Особенности одеколона

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Состав
  3. Чем отличается от туалетной воды?
  4. Популярные бренды
  5. Нюансы выбора

История знает не один пример исключительно военного изобретения, которое укоренилось и в мирной жизни – более того, ставшего востребованным совершенно для других целей. А есть вещи, которые не стали бы известными, если бы не трагические военные события. Пример такого изобретения – одеколон.

Что это такое?

Автором первого одеколона является итальянский парфюмерный мастер Иоганн Мария Фарина. Над своим произведением он провел немало времени, тщательно выверяя состав, подыскивая ценные ингредиенты и точнейшие пропорции. В результате парфюмерный продукт состоял из цитрусового и кедрового масел, а еще бергамота и душистых, нежных трав. В те времена итальянец-парфюмер жил и трудился не на родине, а в немецком Кельне. Ломать голову над названием авторского продукта не пришлось: Фарина назвал его Eau de Cologne, а если перевести – «кельнская вода».

И случилось коммерческое чудо, эту парфюмированную воду ждал большой успех, ведь в мрачном и дождливом Кельне так не хватало тепла, весны, солнца. А в составе продукта Фарины были нотки весны, настоящего цветения, пробуждения. Так или иначе, но эти ароматы вызывали у людей самые приятные ощущения и эмоции. На рынке города Кельна одеколон стал хитом, но пока это еще была локальная слава.

Быть может, состав, разработанный Иоганном Фариной, так и остался бы не более чем городским воспоминанием, если бы не семилетняя война, начавшаяся в 1756 году. Это было действительно огромных масштабов событие, которое впоследствии Уинстон Черчилль призывал называть истинной Первой мировой войной. В нее вступили Европа, север Америки и страны Карибского бассейна, а еще часть азиатского региона и даже некоторые дикие племена из далеких тихоокеанских островов.

Как это случается у беспристрастной истории, войны, безусловно, разрушительные, антигуманные, кровавые подспудно несут в себе и какое-то прогрессивное зерно. Пока шла война, границы государств если и не были размыты, то существенно пошатнулись. Кроме солдат и орудия, по миру стали путешествовать открытия: технологические, культурологические и т. д.

В ходе войны французская армия с триумфом врывается в Кельн. Солдаты, которым помимо войны интересен и мир во всех его прелестях и удовольствиях, быстро облюбовали лавку Иоганна Фарины, где и выпускали тот самый одеколон. Причем выпускали уже почти 50 лет. Им пришелся по нраву этот изысканный продукт, и они опустошили все запасы лавки.

Так косметическое средство из одной европейской точки разошлось по разным странам и регионам. И в столице моды, Париже одеколон также оценили по достоинству и, само собой, решились повторить.

Оригинального рецепта никто не знал, и парфюмеры ориентировались только на свою интуицию, ощущения, профессиональные знания. Если не идеализировать происходящее в то время, очевидно, что одеколон был не просто приятной водичкой, это было средство, помогающее абстрагироваться от сточных запахов, зловония конюшен и прочего санитарно-гигиенического несовершенства времени. Качество продукта, его стойкость, парфюмерам пришлось совершенствовать, следовательно, поднимать стоимость. И тогда уже солдаты не могли позволить себе такой продукт.

Так постепенно «кельнская вода» стала доступна знати и аристократам. В России первая партия одеколона оказалась в качестве подарка Екатерине II от Фридриха II. До солдат вода не дошла ни в каком виде, а сразу стала привилегированным продуктом. А в последующей популяризации одеколона принял участие сам Бонапарт.

Что интересно, он воду готов был употреблять даже внутрь, считая, что это тоже полезно. Одеколон он разбавлял вином, и время от времени принимал, делясь со своими соратниками.

В середине XIX века востребованность «кельнской воды» не угасала. Но теперь с санитарией дела обстояли лучше, и одеколон стал ароматическим бонусом к облику, а не водой, маскирующей неприятные запахи. Первым же российским одеколоном стал культовый «Тройной», в нем использовали три ключевых составляющих – нероль, лимон и бергамот. После революционных событий 1917 года одеколон ушел в массы, а следом за «Тройным» популярность завоевал и «Шипр» авторства Франсуа Коти с весомым запахом дубовой древесины и даже нотками мха.

