Какими бывают балансировочные станки и как их выбирать?

Содержание
  1. Общее описание
  2. Виды
  3. Популярные модели
  4. Комплектующие
  5. Нюансы выбора
  6. Монтаж и настройка
  7. Как правильно балансировать колёса?

Без балансировочного станка не обойдётся ни одна команда работников, трудящихся в конкретном пункте автосервиса. Балансировочный станок (или стенд-балансир) позволяет выставить ход колёс таким образом, чтобы они катились под остальной ходовой частью автомобиля идеально, не люфтя и не приводя покрышки к преждевременному износу.

Общее описание

Балансировочный станок, машина-балансир – это машиноремонтный комплекс, в который вошла механическая составляющая: рама, привод и опора для установки подвергаемого балансировке роторного модуля. В качестве измерителя ровности хода ротора используется устройство, измеряющее характеристики вибрации или определённых силовых воздействий. Часть моделей таких станков обладает модулями, помогающими скорректировать центр массы в балансирующем функциональном узле авто.

Отбалансировать на таком станке можно не колёса, но и карданный вал, ротор и турбину двигателя, мотоколёса и т. д. Балансировочный станок позволяет выровнять по ходу даже такие особо тяжелые компоненты, как кардан авто. На нём можно, к примеру, сбалансировать и винты, гироскоп (для автомобилей, выпускаемых с 2010 года).

Но этот же агрегат способен выровнять ход фрезеровочных станков, на которых вытачиваются некоторые детали, в том числе и для карбюраторного двигателя. Основное назначение балансировочной машины при ремонте станков – устранить биения на высоких скоростях, ведущие к преждевременной поломке шпиндельного механизма.

Станок-балансир включает в себя одну или две опоры, куда вставляется выравниваемая деталь или модуль. При вращении детали или сборки из нескольких деталей датчики обнаружат биения любого типа и вида, а также повышенное давление.

Считанная информация позволяет оценить, насколько деталь или блок повреждены, как их лучше исправить, подлежат ли они восстановлению.

Виды

Согласно принципу работы, балансировочные станки обладают жёсткими и смягчёнными опорами. В первом случае вы не получите изменения формы опор под воздействием центробежной силы. Частота колебаний ниже собственной частоты, что позволяет оценить состояние ротора с большой массой. Во втором случае при деформации опор центробежная сила колеблется, заставляя колебаться и эти опоры. Смена амплитуды и фазы колебательных движений позволяют оценить, насколько роторная часть разбалансирована. Здесь частота колебаний уже заметно превышает собственную. Достоинство этого метода – повышенная точность, позволяющая добавлять или убавлять массу в нужном месте наиболее тонко.

По методам балансировки балансирующие станки выполняют следующие виды работ.

  • Удаление веса – стачивание ненужных слоёв на фрезерном, сверлильном или лазерно-гравировальном станке.
  • Добавление веса – наплавление некоторого количества стального сплава. Достигается это с помощью наваривания пластин, шайб и других проставок.
  • Балансировка с помощью вертикальных колец. Используется на обрабатывающих станках. Для этого устанавливают съёмные и несъёмные кольца, чтобы скомпенсировать разбежку центра масс в разные стороны от той позиции, где он изначально должен оказаться.

По параметру балансировочного колеса станки для балансировки подразделяются на следующие виды.

С ручным вводом

Диаметр диска колеса замеряется самопроизвольно, ширина диска – кронциркулем, расположение колеса на валу – линейкой. Для продолжения работы на станке эти данные сохраняются.

Полуавтоматические

Станок с данной функцией обладает линейкой, оценивающей положение колеса на валу. Считыватель этого расстояния обычно электронно-счётный, и дистанция до колеса оценивается уже при поднесении инструмента к нему. Прочие измерения выполняются так же, как и в предыдущем случае.

Автоматические

На таком станке уже два замерителя подносятся к колесу по разные стороны диска. Автоматический станок потребует лишь команды на совершение измерения: нужные данные он тут же определит самостоятельно.

При возможности выбора предпочтение лучше отдать именно автоматическому станку: он экономит время и клиентам, и автомастерам.

Популярные модели

Рассмотрим топ лучших станков на сегодняшний день.

  • Teco 40 (37) ti – устройство, выпущенное в Италии. На нём можно отбалансировать любые вращающиеся детали. Вес стенда – 300 кг, возможна замена комплектующих в домашних условиях. Обладает лифтом для колёс, поддерживает двухскоростное вращение. Присутствуют удобство работы на квадратных предметных столах, защита комплектующих, не дающих расцарапать только что купленные диски для колёс. Эта модель относится к профессиональным станкам. Срок службы при правильной эксплуатации – 10 и более лет, но при условии, что быстрорасходные съёмные детали первой необходимости своевременно менялись.
  • Hofmann geodyna 6900-2p EEWB-722-PU-1 также произведён в Италии, обладает 19-дюймовым экраном, на котором работа отслеживается быстро и чётко. Кожух спасает мастеров от разлетания грязи. Электромеханический зажим надёжно и оперативно фиксирует колесо.
  • Nussbaum TC-450 – автостанок с пневматической поворачивающейся консолью. Работает с 12-27-дюймовыми дисками. Работает с напряжением в 220 и 380 В, регулировка поворачивания стола плавная, есть две уровневых позиции, лифт для подъёма колёс.
  • Hunter GSP-9700 – устройство, производящее раздельное балансирование колёс. Оно подсказывает мастеру, как колёса переставляются между собой для комфортной езды. Шины при этом сохраняют максимальную устойчивость, есть лазерный уровнемер.
  • Sicam SBM-260-AW обладает спецлинейкой, позволяющей быстро установить грузик в нужную позицию. Колёса фиксируются очень крепко, калибруется такой станок самостоятельно.
  • «ЛС-21-2 Левша-2» – экономный в стоимости станок с микроэлектронным управлением, дающим агрегату возможность замерить разбалансировку деталей и быстро рассчитать массу грузов на каждый цикл. Присутствуют самодиагностические функции, 5 разных алгоритмов для смены локации дисковых грузов.
  • Remax-VT-61 – аппарат, на котором присутствует ручной набор вводимых значений. Вместе со станком поставляется некоторый дополнительный инструментарий.
  • ST-200-A обладает панелью с повышенной комфортностью работы. Упрощённое управление.
  • «Темп-TB-300» – полуавтоматическое устройство с электронными замерителями. Доступно обслуживание колёс массой до 65 кг. Грузики закрепляются вместе со спицами диска, тормоз сообщает звуковым сигналом о том, что он сработал.
  • Сторм-Strike-2 – станок, на котором диаметр диска колеблется от 9 до 24 дюймов. Ширина – 1,5-20 дюймов, вес колеса – до 65 кг. Диаметр колеса в сборе – 98 см.

Список популярных в настоящее время станков может изменяться ежегодно. Фирмы-производители стараются наверстать упущенное, всегда идя в ногу со временем по части современных требований к балансировке ходовых и осевых запчастей.

Комплектующие

Для станка применяются следующие типы комплектующих:

  • быстросъемная (быстрозажимная) гайка;
  • опция-лифт для легковых авто;
  • барашковая гайка;
  • опция-лифт для грузовиков;
  • чашки-проставки;
  • опциональное кольцо для проставочной чашки под быстросъёмные гайки;
  • адаптер для мотоколёс с валами различного диаметра;
  • опция-мотоадаптер с типовым диаметром валов;
  • конус для малых грузовиков (например, набор на «Газель») соответствующих диаметров;
  • шайбы для малых грузовиков;
  • универсальные адаптеры для станка-балансира на соответствующий диаметр;
  • большие конусы для станка-балансира;
  • укомплектованные конусы и шайбы для малых грузовиков;
  • опция-кольцо для гайки-зажима;
  • линейка для монтирования балансировочных грузов;
  • измеритель для станка-балансира;
  • кронциркуль для определения ширины шин;
  • адаптерные части для дисков без центрального отверстия;
  • лазерные указатели для станка;
  • универсальные адаптеры с пятилучевым исполнением;
  • держатели кассет;
  • резьбовые сегменты;
  • центровальные конусы.

Вышеуказанные комплектующие не ограничиваются только этим списком. Ассортимент магазина может оказаться в два и более раза выше по количеству деталей и аксессуаров, подлежащих замене при их износе.

Нюансы выбора

Прежде чем приобрести какой-либо станок, пытаясь сориентироваться в сотнях обозначений разных моделей, определитесь с клиентурой, с которой вам предстоит работать. Например, у сельхозтехники колесо может отличаться в разы по сравнению с легковыми автомобилями: когда предстоит отбалансировать, к примеру, заднее колесо трактора, обычные станки, на которых выполняется работа в интересах простых автолюбителей, не подходят. Правда, универсальные станки позволяют значительно расширить вашу потенциальную клиентуру.

Если есть возможность выбора, а бюджет не особо стеснён, то имеет смысл остановиться на станках с автовводом нужных параметров. Вложения, потраченные на покупку несколько более дорогого станка, впоследствии очень скоро (возможно, за 2-3 месяца при постоянном потоке клиентов) окупятся, а это позволит заметно поднять свой постоянный доход. Да и мастеру окажется приятно работать на станке, который самостоятельно производит базовые замеры, стоит лишь поставить колесо. Для измерения выставлять все принудительно не нужно. Это позволит справиться с проблемой определения степени дисбаланса за рекордно короткое время.

Стоит абстрагироваться от китайских производителей. Даже бренды из Китая, кажущиеся проверенными на первый взгляд, иногда выпускают не вполне износостойкое балансировочное оборудование. Это заставляет потребителя-мастера задуматься, скажем, о российских или итальянских станках, в которых износостойкость находится на заметно более высоком уровне.

Наконец, уточните, какое напряжение питания используется для вашего пункта шиномонтажа. Если подведена трёхфазная сеть с напряжением в 380 В между фазами, то имеет смысл остановиться именно на модели с возможностью работы от всех трёх фаз: трёхфазные приводы более эффективны и экономичны в плане отдачи, чем однофазные.

