет проходить маршруты с использованием других средств.

Как бы то ни было, но шлямбурные дорожки остаются очень распространённым явлением на многих популярных маршрутах, поэтому отказаться от них полностью в ближайшее время мир не сможет.

Виды и материалы

Альпинистские шлямбуры классифицируются по типу конструкции и материалу изготовления. По первому признаку различают несколько видов шлямбуров: распорные, клеевые и спиты.

Распорные модели бывают съёмными и несъёмными.

  • Съёмные шлямбуры имеют в головке отверстие, куда вставляется и закручивается болт. При его закручивании анкер начинает расклиниваться и надёжно фиксируется в породе. Если нужно вытащить анкер, то болт ослабляют и аккуратно вынимают его из скалы. Клиновые модели (шпильки) являются разновидностью съёмных распорных шлямбуров и получили широкое распространение в начале 90-х годов прошлого века. Они состоят из шпильки с накрученным ухом и гайки, при затягивании которой происходит наползание цанги на конусовидный хвостовик, в результате чего происходит расклинивание анкера. Клиновой анкер диаметром 10 мм и длиной 100 мм способен выдерживать нагрузку более 2 тысяч килограммов на срез (20 кН), а модель толщиной 8 мм – более 1000 кг (10 кН). Первые обычно используются в качестве стационарных точек, а вторые – в роли промежуточных или при первопрохождении маршрута.
  • Несъёмные модели бывают двух видов. Первые представляют собой гильзы Т-образной формы с продольным разрезом на конце, в который вбивается металлический сердечник. Вторые внешне напоминают съёмные образцы, однако вместо болта в них используется дюбель. Его забивают в анкер при помощи молотка, в результате чего шлямбур расклинивается и прочно фиксируется в скале.

Клеевые шлямбуры представляют собой крюк с длинным, заострённым на конце стержнем. Для их установки в скале просверливают отверстие, вставляют в него ампулу со специальным клеем, изготовленным на основе отвердителя и полиэфирных смол, и забивают туда анкер. Пользоваться такой страховкой можно лишь после полного затвердения клея. Клеевые анкеры имеют высокий уровень прочности как на срез, так и на вырыв и не боятся коррозийных процессов.

Но из-за необходимости ждать полного застывания клея на сложных затяжных маршрутах они практически не используются, зато для формирования скалолазных тренировочных трасс и ремонта уже имеющихся маршрутов вполне пригодны. Правильно установленный клеевой шлямбур может выдерживать нагрузку до 50 кН, что соответствует 5000 кг.

Спиты представляют собой коронку с острыми зубцами на конце, изготовленную из твердосплавных материалов. Коронку накручивают на пробойник и пробивают отверстие в скале, после чего в её основание вставляют клин и окончательно забивают в породу. Затем с коронки скручивают ручку и в резьбу, находящуюся в головке коронки, вкручивают болт, фиксируя им проушину. При этом коронка должна быть забита заподлицо с поверхностью скалы, а ухо – опираться на породу. Спит является одноразовым шлямбуром, так как вытащить коронку из скалы невозможно, зато проушину и болт при необходимости можно открутить и забрать с собой.

Спиты изначально использовались в спелеологии, однако со временем нашли своё применение и в скалолазании. Они хорошо сочетаются с другими страховочными точками станции, но в качестве единственной точки использоваться не могут.

Что касается материалов изготовления шлямбуров, то дорогие современные образцы делают из нержавеющей стали. Более бюджетные модели, предназначенные для тренировочных стендов, изготавливают из оцинкованной стали.

Для производства проушин используют оцинкованную сталь, алюминий, дюраль или титан.

Производители

Современный рынок альпинистского оборудования представляет огромное количество шлямбурных крюков. Ниже представлены наиболее популярные модели, имеющие большое число положительных отзывов.

  • Шлямбур в сборе Vento Multi 12 мм изготовлен из оцинкованной стали и оснащён анкером Kalm диаметром 12 мм. Модель предназначена для закрытых помещений и сухого климата. Стоимость составляет 400-450 рублей.
  • Шлямбур в сборе Petzl Coeur Bolt Stainless 12 мм (Multi, 12 мм) выполнен из нержавеющей стали. Модель оснащена проушиной Coeur Stainless, анкером длиной 8,5 см и гайкой. Прочность на срез и на вырыв достигает 25 кН (2500 кг), цена – 990 рублей.
  • Шлямбур Fixe D12 изготовлен из плакированной стали, диаметр анкера составляет 12 мм, длина – 90 мм, вес – 70 г. Модель может использоваться в любых погодных условиях и стоит 390-410 рублей.
Комментариев нет