Лебедка: виды и назначение

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Принцип действия
  3. Сфера применения
  4. Разновидности
  5. Маркировка
  6. Как выбрать?
  7. Как пользоваться?

Организаторам различных производств крайне важно узнать, что это такое — лебедка, и не в общих чертах, а более или менее детально. Внимание следует уделить роликам и другим составляющим устройства. Старательно следует проанализировать тяговые, работающие со свободным сбросом, подвесные, подъемные и другие варианты лебедок.

Что это такое?

Под названием лебедка известен целый ряд механизмов. Несмотря на нюансы, они имеют общую черту — тяговое усилие транслируется от барабана при помощи различных передаточных приспособлений. Привод также довольно сильно варьируется. Лебедки используют как грузоподъемное оборудование. Поднятие производится не только вверх; груз может быть передвинут одновременно и в сторону.

Конкретная грузоподъемность сильно варьируется в зависимости от сложности устройства и цели его применения. На лебедочные установки разработан целый ряд ГОСТов, регламентирующих особенности машин различного предназначения. Среди них выделяются стандарты:

  • 52218-2004 (для общего проходческого оборудования);

  • 12617-78 (для машин, используемых на водном транспорте);

  • 55158-2012 (документ по горно-шахтным приспособлениям).

Принцип действия

Все основные части лебедки монтируются на единой раме, которую собирают путем сварки. На нижних полках в продольных швеллерах располагаются 6 каналов, через которые крепят рабочие части при использовании. Ролики, ставящиеся на поперечно расположенных швеллерах, позволяют избежать трущего воздействия на канат, когда он накручивается на барабан. Именно главный барабанный узел выступает фундаментальным рабочим органом. Как раз на него, как уже сказано, и накручивают канат.

Когда начинает работать вал мотора, запускается кулачковая муфта. Она-то и обеспечивает передачу вращающего усилия на ключевой барабан при помощи редуктора. Эти части могут быть планетарного или червячного типа. Изготовители поставляют их в сборе или разобранными на части.

Так или иначе, при выполнении рабочего цикла кулачковая муфта расклинивается, а кручение вспомогательного барабана происходит, независимо от главного привода.

Если вал привода крутится в обратную сторону, основной барабанный узел также движется похожим образом. Перемещение будет идти, вплоть до момента, когда ослабляется натяжение каната. Стоит достичь этого, как кулачковая муфта отключится и замкнет контакты на концевом управляющем элементе. Электромагнит активирует передачу импульса на дополнительный барабанный узел, что приводит к появлению вспомогательного цикла притягивания каната.

Лебедочный подъемник применяется в устройствах для подъема и крепления листов гипсокартона в процессе монтажа подвесных потолков. Такие устройства работают крайне точно и выставляют листы с малой погрешностью. Регулируя поперечные планки, можно сокращать погрузочную высоту.

Схема автомобильной лебедки включает так называемую площадку. Она обеспечивает удобство крепления без глобальных изменений в конструктиве самого автомобиля. Разработанные сейчас площадки достаточно удобны, чтобы их можно было использовать на машинах любых марок и моделей.

Для изготовления подобных устройств применяют крепкий металл, не склонный к коррозийным изменениям. Такое приспособление хорошо проявляет себя даже в условиях бездорожья.

Механизм автомобильной лебедки преимущественно включает крюк. Его параметры зависят от целевого применения (на квадроцикле, на легковом транспорте, на эвакуаторах). Чаще всего крюки имеют съемный характер. Важную роль играет также удлинитель троса, который решает проблему малой длины самого троса. Особенно важно такое приспособление при усилии лебедки с использованием полиспаста.

Сфера применения

Домашние лебедки активно применяются, как следует уже из названия, в повседневной практике. Ими охотно пользуются при строительных и ремонтных работах. Такие механизмы позволят еще и поднять груз на верхний этаж, спустить его с того же этажа (или в подвал).

Часто лебедочные приспособления применяют в гаражах. Там они нужны для снятия двигателя и других массивных частей с автомобиля и иных транспортных средств. В гаражных условиях обычно применяют самодельные ручные модели. Лишь крупные предприятия приобретают большие заводские изделия.

Достаточно мощные лебедки применяют для эвакуаторов. Они должны позволять гарантированно перемещать тяжелые загруженные автомобили и не причинять им никакого вреда. Но еще более мощные модели применяют для вагонов:

  • на железной дороге;

  • в трамвайных хозяйствах;

  • в метрополитене.

Маневровые механизмы могут передвигать порой несколько вагонов (как минимум до 10). Они в ряде случаев успешно заменяют более дорогие маневровые тепловозы. Такая техника находит применение на погрузо-разгрузочных участках станций. Тяговое усилие и мощность оказываются весьма велики. Продвинутые аппараты весьма просты и надежны.

Монтажные электролебедки широко применяются для стройматериалов. Они пригодны для различных строительных и монтажных работ. Обычно подобное оборудование имеет надежные выверенные площадки. Количество барабанов отличается в зависимости от желаемых параметров. Тип привода тоже довольно гибко варьируется.

Часть самодельных лебедок предназначена для огорода. Такие изделия весьма ценны в частных полевых работах. Электрические самоделки подобного рода активно изготавливались еще в 1990-е годы.

Практика показала, что они успешно заменяют мотоблоки и мотокультиваторы. Можно будет проводить полный цикл работ по выращиванию картофеля, а благодаря поддержанию плодородия земли обеспечивается наивысшая продуктивность.

Для катера или лодки, а также на яхты необходимы специальные лебедки для веревки. Многие из них оснащены функцией автосброса. Якорные подъемные механизмы гибко варьируются в зависимости от целевых необходимых характеристик. Зачастую их продают в комплекте со вспомогательными устройствами, в том числе и с пультами управления. Кроме перечисленных вариантов, стоит упомянуть еще применение лебедок в качестве:

  • составных частей консольных кранов;

  • приспособлений для закатывания тележек по пологим пандусам на погрузочные площадки;

  • оснащения складов;

  • приспособлений при строительстве колодцев;

  • оснащения кузнечных мастерских.

Разновидности

Тяговая

Столь широкое разнообразие функций лебедочных механизмов делается возможным именно благодаря большому ассортименту. Тяговые аппараты наиболее типичны, и их активно применяют в ручном либо механизированном варианте. Эти модели являются основным подъемным либо страховочным оборудованием. Продвинутые варианты дополняют блоками полиспаста, увеличивающими тяговое усилие (правда, расстояние перемещения заметно сократится при таком подходе). Допускается использование тяговых подъемников как на открытом воздухе, так и внутри помещений.

Ручные рычажные версии применяют в монтажных, ремонтных и прочих аналогичных работах. Благодаря компактности размеров обеспечивается удобство применения в ограниченном масштабе. Однако абсолютно преобладают барабанные модификации. Довольно редко применяют червячные конструкции, которые содержат много трущихся и быстро изнашивающихся деталей. Такие модели оправданы лишь там, где на первом месте будут компактность и малое рабочее усилие.

Подвесная

Такое название говорит само за себя. Подобные лебедки крепятся непосредственно на потолок помещения или на специальную гусеницу. Конечно, верхотура в этом случае должна быть очень прочной. Это технологическое решение часто советуют для безопасного перемещения тяжелых грузов. Несмотря на отсутствие каких-либо чрезвычайных сложностей, опасность при неправильном использовании может быть весьма велика.

Шкотовая

Так называемые шкотовые лебедки используют преимущественно на плавсредствах с парусным вооружением.

Судовая

В этом случае речь идет уже об оснастке серьезных, мощных судов. Аппараты позволяют проводить различные операции с тяжелыми грузами. Есть несколько целевых подвидов:

  • швартовые;

  • траловые;

  • специальные;

  • оперативные;

  • якорно-буксирные;

  • становые;

  • буксирные;

  • гидравлические цепные.

Маневровая

Вопреки названию, эта аппаратура нужна не только на рельсовом транспорте. Ее активно используют и в горном деле, и в промышленности. Одни модели оснащаются единственным барабаном, другие имеют двухбарабанное строение. В большинстве случаев сечение каната составляет 1,25 см.

Трелевочная

Название говорит само за себя — трелевочные лебедки используют в лесозаготовках. Они четко стыкуются с колесными или гусеничными тракторами. Крепление часто производится к трехточечному устройству. Привычным решением конструкторов является отбор мощности через карданный вал.

Портативная

Такая техника часто применяется в геофизических работах. Преимущественно она оснащается электродвигателем. Однако встречаются также бензиновые модификации других назначений, в том числе оснащенные бензиновыми приводами.

Железнодорожная

Речь идет не только о маневровых модификациях, хотя и они важны. На железной дороге часто применяются продвинутые ручные модели. Обычно они имеют рычажный тип привода. Такое оборудование поставляют различные российские и зарубежные фирмы. Наряду с перемещением грузов, оно подходит и для работы со шпалами на неэлектрифицированных участках путей.

Маневренно-тяговые модификации позволяют передвигать:

  • вагоны;

  • цистерны;

  • полувагоны;

  • платформы.

Шестеренчатая

В таких лебедках, конечно, содержится шестеренчатый механизм. Их оснащают прочным корпусом. Конструктивное решение подходит только для перемещения грузов в горизонтальной плоскости (для вертикальных работ применять нельзя). Для вращения шестерен надо всего лишь крутить ручку. Целевое применение:

  • монтаж оборудования;

  • погрузка;

  • разгрузка;

  • такелажные работы.

Пневматическая

Подъемное оборудование с пневматическим приводом часто применяется в составе буровых установок. Крупные фирмы предлагают продвинутые аппараты с дистанционным управлением. Отсутствие электрических компонентов позволяет стабильно работать в местах с высокой влажностью. Не представляет опасности также работа вблизи от горючих или взрывоопасных веществ.

Другие

Хорошим вариантом является лебедка «4х4» 12 000 МТ. Модель оснащается синтетическим тросом. Стандартный набор поставки включает систему дистанционного управления. Такое автомобильное оборудование имеет еще и усиленный тормоз. В официальном описании подчеркивается улучшенная влагозащита, герметичный комплекс управления, исключающий пригорание.

Среди автомобильных лебедок среднего ценового уровня стоит отметить продукцию фирмы «Рунва». Производится она на официальном, хорошо зарекомендовавшем уже себя заводе в КНР. Подобное оборудование нередко используют даже для эвакуации автотранспорта, так как оно может развивать усилие до 8000 кг.

Продукты всемирно известного бренда «Комап» также заслуживают внимания. Фирма поставляет как автомобильную оснастку, так и изделия для промышленности и работы с грузами в строительстве. В индустриальном сегменте выделяется версия Wolf 12.0 24V. Она оснащается съемным управляющим блоком и трещоточным дисковым тормозом. Тяговая мощность превышает 5 тонн (точнее, составляет 5446 кг).

Многие монтажные лебедки считаются универсальным и простым оборудованием. Их уверенно применяют в самых разных сферах. Главная область использования — подъем грузов. Такая техника неплохо работает даже при очень ограниченном рабочем пространстве. Грузоподъемность варьируется от 200 до 25000 кг.

Скреперная система применяется в добыче полезных ископаемых. Она уверенно справляется с передвижением большого объема породы. Современные машины часто пригодны даже для подземной эксплуатации. Допускается складирование кусковой и сыпучей породы.

Нужно упомянуть и кабельную лебедку. Такие механизмы применяют, конечно, чтобы прокладывать кабельные магистрали. Сила натяжения варьируется от 10 до 360 кН. Движение обеспечивается:

  • электрическим;

  • бензиновым;

  • дизельным моторами.

Подвижная лебедка больше известна под названием таль. В качестве привода применяют:

  • электрические;

  • гидравлические;

  • пневматические системы.

Что касается безредукторных аппаратов, то они востребованы в скоростных лифтах. Исключение редуктора позволяет сделать технику компактнее и сократить шум при работе. Если скорость кабины менее 2 м/с, редуктор полезен.

Ленточная техника предназначена для работы на горизонтальных или наклонных поверхностях. Подобное оборудование востребовано на грузовом флоте. Используют его и в автохозяйствах.

Предназначение вертолетной системы понятно уже по ее наименованию. Что касается реверсивной техники, то она нужна для перемещения грузов по рельсовым путям сразу в двух направлениях. При запросе заказчиков предусматривается взрывозащищенное исполнение.

Особые канатные лебедки предназначены для максимально сложных применений. Расчетная несущая способность оборудования достигает 250 тонн. Ходовой привод обычно оснащается комплексом плавного запуска. Конструкторы предусматривают возможность доставки хрупких грузов.

