Как выбрать каяк для рыбалки?

Содержание
  1. Что такое каяк?
  2. Преимущества и недостатки
  3. Разновидности
  4. Материалы
  5. Бренды

Плавательные средства для ловли рыбы стали использоваться с незапамятных времен. Развитие технологий позволило наладить промышленное производство самых разных плавательных средств. Каяки изготавливают из современных высокотехнологичных материалов. Именно об этом типе рыбачьих лодок пойдет речь в данной статье.

Что такое каяк?

Каяк – это своеобразное гребное плавсредство, имеющее водонепроницаемый корпус, небольшие размеры, невысокие борта. Изначально это были лодки, изготовленные путем обтягивания сшитых специальным водонепроницаемым швом шкур морских зверей деревянного каркаса, в некоторых случаях в качестве материала для каркаса использовался китовый ус.

Отличительными особенностями каяков считаются легкость в сочетании с мореходностью. Некоторые модели могут успешно использоваться для рыбалки на море и даже в прибрежных частях океанов, этим собственно и занимались изобретатели каяков – эскимосы и алеуты.

С успехом можно применять каяк и на реке, и на озере.

Современные рыбацкие каяки – лодки, изготовленные с учетом потребностей сегодняшних рыбаков. Кроме возможностей размещения рыболовных снастей они снабжаются разного рода емкостями, в том числе и герметичными, которые могут быть использованы не только для размещения имущества рыбака, но и для улова, живца.

Большинство этих лодок производятся с положительной плавучестью. На некоторых можно уверенно рыбачить стоя, при этом их размеры и вес остаются относительно скромными.

Кроме одноместных выпускаются двух- и трехместные модели.

Преимущества и недостатки

Современная байдарка-каяк для рыбалки имеет ряд преимуществ, именно их сочетание делает это плавсредство все более популярным:

  • феноменальная легкость (легко можно погрузить на верхний багажник автомобиля в одиночку);
  • устойчивость к механическим воздействиям;
  • свобода передвижения, ловить можно в самых разных местах (даже в зарослях или на мелководье);
  • мореходность (безопасность плаванья даже в сложных условиях);
  • не требуется покраска и уход за покрытием, легко помыть простой губкой;
  • можно хранить в подвешенном состоянии, например, к потолку или стене гаража;
  • большие возможности выбора как по сочетанию «цена-качество», так и по характеристикам.

Конечно, к сожалению, нет идеальной лодки, и у каяков есть недостатки:

  • невысокая грузоподъемность и вместительность;
  • ограниченность подвижности пользователя;
  • недостаточная доступность некоторых емкостей на воде;
  • высокая специализация, затрагивающая всю конструкцию лодки, ограничивающая возможности ее использования;
  • некоторые модели требуют особых навыков по посадке и высадке, людям с ограниченной подвижностью пользоваться ими сложно.

Разновидности

Если традиционный, можно сказать, классический каяк изготавливался из шкур морских зверей, натянутых на каркас из плавника или из китового уса, то современный, конечно, кроме общих обводов, мало чем на него похож.

Начать хотя бы с того, что во всей Арктике двух одинаковых лодок было бы никогда не найти, так как все они строились индивидуально, их размеры и форма нередко зависели от наличия и качества материала.

Современные удачные модели могут тиражироваться десятками и сотнями тысяч.

И сейчас выпускаются так называемые каркасные каяки, на которые перед их эксплуатацией надо натянуть «шкуру», не настоящую, конечно, а из современных материалов. Каркас они так же имеют разборный. Это позволяет их довольно компактно упаковать. Хранить и транспортировать такие лодки весьма удобно. Но вот собирать нужно очень тщательно, так как могут быть перекосы, поэтому быстро привести лодку в рабочее состояние получается не у всех и не сразу. Многие рыбаки, собрав байдарку весной, до окончания сезона стараются ее не разбирать, перевозя на крыше автомобиля.

Неразборные каяки имеют монолитный корпус, который может быть выполнен из разных современных синтетических материалов по различным технологиям. Нередко корпус лодки имеет положительную плавучесть. Он с успехом противостоит царапинам и ударам. Есть даже материалы, способные самостоятельно «вылечить» небольшие вмятины, нагреваясь от солнечных лучей или горячей воды. Разнообразие моделей с цельным корпусом огромно.

Путем варьирования длины, ширины и обводов получены: рыболовные, прогулочные, туристические, спортивные каяки. Среди них есть как одноместные, так и многоместные модели.

Наилучшие мореходные качества демонстрирует морской каяк, разработанный для плавания в морях и больших водоемах. По ряду характеристик он значительно превосходят традиционные байдарки, используемые в больших реках и морях.

Монолитные каяки делятся еще и по способу посадки. Они бывают с верхней и с нижней посадкой.

Нижняя посадка – классическое расположение гребца в лодке, ниже ватерлинии или на ее уровне. При такой посадке над корпусом лодки возвышается лишь часть тела гребца. Это позволяет снизить остроту экстремальных факторов (ветер, брызги, атмосферные осадки и т. п.). При управлении такой лодкой часть нагрузки распределяется на несколько частей тела. В гребке участвуют не только руки, но и спина, мышцы брюшного пресса, ноги. Таким образом, можно при определенном уровне тренированности грести весь световой день, в течение нескольких дней. Такие лодки весьма устойчивы и маневренны.