Состав

До сих пор главным ингредиентом классического одеколона считаются цитрусы. Апельсин, грейпфрут и лимон не заменили, но разбавили юза, лайм и другие экзотические продукты этого ряда. Особенно популярными они считались летом, так как в это время актуальность выразительных ароматов была выше.

Сегодня одеколонами называют водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций либо с цветочным запахом, либо с фантазийным. Процент спирта в продукте – 60-70, а содержание эфирных масел – до 5%. На сегодняшний день одеколон позиционируется как гигиеническое, освежающее и ароматическое средство. Это универсальный представитель парфюмерного мира, которым, к слову, пользуются не только мужчины, но и женщины. Для повседневного применения он действительно хорош.

Эксперты считают, что качество одеколона значительно зависит от спирта, на основе которого он производится. А также от того, как растворено в нем эфирное масло. Если первая «Кельнская вода» изготавливалась на основе картофельного спирта, то современный одеколон чаще обращается к этиловому. Спирт, смешанный с эфирными маслами, долгое время настаивается – в среднем, месяцев шесть. А если это одеколон дорогостоящего сегмента, то настаивается спирт и масла будут, по крайней мере, год.

Сейчас одеколоны делят на 4 группы:

  • А – содержат от 3 до 5% композиции, их стойкость равна минимум суткам;
  • Б – содержат от 3 до 4% композиции, и стойкость аромата не имеет нормы;
  • В – от 2 до 3% композиции, ненормированная стойкость;
  • экстра – от 3 до 5% композиции, стойкость выше суток, художественно оформлены.

Так называемые чистые одеколоны составлены на цитрусовых пирамидах, их украшает очень легкий, едва уловимый цветочный флер или ненавязчивые древесные оттенки. В цветочных одеколонах флористическая тема раскрывается ярче, это или моноаккорд одного цветка, или различные растительные ноты. Чаще такие одеколоны используют женщины. А фантазийные составы основаны на нескольких группах семейств.

Чем отличается от туалетной воды?

Иногда считают, что одеколон – термин устаревший и используется только относительно дешевой парфюмерии. Но это слишком предвзятое и неточное описание. Парфюмерный продукт, который придумал итальянский мастер Иоганн Фарина, отличается от туалетной воды и духов концентрацией спирта и ароматических составляющих. В одеколоне до 70% алкоголя, это самый легкий парфюм, не отличающийся действительно высокой стойкостью. Эфирных масел в нем всего до 8%, и это максимум 3-4%.

В туалетной воде концентрация ароматических веществ достигает 10%, и они уже растворены в спирте, крепость которого 80-90 градусов. Аромат туалетной воды более стойкий: на коже он держится часа 3, а вот на одежде сутки и более.

Также одеколон от туалетной воды отличается тем, что он выпускается во флаконе без распылителя. То есть сначала жидкость наносится на руку, а уже потом ею – кожа к коже – на тело. Туалетную воду, как известно, продают во флаконах с распылителем, что удобнее в нанесении.

Еще одно отличие – сегодня мужчины используют одеколон в основном как состав, наносимый после бритья. В течение дня дополнительно они его не наносят. А вот туалетная вода используется вне зависимости от процедуры бритья. Также из одеколона нередко делают специальные настои для растирания, туда же отправляя лечебные травы. И такое средство оказывается настоящим спасением летом на природе: оно отпугивает комаров и мошкару. Тратить на такие цели туалетную воду, конечно, не принято.

Одеколон – продукт обычно дешевый. Так происходит из-за его низкой стойкости и относительно резкого запаха. Но многие люди предпочитают именно такой парфюм, он полностью соответствует их запросу, и искать что-то получше даже не думают. Тем более, одеколоны бывают разные, и некоторые представляют собой интересный, современный продукт парфюмерии, конкурирующий с простой туалетной водой.

Популярные бренды

Интересно, каким видел будущее своего изобретения итальянец Фарина, который придумал первый одеколон. Он прославил с его помощью немецкий город, сегодня же разные страны выпускают достойные одеколоны.

Среди известных марок отметим такие.

