Выбираем трос для лебедки
Лебедка – механизм, знакомый большинству автовладельцев. А также она используется и при работе с различными грузами на строительных площадках и в промышленных зонах. Вне зависимости от назначения, важную роль играет правильный выбор троса. От этого зависят эксплуатационные возможности и общая безопасность.
Виды
Для изготовления тросов сегодня используют два материала – сталь и кевлар. Первыми появились металлические изделия. Они подходят для установки на автомобильные и ручные лебедки.
Стальные тросы изготавливают из оцинкованной высокоуглеродистой проволоки путем скручивания. Металлические нити могут иметь сечение от 0,4 до 3 мм, а также отличаются по показателям запаса прочности на разрыв.
Характеристики зависят не только от качества сырья, но и от конструкционных особенностей. Тросы делятся на несколько категорий.
-
Одинарной свивки. В этом случае нити скручиваются в единственную прядь, но при этом слоев намотки может быть несколько. Количество проволок в плетении указывается в маркировке.
-
Двойной свивки. У этих изделий есть сердечник, на который накручиваются пряди. Сердцевина может быть сделана не только из витой проволоки, но и из других материалов.
-
Тройной свивки. Эти тросы также состоят из сердечника и нескольких прядей. Основа делается из проволоки небольшого сечения, что позволяет увеличить гибкость изделий.
Обычно на производстве используют крестовую свивку. Нити в наружном слое имеют различное направление, благодаря этому плетение становится более прочным. А также тросы отличаются по степени скручивания, могут быть гибкими или жесткими.
Толщина изделий бывает разной – те, что с диаметром 5-10 мм, используются для подъема различных грузов. Для транспорта подойдут канаты на 12-14 мм.
Металлические изделия имеют несколько преимуществ:
-
доступная цена;
-
меньше, чем кевларовые, подвержены износу при столкновении с песком, грунтом и другими абразивами;
-
могут прослужить долгое время при правильном уходе.
Однако и недостатков у них хватает. Эти изделия склонны к перегибам и скручиваниям, поэтому при намотке на лебедку нередко возникают затруднения. Кроме того, на них образуются заусенцы, есть риск повредить руки. Металлические тросы очень тяжелые, и при обрыве могут стать причиной травмы людей или повредить автомобиль.
Раньше все пользовались стальными изделиями, поскольку альтернативы не было, но сегодня доступен другой вариант – кевларовый.
Такие тросы делают из синтетического материала, который ничем не уступает металлу. Можно выделить ряд плюсов продукции из кевлара.
-
Гибкость. Эти канаты гораздо реже перекручиваются. Кроме того, намотка на барабан происходит быстрее.
-
Небольшой вес. За счет этого снижается нагрузка на переднюю ось машины, если трос используется с автолебедкой.
-
Ремонтопригодность. При разрыве отдельных волокон изделие можно починить.
-
Безопасность. Допускается работа без перчаток, хотя лучше все же использовать их. Если подобный трос лопнет, то риски гораздо меньше, чем со стальным.
-
Влагоустойчивость. В воде такие изделия не тонут и не впитывают ее.
Недостатки тоже присутствуют. Стоит продукция из кевлара дороже, поэтому не все решаются на покупку. Кроме того, материал склонен к истиранию, контакт с песком и мелким гравием ему вредит.
Отдельно стоит отметить, что кевларовую продукцию часто подделывают, с учетом этого лучше приобретать такой товар в проверенных местах. Иногда покупатели страдают от собственной невнимательности, выбирая вместо нужного изделия нейлоновый или капроновый трос. Хотя внешне они могут быть похожи, эти мягкие веревки менее прочные, и нередко рвутся при первом же использовании.
Нюансы выбора
У каждого материала свои недостатки и преимущества, поэтому прежде всего нужно определиться, для каких целей вам нужен лебедочный трос.
-
Металлические подойдут тем, кто редко пользуется подобными приспособлениями, в этом случае нет смысла переплачивать. А также стальные изделия – хороший вариант, если вы активно используете лебедку зимой, поскольку кевларовые рискуют превратиться в кусок льда, если попадут в воду, а потом останутся на морозе.
-
Синтетический материал лучше выдерживает активную эксплуатацию. Если вы постоянно пользуетесь лебедкой, то стоит выбрать кевлар. А также он лучше подходит для применения в теплый сезон.
Ручные лебедки с классической конструкцией часто комплектуются стальными тросами, но можно поставить на них и кевларовый, если он в большей степени соответствует условиям.
Для электрических механизмов синтетические изделия тоже подойдут.
Помимо материала, значение имеют следующие критерии.
-
Диаметр. Чем он больше, тем выше допустимая нагрузка. Для машин массой около 1,5 тонны подходят тросы на 12-14 мм.
-
Длина. От нее зависит, на какое расстояние можно будет переместить груз. Кроме того, этот показатель может влиять и на величину тягового усилия. Стандартные параметры – 25-30 метров, но при необходимости можно приобрести удлинитель.
-
Грузоподъемность. Варьируется в пределах 1-10 тонн. Лучше брать с запасом, чтобы избежать обрыва каната в самый неподходящий момент.
Вне зависимости от того, какое изделие вы предпочтете, за ним нужно будет правильно ухаживать. Это позволит продлить срок службы троса.
Советы по уходу
Металлические изделия в целом неприхотливы. Им не требуется сложный уход, нужно только следить при укладке, чтобы трос ложился равномерно и не проваливался между витками. А также рекомендуется примерно раз в два месяца смазывать средством против ржавчины. Если при работе вам необходимо обжать трос, то лучше использовать не менее трех фиксаторов, чтобы избежать разрывов и повреждений.
Кевларовые изделия требуют более трудоемкого ухода. Сматывать трос можно только под нагрузкой. Желательно обработать клюз – отполировать его, чтобы канат не стирался при контакте с поверхностью.
Синтетические изделия после использования нужно стирать – важно полностью удалить песок и другие абразивные частицы, которые могут повредить волокна. А также необходима тщательная сушка.
Если трос выбран правильно, в соответствии с условиями и уровнем нагрузки, то он станет надежным помощником в работе. А правильный уход поможет продлить срок эксплуатации.