Однако для активной рыбалки или охоты нижняя посадка может иметь и негативную сторону. Все же гребец остается довольно ограниченным в движениях. Достать некоторые рундуки в такой лодке на плаву невозможно. Пользователь в ней, прежде всего, гребец, а уже потом рыбак или охотник. Хотя, например, для морских рыбалок именно нижняя посадка может быть предпочтительнее.

Верхняя посадка, где пользователь сидит не в лодке, а на лодке, получила распространение относительно недавно. Размещение выше ватерлинии стало возможным лишь при монолитных корпусах каяков. Такая конструкция большее распространение получила все же в теплых регионах. Пользователь не защищен корпусом лодки, кроме этого, его ноги всегда мокрые от стекающей по веслу воды. Для слива постоянно накапливающейся воды в кокпите предусмотрены специальные сливные отверстия с пробками или клапанами.

Грести при такой посадке довольно утомительно, так как распределить нагрузку и разгрузить руки практически невозможно, идти на такой лодке в дальний поход вряд ли захочется. Но при этом пользователь весьма свободен в своих действиях как с удилищем, так и с ружьем. Как правило, такие модели более широкие, имеют небольшую осадку, довольно маневренные, хотя и уступают большинству моделей с нижней посадкой в скорости и устойчивости на курсе по большой воде.

В такой лодке, в отличие от классической байдарки, можно ловить или стрелять стоя, иногда это становится решающим аргументом в пользу каяка с верхней посадкой.

Еще одно направление развития традиционных северных лодок представляют надувные каяки. С классическими байдарками их роднит форма. Но в целом, это, конечно, уже вполне самостоятельная разновидность маломерных гребных судов. Главное отличие – несколько надувных секций, формирующих два поплавка между которыми в кокпите располагаются гребец и его поклажа. По сравнению с каркасным или монолитным вариантами надувная лодка недостаточно хорошо держит форму, что сказывается на скорости и маневренности. Вместимость и грузоподъемность также оставляют желать лучшего, но при этом прекрасная плавучесть, способность гасить удары о крупные препятствия, компактность в сдутом состоянии, легкость – неоспоримые преимущества надувного плавсредства.

Применение современных многослойных материалов позволило свести к нулю обычную для надувных лодок неприятность – прорезы и проколы, правда, и стоить такие каяки стали в разы больше. Появились также надувные модели с алюминиевым каркасом дна, позволяющим лодке держать форму, это сказалось на цене, кроме того, добавило байдарке веса и габаритов в сложенном состоянии. Ну и не последнее преимущество надувного варианта рыбацкой лодки – возможность произвести быстрый и недорогой ремонт в случае небольшого прокола.

Лодку с монолитным корпусом, а тем более каркасную, получившую пробоину от коряги или острого камня, отремонтировать в полевых условиях практически невозможно.

Материалы

Как уже отмечалось, именно применение современных материалов сделало возможным массовое производство каяков.

Для производства искусственной «шкуры» для каркасных каяков применяется водонепроницаемый эластичный материал – ПВХ (поливинилхлорид). Каркас изготавливается из алюминиевых трубок. Также каркасные каяки могут снабжаться манжетой, или «юбкой», из ПВХ, она препятствует попаданию воды внутрь лодки, а так же помогает сохранять плавучесть при переворачивании.

Как правило, ПВХ является основным материалом для изготовления баллонов надувных байдарок. Раньше для этого использовалась прорезиненная ткань из искусственных волокон, этот вариант покрытия сейчас практически не используется, ввиду его недолговечности.

Наибольшее разнообразие форм и размеров демонстрируют пластиковые каяки с цельным корпусом. Именно применение пластика в качестве основного конструкционного материала позволило наладить массовое производство этих легких плавсредств.

Наиболее дешевый вариант – полиэтиленовый каяк. Это, как правило, однослойная цельная конструкция. Преимущества – легкость, нетребовательность к уходу, неприхотливость.

Несколько дороже многослойные пластиковые конструкции из вспененных материалов. Наличие множества пор и пустот под более плотным слоем пластика не дает утопить лодку из такого материала.

Бренды

Многие фирмы, специализирующиеся на плавсредствах или рыболовном инвентаре, наладили производство каяков различной специализации.

  • Компания Sevilor предлагает разнообразные по размеру надувные каркасные каяки для рыбалки. Есть и одноместные модели, легко умещающиеся в рюкзаке, и большие двух- и трехместные лодки.
  • Не менее известен и популярен бренд Intex, модельный ряд которого включает разнообразные надувные лодки, в том числе и каяки.
  • Морскими пластиковыми каяками славится американская компания Hobie. На некоторых моделях можно увидеть дополнительные движители в виде плавников и съемных винтов с ножным приводом.
  • Специализированные пластиковые рыболовные лодки выпускает компания Native, есть модели для рек, также широко представлены морские каяки.
  • Наиболее хорошо зарекомендовавшая себя отечественная компания, производящая каяки и байдарки, – «Вольный ветер» из Санкт-Петербурга. Наиболее популярны облегченные надувные модели, но есть в модельном ряду и каркасные.
  • Не менее известна продукция компании Stream, производящей рыболовные и туристические байдарки.
  • Много положительных отзывов получает продукция компании «Тритон» – надувные и каркасные байдарки и каяки.

О том, как выбрать каяк для рыбалки, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет