Все, что нужно знать о ручных лебедках

Содержание
  1. Устройство и принцип работы
  2. Виды
  3. Популярные модели
  4. Нюансы выбора
  5. Как правильно пользоваться?

Лебедка – ценное приобретение для автомобилиста. Ручная лебедка спасет в ситуации, когда помощи ждать неоткуда, а ехать дальше нужно. Чем чаще в жизни водителя случаются поездки туда, где может быть потенциальное бездорожье, тем сильнее он нуждается в ручной лебедке.

Устройство и принцип работы

Кажется, что электролебедки должна были сместить своего более простого конкурента, но они, к удивлению многих, ломаются чаще ручных. А еще можно использовать вместо лебедки домкрат, но назвать этот способ очень удобным нельзя. И таль, к слову, это совсем не лебедка, а принципиально иное устройство. Потому выбор падает на ручную лебедку – простую и понятную конструкцию. Это не что иное, как подъемный механизм, который способен перемещать грузы по горизонтали. Именно для вытягивания застрявшего авто чаще всего и используется ручная лебедка. Кстати, есть и современные комбинированные модели, которые могут переместить груз еще и по вертикали.

Вся система завязана на барабане. Ему не зря уделяется столько внимания, ведь половина успеха зависит от его надежности. Именно барабан наматывает и разматывает трос, чтобы груз мог переместиться по горизонтали.

Нагрузка, с которой справится ручной подъемник, начинается от 150 кг, максимумом будут 10 тонн.

В плане нагрузки надо быть очень внимательным: не всегда производитель указывает числовой показатель нагрузки, часто на товаре просто стоит маркировка. И покупатель может не понять ее, потому еще в магазине нужно обо всем расспросить консультанта. Но даже этого, возможно, мало. Потому как, например, китайские производители завышают максимальную нагрузку, столько их лебедка на деле не тянет. Отечественные модели в этом плане более точны, они соответствуют заявленным характеристикам. Устройство лебедки – это приводной барабан, привод, тяговый орган, храповый механизм и крюк. Рассмотрим, как устроена и как работает лебедка.

Приводной барабан является полой трубой со щечками, сделанной из прочнейшего металла, на этой трубе есть зубчатая шестеренка. Вращение рукоятки либо движение рычага перемещает зубчатую передачу. Она, в свою очередь, двигает вал с главной шестерней. Та контактирует с зубчатой, и зубчатая тоже приходит в движение. На торцевой стороне зубчатой есть фрикцион, а в торцевой части барабана существует кольцевая выточка по размеру фрикциона. Когда они соприкасаются, барабан крутится, мотает трос и перемещает груз.

На барабане есть маленькие углубления, чтобы трос наматывался равномерно, без перехлестов и запутывания. А цилиндрическая форма обеспечивает предельную емкость при небольших габаритах. Если диаметр барабана тонок, износ троса растет. Но если диаметр превышен, растут вес и размеры модели. Привод может быть зубчатым и червячным. У зубчатого главным элементом будет колесо: зубья цепляют соседние шестеренки, механизм вращается. Простое число зубьев помогает сделать нагрузку равномерной, что предупреждает их истирание. А вот в червячном приводе будут не зубья, а винт с резьбой. И он тоже контактирует с зубчатым колесиком. Благодаря этому механизм подъема работает более плавно.

Тяговый орган – это текстильный либо металлический канат. Один кончик троса фиксируется к барабану, на другом будет крюк. Если лебедка ручная, ее элементы могут быть исключительно с заводской маркировкой. Потому что ненадежный трос может оборваться, что и груз повредит, и человека может травмировать.

Перед тем как использовать лебедку, нужно оценить состояние троса: если там есть признаки износа, его нельзя больше применять.

Храповый механизм обеспечивает безопасность работы системы. Это зубчатый элемент, которому присуще прерывистое движение. Благодаря храповику возвратно-поступательные движения становятся прерывисто-вращательными, а это значит, что они идут в одном направлении. Храповик – это простое зубчатое колесико с асимметричными зубчиками. Односторонний упор помогает системе работать безопасно. Если барабан попытается крутиться в другую сторону, по ходу движения встанет ограничитель, который называют собачкой. Это простая, но при этом надежная тормозная система. Канат не размотается внезапно. Может быть на агрегате и ручной тормоз, который заблокирует барабан.

Крюк должен быть сделан из прочного металла и иметь маркировку с максимальной массой груза. На агрегат ставятся разные по размеру и форме крюки. Заменить их под новые нужды несложно, да и стоимость крюков невелика. На элементе присутствует запорный механизм, который не даст крюку отсоединиться по ходу работы. Максимально эффективный по конструкции крюк представлен проушиной и вращающимся диском. Конечно, это типовая схема, в зависимости от вида лебедок могут быть коррективы в устройстве и в принципе действия.

Виды

Всякая разновидность служит конкретной цели. Монтажная ручная лебедка переместит груз по вертикали, тот же лифт, например. Лебедки используют не только в случае автомобильного затора.

Рычажные

Это компактное приспособление, которое поможет в труднодоступном месте. Легко помещается в багажник. В работе с ним рукоятку следует передвигать вперед и назад, так по прямой оси будет передвигаться и удерживаться тяжелый груз. Спаренным зажимам по очереди придется зажимать трос, чтобы тот двигался куда надо.

Ручная рычажная лебедка способна перетягивать груз до 3 тонн, работать с тросом даже в 10, 20 м. Ей не потребуются специальный монтаж и установка. Хороший вариант для водителя на внедорожнике.

