Какими бывают моторчики омывателя стекла и как их заменить?
Мотор омывателя стекла автомобиля – дешёвая, но важная деталь, напрямую влияющая на безопасность движения. Именно от исправной работы этого агрегата зависит стабильная подача жидкости для очистки ветрового стекла в любое время года и при любой погоде.
В недалёком прошлом стёкла авто омывались механическим способом, водитель сам исполнял роль такого мотора. Сегодня же для каждой модели авто несколько десятков аналогов.
Общее описание
В основе прибора – миниатюрный электродвигатель, который раскручивает насос и толкает моющую жидкость из бачка к форсункам. Водитель по своему усмотрению может регулировать этот процесс из кабины простым нажатием на рычаг. Моторчик с насосом и бачком находится в подкапотном пространстве, в зависимости от конкретного автомобиля может иметь разную конструкцию, но всегда один и тот же принцип действия.
Возможность смыть грязь с лобового стекла предусмотрена в каждом современном автомобиле как обязательная часть. Для универсалов и хэтчбеков существует возможность очистки заднего стекла, это обусловлено особенностями аэродинамики таких типов кузовов. В этом случае в заднюю дверь устанавливаются дополнительные агрегаты, либо ставят бачок увеличенного объёма. Моторы омывателя могут быть 12- или 24-вольтовыми. На корпусе каждого мотора есть двухклеммный разъем типа «папа-мама», с помощью которого он подключается к бортовой электросети.
Чаще всего используются клеммы 3-х типов:
- плоские раздельные, стыкуются с индивидуальным разъемом;
- незащищённые 2-клеммные Т-образного вида;
- защищённые 2-клеммные параллельного вида.
На автомобилях отечественного производства омывательные моторы чаще всего комплектуются разъемами раздельного типа. Современные типы клемм исключают некорректное подключение.
При Т-образном подключении расположение клемм не позволяет установить разъем в неправильном положении. При параллельном – на защитной юбке сделан шип, который садится в отверстие на нужном разъеме.
Виды
На сегодня в машинах устанавливаются 2 вида стеклоомывателя, которые конструктивно отличатся друг от друга
Отделенные
Электромотор и насос монтируются по отдельности. Омыватели первого вида – комплектуются маломощным двигателем и погружным насосом. Такая конструкция почти не применяется в современных авто, однако ее всё ещё можно встретить на отечественных легковушках, тракторах и грузовиках. В такой схеме электродвигатель в защитной оболочке крепится на бачок и соединяется с расположенным внутри насосом.
Объединенные
Оба элемента собраны в одном общем корпусе. В омывателях второго вида насос и моторчик объединены в один агрегат. Крыльчатка насоса при такой схеме располагается прямо на валу двигателя. При включении омывающая жидкость разгоняется крыльчаткой и уходит к форсункам. Электродвигатель надежно защищен от падения влаги уплотнением на валу.
Такой электронасос может быть расположен непосредственно в бачке. Здесь его легко установить или поменять. Однако при выходе из строя одного элемента менять или разбирать придётся всё вместе. Конструкция омывателя оснащена специальными уплотнителями и не требует дополнительных шлангов и хомутов.
Устройства второго вида, в свою очередь, можно разбить на подвиды.
- Однонаправленного действия – не имеют принципиальных отличий в конструкции. Однако сюда установлены насосы большей производительности. Жидкость толкается на 2 патрубка одновременно либо на патрубок с разделителем.
- Разнонаправленного действия – комплектуются насосом, двумя патрубками и разделителем. Крыльчатка здесь крутится в обе стороны, и в зависимости от команды водителя направляет жидкость на разные форсунки. Такая система создана для того, чтобы иметь возможность с одного бачка омыть и заднее и переднее стекла.
Как подобрать?
Как видно из описания, конструкция омывателя стекла довольно проста, и произвести замену того или иного элемента, тоже не составляет труда. Все комплектующие доступны в специализированных магазинах.
Для большинства автомобилей возможно использование моторов или насосов другой марки или типа. Важно, чтобы они были аналогичными по размерам, напряжению и мощности (моторчик должен справляться со стёклами конкретной машины). Зачастую в продаже можно встретить весь агрегат в сборе, вместе со всеми необходимыми элементами (уплотнительными кольцами, фурнитурой, шлангами и так далее).
Основные параметры, по которым можно найти нужную запчасть:
- уникальный код элемента;
- VIN-номер модели авто;
- характеристики конкретной машины.
На сегодня в каждом автомобильном магазине, будь то интернет или офлайн, есть каталоги и базы, по которым можно получить данные о взаимозаменяемости того или иного элемента. С их помощью можно легко отыскать нужный бачок, двигатель или крыльчатку. Кроме того, существует безграничное множество вариантов тюнинга. Можно поставить более мощный насос, или заменить стандартные форсунки на веерные. Современная индустрия автоаксессуаров готова помочь в реализации любого проекта.
Возможные неисправности
Как и любой другой механизм, омыватель в автомобиле в любой момент может отказать. Поэтому каждому автолюбителю необходимо знать, что делать в такой ситуации. Хорошо – устройство не слишком сложное, поэтому причины прекращения работы можно быстро диагностировать и устранить.
- Одна из самых распространенных причин исправности – засор. Хотя и увидеть его довольно сложно, исправить легко: просто промыть и продуть систему.
- Если моторчик не жужжит и не гудит, возможно, к нему не идет питание. Необходимо проверить провода на целостность, надежность крепления электропроводки и самого мотора.
- Некоторые детали насоса или мотора могут подвергнуться коррозии. В этом случае поможет смазка WD 40, или замена детали на новую.
- Нарушение герметичности шлангов. Тонкие трубки могут перетереться или растрескаться. Лечится также заменой детали.
- Бывают случаи нарушение герметичности самого бачка. Его пластиковый корпус может получить трещину от механического повреждения, либо просто замёрзнуть. Можно попробовать заклеить трещину, однако лучше всего просто поменять его на новый.
По сути, разморозить можно не только бачок, но и сам двигатель. Чтобы вернуть ему работоспособность, его нужно будет просто отогреть.
Нужно отметить, что в период холодов нельзя забывать о возможной заморозке жидкости в омывательной системе. Поэтому заранее нужно запастись незамерзающей жидкостью или спиртом, который можно просто добавлять в бачок вместе с водой.
Как проверить и заменить?
Многие считают, что, поскольку электродвигатель омывателя – не самая дорогая деталь, то, когда он сломался, проще заменить на новый. Однако почти все они ремонтопригодны, и если не полениться, надо снять его, и отнести в мастерскую. Почти наверняка даже не своими силами ремонт обойдётся на порядок дешевле, чем покупка нового.
Для того чтобы проверить работоспособность, нужно произвести ряд простых манипуляций.
- Для начала нужно подготовить два провода, желательно с системой зажимов типа «крокодил».
- Чтобы выявить неисправность моторчика, нужно кратковременно подключить его к аккумулятору напрямую. Для этого и нужны провода. Исправный агрегат будет громко работать, неисправный – молчать либо щёлкать.
- Если выяснилось, что дело не в моторчике, нужно проверить шланги и соединения.
Заменить электромотор самому тоже не составляет труда, для этого понадобится пара ключей и отвёртка.
В каждом автомобиле могут быть свои нюансы, однако в общих чертах замена электродвигателя в омывателе выглядит следующим образом.
- Вначале нужно его обесточить. Для этого достаточно просто отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, и снять провода с мотора.
- Убедиться в том, что в системе нет омывающей жидкости.
- Можно отсоединить все примыкающие трубки и вытащить мотор.
- Очистить всё от грязи и коррозии, потом смазать.
- После этого новый или восстановленный двигатель поставить на место в обратном порядке.
- На последнем этапе залить омывающую жидкость, и проверить всё на предмет подтеков.
В том случае, если система омывания окон, ведёт себя не так как прежде: появились посторонние шумы, или пропала мощность – не нужно откладывать её диагностику и ремонт. Ведь чистое лобовое стекло и хороший обзор – залог безаварийной езды.