Монтаж и настройка

Для успешной работы автосервисной точки, на которой находится балансировочный станок, не требуется усиления фундамента: своя сверхпрочная основа у него уже есть. Согласно схеме первоначальной сборки, с одной стороны закрепляется колёсный вал. Сверху устанавливается кожух защиты. Размер колеса определяется мощностью двигателя, который его раскрутит. Главное, добиться лёгкости определения разбалансировки колеса, которое проверяется в данный момент. Каждая из моделей станка немного отличается по проведению балансировки от своих конкурентов.

Проверка балансировки осуществляется путём добавления 30 граммов в любом месте колеса, чтобы появилась расцентровка. Если эта норма не соответствует указанной заводом-изготовителем, то станок перебалансируется. Настройка станка выполняется не реже, чем раз в полгода: проводимая работа по балансировке колёс может оказаться впоследствии не совсем качественной. Калибровка вызвана тем, что балансирный вал из-за трения о части колеса немного потеряет в своей массе. Отбалансировать станок можно следующими способами:

  • в детали сверлятся отверстия, в которые вворачиваются регулировочные винты (ограничений на их замену, переставление друг относительно друга нет);
  • сверление отверстий и пазов позволяет немного сбросить вес.

Если станок использовался интенсивно, то периодически могут отмечаться отказы механики либо электроники. Механика сбоит, к примеру, при износе подшипников, электроника – при отказах датчиков или управляющих плат. Необходимость ремонта легко отследить, когда колесо балансирутся лишь с нескольких попыток, масса диска неправильно вычисляется, равно как и форма. Результат – биения колеса при езде на проблемном авто, что вскорости расшатает и другие компоненты и функциональные узлы машины.

В настройках в зависимости от имеющегося меню вводятся оптимальные значения расстояния от оси линейки до центра балансирующего вала (по горизонтали и по вертикали). Также не забудьте указать радиус и расстояние вылета. Значения указываются производителем.

Датчик углового ухода вала может настраиваться по изображению-осциллограмме (в зависимости от модели станка). Этот параметр отслеживается на движущемся и на приостановленном валу. Запустите вращение вала, увеличивая или уменьшая показ сигнала-осциллограммы. Задний и передний фронтальные участки отображающегося сигнала должны быть приближены к значению прямого угла. За это могут отвечать, к примеру, подстроечные резисторы, имеющиеся на панели регулировки агрегата.

Чтобы настроить работу измерительной линейки, вспомните о том, что она функционирует в основном в двух проекциях. Отображаемые значения линейки не должны оказаться отрицательными, иначе регулировка колеса будет недостоверной. Калибровка линейки осуществляется через соответствующее программное подменю. Попробуйте оттянуть её на какое-нибудь «круглое» расстояние, например, на 100 или на 200 мм.

Убедитесь, что показания на дисплее не отличаются от значения на указателе.

Откалибровать вал также можно, не навинчивая ничего на планшайбу. Еще используется эталонное и идеально ровное колесо без грузов. Затем на колесо ставится разбалансирующий груз на 100 г справа и слева, проверяется точность показаний. Нельзя применять для калибровки груз больше 100 г, так как это приводит к неправильной калибровке станка. В соответствующем подменю масса груза выставляется под имеющийся его физический номинал.

Перед балансировкой также производится процедура обнуления вала. Чтобы это сделать, выберите на программируемом станке соответствующее подменю. Запустите станок в этом режиме. Ровность хода калибровочного вала крайне важно проверить лишний раз, чтобы оказываемая услуга по центровке колеса не оказалась в итоге низкокачественной. Придерживаясь правил в руководстве от производителя, вы сможете быстро научиться балансировать колёса и при необходимости перенастроите сами станок, если возникли подозрения в неправильной его работе.

Как правильно балансировать колёса?

Отбалансировать колесо следует, когда сменилась резина, появилась вибрация в рулевой колонке, которая впоследствии стала ощущаться везде. Её могут почувствовать и сами пассажиры. Следуйте нижеописанной инструкции.

  • Колесо после установки на вал-балансир размещается так, что конус ставится изнутри, а зажимная гайка – с наружной стороны. Удалите с колеса старые балансировочные грузики.
  • Задайте характеристики колеса, используя линейку. Если станок автоматический, то эти значения определятся сами.
  • Запустите процесс, нажав кнопку старта.
  • Когда колесо остановится, установите груз-балансировщик. Если диск литой, то его наклеивают, на штампованный же прибивают. Не устанавливайте груз в позициях, на которые станок не указал. Запустите повторный замер.
  • Отсутствие нулевого значения баланса означает, что диск или покрышка заметно деформированы, не очищены полностью. Либо же грузы на колесе размещены неверно. Чтобы было удобнее наклеить или набить грузы, иногда потребуется провернуть колесо на половину оборота.

Если балансировка колеса не выполнена должным образом, то станок раскалибруется. Повторите действия по настройке из предыдущей инструкции, прежде чем продолжать им пользоваться согласно специфике вашей работы.

Комментариев нет