Барабанные

Чтобы намотать трос на барабан, надо крутить рукоятку устройства. Потому работы с этим механизмом обычно проводятся на высоте роста человека. Устройство способно передвигать грузы довольно быстро, но вот тяговое усилие его несовершенно. Такая лебедка разовьет усилие до 1 тонны, но вот тросы, с которыми она может работать, будут даже стометровыми. Эксплуатировать барабанную ручную лебедку можно только при наличии жесткого основания. Такие системы обычно используют в строительстве, в гараже, на предприятии и т. д.

Монтажно-тяговые

Это универсальные устройства, которые применяют как для подъема груза, так и для его протягивания по горизонтали. Подобные системы можно увидеть, к примеру, на эвакуаторах, что перевозят машины. Сначала они притянут эту машину к себе, потом приподнимут ее так, чтобы на дороге оставалось лишь 2 колеса. Именно лебедка возьмет на себя нагрузку сцепления двух транспортных средств.

Популярные модели

Все топы, списки и рейтинги не могут иметь стопроцентной объективности, но если одни и те же модели фигурируют в разных перечнях, это красноречивая характеристика для них.

Посмотрим, какие модели лебедок считаются надежными и не переоцененными.

  • Haui-Master 95541. Работает с гибкой полиэфирной лентой, имеет стальной корпус.
  • Matrix 52225. Это одно из самых бюджетных устройств, его тяговое усилие – 1,6 т, вес равен 6 кг, диаметр троса – 5 мм, длина троса – 2,8 м.
  • Sportsman W1000. К ней идет крепкий стальной трос на 32 фута, поднять она может 454 кг, весит меньше 3 кг. Отличается кованой шестерней, антикоррозийным покрытием корпуса.
  • Invicible Marine BR59230. Это ручная барабанная лебедка со сборкой с коррозийной стойкостью, с оцинкованной рамой и мощностью до 270 кг.
  • STAYER 4310-2. Поднимает груз до 1 тонны, высота подъема – 3 м. Оснащена усиленным корпусом.

В этом перечне представлены модели, рассчитанные на средний бюджет. Их можно назвать достаточно компактными. К тому же с их использованием справится даже новичок.

Нюансы выбора

Выбирая ручную лебедку, нужно оценить несколько параметров, ключевых именно в выборе. Это создаваемое тяговое усилие, длина каната (канатоемкость), материал корпуса, конструкция механизма торможения, механизм привода, количество крюков, надежность производителя и собственный вес. Простые модели с рычажным приводом могут перемещать груз весом в 600 кг, а те, что более совершенны, справляются и с 3000 кг. Нужно, выбирая лебедку, задавать запас тягового усилия. Что касается длины каната, то для большей части ручных лебедок это показатель в интервале 2-5 м. Есть модели и с 15-метровым канатом, но их значительно меньше.

Выбирая ручной механизм, более логично взять модель с фрикционным тормозом либо двусторонним храповиком. По весу ручные конструкции обычно достигают 15 кг. Но если перемещать планируется небольшие грузы, лучше выбрать не самую мощную лебедку в 3-4 кг, максимум в 7 кг. Если вариант легкий, скорее всего, сделан он из алюминиевого сплава. Есть модификации ручных лебедок не в 2 стандартных крюка, а в 3: это поможет в случае необходимости создать двойную ветвь каната с увеличением тягового усилия.

Выбирая агрегат для поднятия груза, стоит изучить степень его надежности по тем же отзывам в интернете. Важны и репутация компании, и обстоятельность отзывов, и конкретика. Можно даже искать сразу для своей модели, например, конкретно лебедку для «Нивы» или для «Рено».

Как правильно пользоваться?

Сразу стоит отметить, что лебедка – небезопасный механизм. А если точнее, работать с ней нужно с учетом строгих правил. Если, к примеру, оборвется трос, это может травмировать стоящих рядом. Еще опаснее оборвавшийся такелаж, что применяется в роли зацепа. Здесь уместна аналогия с тетивой лука: обломанная деталь буквально выстрелит, полетит с большой скоростью.

Работая с ручным подъемным устройством, нельзя перегружать механизм, нельзя использовать истрепанный трос. А также нельзя находиться рядом с работающим устройством в направлении линии подтягивания.

Правильное использование ручной механической лебедки включает в себя следующие моменты:

  • поверхность, на которую будет крепиться модель, должна выдерживать максимум грузоподъемности устройства;
  • максимальный вес того, что поднимают или удерживают, должен быть вдвое меньшим максимума грузоподъемности модели;
  • перед работой узлы и трос лебедки следует осмотреть, проверить ее сначала без нагрузки;
  • если предполагается, что груз придется держать на весу долго, трос закрепляют, чтобы убрать с устройства нагрузку;
  • работать с тросами надо только в кожаных перчатках, чтобы избежать травм;
  • трос наматывается на барабан всегда с нижней части;
  • используя балласт для крепления лебедки на земле, нужно, чтобы его вес вдвое превышал тяговое усилие;
  • перемещать груз надо плавно, рывки исключены;
  • после использования трос неспешно и осторожно вновь наматывается на барабан.

Любая заметная неисправность устройства должна стать запретом для его использования.

Здесь упомянута только основная информация о лебедках. А ведь они бывают еще ленточными, редукторными, имеют народные названия (вроде тяговой «лягушки»). Но для очевидных и распространенных нужд (подъем и опускание авто) представленной информации достаточно. Что же до цен, то дешевую китайскую лебедку можно купить за 2000 рублей. Российский производитель просит в 3 раза больше, но зато и служить такой агрегат будет куда дольше.

Комментариев нет