Разновидности манометров для ПВХ-лодок и их выбор

Содержание
  1. Описание и принцип работы
  2. Виды
  3. Нюансы выбора
  4. Установка

На крупных водоемах погода изменчива, буквально за пару часов температура может опуститься или подняться, что влияет на давление в баллонах ПВХ-лодки. Манометр позволяет с точностью отслеживать показатели, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций. Некоторые разновидности этих приборов используются только для контроля при накачивании, а другие рассчитаны на работу во время движения по воде. Установить манометр несложно, любой судовладелец сможет сделать это самостоятельно.

Описание и принцип работы

Манометры используются для измерения давления газа или жидкости в замкнутой среде. Первые устройства такого типа были жидкостными. Они более точные и до сих применяются в лабораториях, но взять на лодку подобный экземпляр было бы проблематично из-за его хрупкости, поэтому для походных условий придумали деформационные манометры. Именно их чаще всего можно встретить в быту и на производстве.

Манометры для ПВХ-лодок компактные и много места не занимают. Корпус обычно пластиковый, чтобы облегчить вес изделия. Форма чаще всего круглая. На циферблате – шкала с показателями давления и температуры, также имеется стрелка, чтобы определять текущие значения.

Для установки на лодку предусмотрен специальный клапан.

Внутреннее устройство деформационного манометра включает дугообразную или спиралевидную трубку, в которую поступает газ. Если давление повышается, она постепенно распрямляется, а движение передается стрелке. С понижением показателей трубка возвращается в свое первоначальное положение. В качестве действующего элемента также может выступать пружина или мембрана в зависимости от конкретной модели и ее конструктивных особенностей, но принцип работы остается аналогичным.

Некоторые владельцы лодок сомневаются насчет покупки манометра, наслушавшись советов о том, что давление можно измерить и «на глаз», прощупав баллоны или постучав по ним ладонью. Однако такой способ не дает точной уверенности, и если вы регулярно выходите на большие водоемы, а не рыбачите у берега, стоит приобрести измерительный прибор, чтобы обеспечить безопасность себе и своей лодке. Не зря производители указывают в инструкциях вполне определенные показатели оптимального давления, и лучше соблюдать эти рекомендации, чтобы не иметь проблем и продлить срок службы водного транспорта.

Чаще всего рабочие параметры составляют 250–300 мБар. Однако стоит ознакомиться с указаниями в паспорте плавательного средства, поскольку могут быть нюансы. Например, у лодок с тороидальным контуром показатели не должны превышать 250 мБар, а у других моделей давление должно быть выше. Также есть и свои особенности при накачке изделий с надувным дном.

Важно помнить о том, что опасным может быть как низкое, так и высокое давление. В первом случае есть риск задирания носовой части, и судно становится менее устойчивым, а во втором может дойти даже до взрыва баллонов. Особенно уязвимы лодки, которые подвергались ремонту и имеют самодельные швы или заплатки.

Виды

Выделяют три разновидности приборов:

  • проходные;
  • проверочные;
  • универсальные.

Первые используются только во время накачивания, чтобы контролировать давление в отсеках и убедиться, что лодка готова к эксплуатации. Вторые применяются уже на воде, чтобы отслеживать ситуацию при смене температуры и других условий. Также есть универсальные приборы, которые сочетают обе функции.

Отличить модель проходного типа можно по наличию двух штуцеров, поскольку они монтируются в шланг насоса и присоединяются к надувной лодке. Также у подобных устройств есть обратный клапан, позволяющий избежать протечки воздуха. Модели проверочного типа этих деталей лишены.

У некоторых владельцев в хозяйстве уже имеется насос со встроенным манометром для измерения давления воздуха при накачивании, тогда рекомендуется приобрести в дополнение прибор для проверки на воде. Это позволит контролировать показатели в любой ситуации. Если же манометра у вас еще нет, то можно сразу приобрести универсальный, ведь удобнее пользоваться одним прибором вместо двух разных.

В последнее время в продаже можно встретить не только привычные механические устройства, но и цифровые. Вместо привычного круглого циферблата со стрелкой у них имеется дисплей, на который сразу выводится текущий показатель давления. Также конструкция этих изделий более сложная, поскольку включает еще и специальный чип, который считывает показатели и переводит их в цифровой формат. Эти приборы работают от батарейки, и нужно не забывать своевременно менять ее.

Нюансы выбора

При покупке стоит обратить внимание на определенные моменты.

  • Тип клапана. Устройство может и не подойти к лодке, особенно если покупать изделие от неизвестного производителя на китайском сайте. Впрочем, даже если вы ошиблись с выбором, существуют переходники для подключения, но лучше сразу приобрести подходящий манометр.
  • Габариты. Желательно выбирать модель поменьше – для нее легко подыскать место, и мешаться она не будет. Впрочем, у крупных приборов тоже есть преимущество – циферблат больше, а значит, показатели проще разглядеть. Это может быть актуальным для людей с плохим зрением.
  • Точность измерений. Считается, что цифровые модели дают меньше погрешностей, однако стоят они дороже, а из-за более сложной конструкции могут быстрее сломаться. Если максимальная точность не в приоритете и хочется сэкономить, то можно выбрать механический прибор.

Что касается производителей, то на рынке широко известна марка Bravo, которая принадлежит итальянской компании Scoprega. Ее изделия считаются надежными и качественными. Более дешевые аналоги предлагают китайские производители, например: WIDELY, Marine Rocket. Эти устройства тоже можно рассматривать, поскольку бренды уже знакомы покупателям и имеют определенную репутацию. А вот если никакой информации о производителе нет – это повод насторожиться.

Установка

Монтаж прибора обычно не доставляет проблем, сделать это несложно. Достаточно присоединить штуцер к клапану лодки и закрепить. Если оказалось, что манометр не подходит, нужно установить переходник.

При необходимости его можно сделать своими руками, но подобные аксессуары также продаются в магазинах и нередко идут сразу в комплекте с измерительным устройством, особенно если это товар от известного бренда.

После установки необходимо протестировать манометр, чтобы убедиться, что он правильно работает. Немного подкачайте лодку и проследите за показателями, затем остановите насос и отсоедините его. Если обнаружилось, что манометр спускает воздух, а стрелка начинает двигаться в обратном направлении, значит, прибор неисправен либо соединение негерметично. Проверьте, плотно ли прилегают все части на стыках, и попробуйте снова протестировать устройство. Если у вас цифровой манометр, не забудьте убедиться, что в него вставлены батарейки.

Пользоваться устройством несложно, а его установка не занимает много времени. Манометры довольно редко ломаются, если конструкция не имела изначального брака, поэтому можно рассчитывать на то, что качественная модель будет служить долго.

Комментариев нет