  • Paul Sebastian PS Fine Cologne. Подойдет тем, кто устал от сладких запахов и хочет что-то прохладное и смолистое, с горечью шалфея и обязательно с мускатным орехом. Туда же добавлена роза, жасмин, иланг-илаг – ингредиенты, которые раскрываются только через несколько часов. Сочетание ароматов действительно необычное, считается стойким одеколоном, обладает звонким шлейфом. Более подходит мужчинам в возрасте.
  • Lancome Hypnose Homme Cologne. В эффектном флаконе элегантный и универсальный аромат, в котором активные цитрусовые дополнены кедром, кориандром, сандалом и лавандой. Мягкий шлейф, средняя стойкость и эффект освежения – вот визитка аромата.
  • Royal Copenhagen Cologne. Этот датский ретро-аромат очень популярен, считается деликатной композицией с разноплановыми составляющими – лавандой, специями, зеленью, цитрусовыми, медом, табаком, розой, жасмином и т. д. Когда выветрятся первые нотки, становится не таким резким. Композиция не очень сложная, но и цена одеколона не особенно высока – все равноценно.
  • Atelier Cologne Emeraude Agar. Цитрусовый плюс древесный, нравящийся ярким мужчинам аромат. Его даже можно назвать дерзким, не ошибешься. Обладает богатым шлейфом, достаточной стойкостью, согревающим ароматом и замечательными характеристиками раскрытия на теплой коже.
  • Truefitt&Hill Trafalgar Cologne. Пряный одеколон с акватическими акцентами. Флакон обычный, но настраивает на то, что внутри нечто прохлаждающее и освежающее. В начале пирамиды лайм, розмарин, лимон, в сердце – жасминовый чай, зелень и лаванда, а в базе – пикантная перчинка. Очень необычный аромат с ненавязчивым шлейфом, универсальностью и раскрытием как на теплой, так и холодной коже.
  • Hermes Terre D'Hermes EDC. Если нравятся ароматы, ассоциирующиеся с Индией, этот одеколон попадет точно в цель. На смену помело и апельсину приходит пеларгония, а также черный и розовый перцы. На финише ощущаются пачули, бензоин и ветивер. Аромат поистине считается легендарным. Запах самобытный и универсальный, довольно стойкий.

Кстати, часто можно услышать о сухом одеколоне, который очень экономно расходуется. Нужно просто провести пальцем по его поверхности и нанести на пульсовые зоны: шею, запястье, а также локтевые сгибы. Срок годности такого одеколона меньше, чем у стандартного продукта, к тому же он может таять на жаре.

Нюансы выбора

В одеколоне, как уже отмечалось, самая низкая концентрация ароматического вещества, то есть изначально искать этот парфюм по принципу стойкости – так себе вариант.

Как же выбирать одеколон?

  • Первое и главное правило заключается в том, что одеколон выбирают только для себя. В подарок другому человеку угадать с ароматом будет очень сложно. Только действительно близкий человек справится с таким заданием. И пробовать, как будет звучать аромат на своей коже, не имеет смысла. Все же раскрывается аромат на каждой коже по-разному.
  • Если выбор для себя, состав нужно нанести на каждое запястье. Это даст понимание о звучании аромата. Просто нюхать пробник – не вариант. Как не стоит и оценивать аромат по пробникам-бумажкам, которые часто распространяют в супермаркетах промоутеры. На этих бумажках остаются только верхние ноты, то есть прочувствовать аромат полностью не получится.
  • Запах меняется в течение нескольких часов. И только по прошествии этого времени можно по-настоящему расценить аромат.
  • Новичкам следует приобретать небольшие флаконы.
  • Чтобы продлить срок жизни аромата, его нужно правильно хранить. Не в ванной комнате с ее температурными скачками, не на подоконнике под настойчивыми солнечными лучами, а в прохладном, темном и сухом месте.
  • Втирать в кожу одеколон не нужно (как и любой другой парфюм). Как ни странно, но это разрушит молекулярную связь, и аромат будет слабее.
  • А еще одеколон нужно правильно наносить. Не обрызгивать им себя, а, прижав одним пальцем отверстие флакона, осторожно его опрокинуть. Нанести на те части тела, что указаны выше.

Запах – очень сильное чувство, которое связано с памятью, эмоциями, ассоциациями. И ношение аромата является одним из способов самопрезентации.

К слову, использование парфюма развивает мозг, ведь обонятельные способности также являются тренировкой сенсоров. И даже если это не дорогая туалетная вода из лучшего парфюмерного дома Франции, а простой одеколон с интересной композицией.

2 комментария
Егор 07.05.2022 22:03
0

Хорошо изложено. Автор - молодец! :)

Егор 07.05.2022 22:04
0

И иллюстрировано тоже хорошо :)