Кабестановая техника подходит для активного применения в строительной сфере. Она пригодится и при прокладке кабельных линий. Хорошим тому примером следует считать оборудование фирмы Vetter.

Внимания заслуживает и яхтенная лебедка. Самые продвинутые варианты подобных моделей предназначаются для круизных и гоночных парусных судов. Зачастую поверхность представляет собой алюминий с углеродистым покрытием. Сечения веревок обычно от 0,6 до 1 см.

В море полезны лебедки со свободным сбросом. Обычно такие якорные приспособления используют вместе с регулирующими механизмами. Это отличное решение для рыбацких лодок, не располагающих местом для хранения цепей и тросов при традиционной конструкции.

Маркировка

Она наносится в виде табличек (шильдиков). Обычно эти обозначения располагаются в задней части корпуса. В типичном описании упоминают:

  • заявленную грузоподъемность;

  • скорость поднятия груза;

  • сечение каната;

  • кратность полиспаста;

  • крутящие параметры;

  • силу тока;

  • число подключаемых канатов;

  • потребляемую мощность;

  • другие параметры, которые пожелает указать изготовитель.

Как выбрать?

Прежде всего следует начинать с отбора по целевому назначению. Именно этот фактор определяет, насколько мощным должно быть устройство, и как конкретно его удастся использовать. Но и грузоподъемность (даже подобранная с запасом) – это еще не все. Важно обратить внимание на тип используемого привода и его характеристики, что также имеет прямое практическое значение. Нужно учесть, что вертикальное поднятие груза предъявляет к оборудованию более высокие требования, нежели его передвижение в горизонтальной плоскости. Особняком стоит оборудование, перемещающее груз в наклоненном положении.

Надо обратить внимание и на расстояние, на которое предстоит двигать груз. Этот параметр определяет целевые характеристики барабана, соответствие по длине цепей либо веревок. Для периодического использования в быту подойдут ручные подъемные механизмы. Наличие пульта управления явно окажется удобным дополнением для электрифицированного устройства. Независимо от этого, впрочем, следует удостовериться, что ремонт не понадобится слишком часто, и получится провести его без проблем, легко получив сменные детали.

Другие соображения:

  • наличие теплового предохранителя при использовании электропривода очень полезно;

  • если устройство работает от аккумулятора, критична его емкость;

  • тепловой двигатель внутреннего сгорания тяжелее и дороже электромотора, однако может работать беспрерывно, как и гидравлическая система;

  • оборудование ручного типа обычно поднимает не более 2000 кг.

Как пользоваться?

К каждому заводскому подъемному механизму обязательно прилагается техническая документация и рекомендации по применению. Однако общие нюансы работы более или менее одинаковы. Чем сложнее и мощнее техника, тем важнее идеальная ровность поверхности и качество фиксации.

Стоит помнить как о предельной грузоподъемности, так и о несущей способности монтажной поверхности. Нельзя игнорировать разницу между грузоподъемностью при притягивании и во время подъема (второй показатель в 2 раза ниже).

Электрические машины ставят строго на сухое основание. Относительная влажность воздуха должна составлять максимум 90%. Независимо от типа привода, следует тщательно осматривать оборудование перед использованием, и оценивать его действие без нагрузки. Любые дефекты, в том числе и на тросах, должны быть немедленно устранены.

Дополнительные рекомендации:

  • лебедка не подходит для фиксации груза на высоте;

  • все электрические компоненты следует заземлять;

  • превышение длины троса, допустимой для конкретной модели, категорически неприемлемо;

  • работать с подъемной техникой следует аккуратно, и допускать к нему только квалифицированных сотрудников;

  • очень важно регулярное смазывание аппаратов;

  • промышленная техника должна ежегодно проходить полный цикл ремонтно-восстановительных работ.

Автомобильные лебедки в целом применяют так же, как и промышленные аналоги. С ними идентично требуется работать аккуратнее. Обязательно используют кожаные перчатки и гасители. Тросы наматывают снизу, а после натягивания проверяют, насколько трос параллелен земле.

Если вольтметр показывает работу на пределе, надо остановить работу, и поставить блок, либо изменить подход к вытягиванию автомобиля.

Комментариев нет