Какими бывают тахометры для лодочных моторов и как их выбрать?

Содержание
  1. Описание и назначение
  2. Виды
  3. Лучшие модели
  4. Советы по выбору
  5. Установка и подключение
  6. Настройка

Лодочные моторы имеют существенно более простое строение, нежели аналогичные приспособления у автомобилей либо мотоциклов. По этой причине производители не оснащают их дополнительной измерительной техникой. Но в процессе использования лодки часто появляется необходимость определить число оборотов деталей, что вращаются. А если говорить о настройке и регулировке скорости вращения коленвала, то без специального счетчика это сделать совершенно невозможно.

Чтобы решить эту проблему, применяют такой прибор, как тахометр для лодочного мотора. Он являет собой счетчик мото-часов, что дает возможность узнать и проконтролировать оборотность двигателя в конкретный отрезок времени.

Описание и назначение

Тахометр – небольшое устройство, что монтируется на мотор. Он дает возможность проводить считывание данных без прямого подсоединения к нему при помощи силового кабеля от свечей зажигания. Полученные данные появляются на дисплее. Все можно увидеть в режиме реального времени, но показатель мото-часов появится на дисплее лишь после прекращения работы мотора.

Следует добавить, что этот прибор – универсальный счетный механизм, который может даже отображать мото-часы за требуемый временной промежуток. Но для этого устройство требуется правильно настроить. Кроме того, если есть необходимость, то датчики можно даже обнулять.

Если же говорить, для чего конкретно необходим этот прибор, то он дает возможность вычислить точное количество рабочих оборотов мотора при обкатке в конкретный момент времени. Это обусловлено тем, что по техпроцессу тестирование мотора должно осуществляться лишь на конкретном уровне оборотов. При отступлении от этого показателя возможны его поломка и быстрый износ.

При помощи сравнения паспортной информации и расчетных данных описываемого устройство появляется возможность мониторить исправность мотора. Кроме того, благодаря полученной информации можно рассчитать показатели потребления топлива мотором.

Виды

В отличие от автомотора тахометр для лодки практически всегда получает данные не от механизма зажигания, а от катушек магнето. На двигателях подвесного типа данные катушки, по сути, являются генераторами. Есть двигатели, которые получают сигнал не от генератора. Тогда используются индукционные модели. Но сами по себе тахометры могут делиться на категории по разным критериям. Если говорить о выводе информации на монитор, то он может быть:

  • аналоговый;
  • цифровой.

В моделях первой категории характеристики оборотов лодочного мотора показываются при помощи стрелки. То есть датчики трансформируют электронный сигнал, и тем самым запускают стрелку до нужного значения.

В цифровых аналогах данные выводятся на цифровой дисплей. Здесь осуществляется преобразование импульса аналогового характера в цифры, распознавание которых осуществляется при помощи микроконтроллеров. Такие устройства могут быть оснащены дополнительными измерительными приборами. К примеру, можно найти модели с температурным датчиком (термометром), с измерителем скорости либо давления.

Согласно еще одной классификации тахометры бывают универсальные и специальные.

  • Универсальные. Такие подходят под все категории двигателей.
  • Специальные. Подобные модели подходят для определенного типа моторов. К примеру, только для двухтактных двигателей, либо 4-тактных.

Лучшие модели

Теперь рассмотрим несколько моделей описываемых устройств для подвесных лодочных моторов и не только, что отлично показали себя и считаются, действительно, хорошим решением.

Yamaha 6Y8T-8350T-11-BK

Начнем с устройства от известного японского бренда Yamaha. Цифровой тахометр с немалым количеством функций, что имеет название 6Y8T-8350T-11-BK, получил влагозащитный корпус, который гарантирует его бесперебойную работу даже в условиях высокой влажности и попадания воды. Он предназначается для монтажа в обычное отверстие 86 мм на приборной панели и может применяться с двигателями одноименного производителя от модели F50 и более.

При его применении на экране можно будет увидеть текущие, а также максимальные обороты мотора и показатель количества мото-часов. Из недостатков модели следует назвать довольно высокую стоимость – чуть менее 24 тысяч рублей. Но, по мнению многих пользователей, это чуть ли не лучшая модель тахометра, что на сегодняшний день присутствует на рынке.

Mercury Flagship

Еще одно устройство такого типа выпускается производителем Mercury. Речь идет об аналоговом тахометре под названием Flagship. Его эксплуатация возможна с одноименными силовыми агрегатами. Он может показывать значения в диапазоне от 0 до 8000 оборотов в минуту. Как и модель от Yamaha, он имеет водонепроницаемый корпус со стеклом, которое устойчиво к запотеванию. Кроме того, учитывая, что устройство относится к стрелочным, здесь присутствует стрелочный циферблат. Стоимость данной модели тахометра – менее 6000 рублей.

Suzuki DF9,9-30/DT25-40

Еще одна модель выполнена другим известным японским производителем – Suzuki. Она имеет индекс DF9,9-30/DT25-40 и относится к категории аналоговых. Используется для монтажа в обычное отверстие приборной панели лодки размером 86 миллиметров.

Отличается наличием незапотевающего стекла и может показывать обороты силового агрегата до 7000. Особенностью данного устройства является отсутствие селектора рабочих режимов. Причина – все двигатели от Suzuki серий DF/DT имеют 12-полюсные генераторы. Стоимость этого устройства – около 4,5 тысячи рублей.

Runleader RL-HM032R

Следующий в нашем списке – тахометр RL-HM032R, который выпускает китайский бренд Runleader. Как и вышеописанные модели, отличается наличием влагозащищенного корпуса и предназначается для монтажа на любые типы двигателей – как 2-х, так и 4-тактные. Интересной особенностью данной модели является возможность замены аккумулятора при необходимости. Важным преимуществом будет и низкая цена – всего 1650 рублей.

«Мореман»

Последняя модель, о которой хочется сказать, также создается производителями из Китая и имеет название «Мореман». Данная модель является универсальной на 12 полюсов и имеет счетчик мото-часов. А также имеет герметичный корпус и подключается к кабелям свечей зажигания. Как и RL-HM032R, отличается от других моделей возможностью смены аккумулятора при необходимости. Но имеет несколько более высокую стоимость – около 2,5 тысячи рублей.

Советы по выбору

На сегодняшний день на рынке можно найти большое количество различных моделей тахометров для лодочных моторов. Можно купить устройство от известного производителя с мировым именем, а можно выбрать что-нибудь отечественное. Главное – быть максимально внимательным, и выбрать надежный магазин, который реализует исключительно оригинальную продукцию. По мнению специалистов, не будет лишним попросить совета у знакомых, которые уже пользуются подобной техникой. Если говорить о критериях, на которые требуется обратить внимание, то нужно назвать следующие.

  • Функционал устройства. Ряд моделей не могут отображать граничные показатели работы устройства. Они могут показывать лишь рабочие характеристики в конкретный момент времени.
  • Технические характеристики. Некоторые модели тахометров могут показывать давление в системе, температуру мотора и так далее.
  • Возможность добавления дополнительных измерителей. Лучше всего подбирать модели, которые через какое-то время можно будет дополнить новыми измерителями. Например, для подсчета мото-часов.
  • Технические показатели тахометра должны быть соответствующими характеристикам конкретной модели мотора.
  • Ремонтопригодность устройства, а также простота его сборки также крайне важны.
  • Стоимость тахометра. Необязательно дорогое устройство будет качественным. То же самое касается дешевых моделей.
  • Контрастность и яркость дисплея будут важны при работе в летнее время года, когда ярко светит солнце.
  • Если подбирается тахометр для 2-тактного мотора, то очень важным будет время обновления информации.

Установка и подключение

Установить тахометр в принципе несложно, и это под силу каждому владельцу моторной лодки. В зависимости от его конструкционных особенностей его можно поставить в панель приборов, либо прямо на подвесной мотор. Приведем небольшую инструкцию, касательно действий, которые требуется сделать перед этим.

  • Определить место предполагаемого размещения тахометра.
  • Определить, какое количество проводов потребуется.
  • Если устройство было решено смонтировать в панель приборов, то вырезать отверстие соответствующего размера.
  • Купить либо самостоятельно сделать жгут кабелей, которым будет подсоединяться тахометр к двигателю лодки. В этом случае лучше всего будет купить жгут требуемой длины, ведь его провода будут соответствовать по расцветке схеме соединений, что приведена в инструкции. Кроме того, здесь присутствуют кабельные наконечники, а также разъемы, что защищены от воздействия влаги. Это даст возможность избежать проблем при дальнейшей установке.
  • При помощи установочных частей, что обычно идут в комплекте, необходимо закрепить тахометр в выбранном месте.

Теперь можно приступать непосредственно к работам по установке. Ее способ будет зависеть от конструкционных особенностей устройства.

  • Если собственный источник питания отсутствует, то считывание импульсов устройством производится напрямую с катушек магнето, куда и требуется подсоединить кабель.
  • Если собственный элемент питания у тахометра присутствует, то для его подключения требуется несколькими витками обвить жгут соединения вокруг свечного кабеля. Количество витков и расстояние до зажигательной свечи можно найти в инструкции к тахометру.
  • Кабель соединения прокладывается так, чтобы он не прикасался к подвижным либо нагретым частям двигателя. Чтобы все правильно подключить, требуется все соединения проводить согласно схеме устройства. Если все выполнено верно, то буквально сразу после пуска мотора, на тахометре появится количество оборотов. Но чтобы значения оборотов отображалось верно и соответствовало реальному показателю, требуется осуществить настройку тахометра.

Кроме того, не будет лишним отдельно коснуться вопроса подключения к бензиновому, а также дизельному моторам. В случае с дизельным двигателем требуется знать суть работы. В этом случае тахометр будет производить считывание показаний с вывода W генератора. Монтаж тахометра лучше будет делать, поместив транспорт на подъемник либо смотровую яму. Подключение тут будет выполняться пошагово. Сначала потребуется убрать кожух защиты, избегая попадания грязи.

После этого на генераторе требуется найти клемму, что имеет обозначение буквой W, и подключить кабель от тахометра. Если подобной клеммы нет, то требуется разборка устройства. После ее выполнения потребуется присоединить один из 3-х кабелей, идущих от обмотки к выпрямителю встроенного типа, с уже заготовленным кабелем. Точку соединения изолируем, и выводим кабель наружу. После этого генератор собирается обратно, а провод, который был выведен, соединяем с измерителем.

А чтобы показания были точны, замыкаем контакт, идущий от маслонасоса.

При работе с бензиновым двигателем будут отличия при подключении к инжекторной модели и с карбюратором. В первом случае тахометр подключается к контроллеру ЭБУ, и масса идет на кузов, а кабель плюс соединяется с такой же зажигательной клеммой. Прибор имеет пару выходов: первый идет на ЭБУ, а второй на датчик позиции коленвала. Это позволит считывать данные с контроллера блока управления.

Если говорить об алгоритме подключения к бензиновому мотору, то он следующий.

  • Определяем место установки.
  • Подключаем установленный тахометр, и кабель минус присоединяем к массе.
  • Красный провод соединяем с + на зажигательном замке, куда идет 12-вольтовое напряжение при применении механизма зажигания.
  • Третий кабель, что может быть любого цвета, представляет собой вход устройства. Он подключается в зависимости от типа системы зажигания. Если она является контактной, то устройство подключается к прерывателю трамблера, а если она бесконтактная – к коммутатору напряжения.

Настройка

Прежде чем пользоваться тахометром, требуется убедиться, что его показания отображают реальное число оборотов мотора. На задней стороне устройства можно увидеть болт калибровки. Но его не требуется трогать по причине того, что это означает, что на заводе-изготовителе настройку устройства уже произвели. Нам потребуется подобрать тот рабочий режим, который будет соответствовать типу мотора на конкретной лодке.

На тахометре можно увидеть другой винт, оснащенный делениями. Вот именно он нас интересует, и его потребуется выставить в конкретную позицию, что соответствует конкретному типу двигателя. Для каждого типа моторов этот режим будет своим. На холостых оборотах следует установить переключатель в такой режим, чтобы на экране отображалось значение в диапазоне 550-1250 оборотов за 1 минуту.

Если же тахометр приобретался уже исходя из характеристик двигателя лодки, где он будет смонтирован, то при запуске он, скорее всего, уже будет показывать верное значение оборотов.

Комментариев нет