Особенности подключения лебедки
Аккумуляторная лебёдка для автомобиля поможет в местах, где некого попросить помочь вытащить застрявшую машину. Если вам досталась не покупная лебёдка, а привод от неё – без элементов управления, – то перед использованием в деле этот мотор подключают по соответствующей схеме.
Пошаговая инструкция
Схема подключения аккумуляторной лебёдки к автомобилю представлена наличием нескольких выводов у данного приспособления:
-
«масса» мотора лебёдки – подключается к кузову машины (где «минус» от АКБ);
-
«сматывание» (F2);
-
«разматывание» (F1);
-
вывод «А» (основной «плюс» по питанию).
При сматывании «плюс» от АКБ подаётся на F2, а при разматывании троса – на F1. Второй из этих двух «функциональных» выводов коммутируется по первому, к которому подаётся «плюс» по питанию. Выводы подключаются друг к другу по цветам проводов – согласно разметке: нельзя перепутать, к примеру, «F1» и «F2» на автомобильном и моторе лебёдки.
У реле на квадроцикле похожая схема, на всех моделях имеются специальные разъёмы для облегчения и ускорения подключения лебёдки. Разъёмы делаются таким образом, чтобы по-другому – наоборот – подключить лебёдку не удалось.
Более полнофункциональные автолебёдки выпускаются с пультом, который переключает сматывание и разматывание троса по беспроводной связи. Сделано это ради безопасности – потребитель (водитель) должен рулить машиной или квадроциклом, чтобы как можно скорее вытащить его, даже когда рядом ассистента нет. С этой целью схема подключения электролебёдки с мотором на основе обмотки возбуждения к квадроциклу выглядит следующим образом.
-
«Минус» от АКБ – на «массу» двигателя.
-
Выводы F1, F2 и A соединены соответственно – так реле квадроцикла подключается к мотору лебёдки.
-
Белый провод радиоблока пульта управления подключается к такому же по цвету проводу на реле. Аналогично подключается и жёлтый. Когда используется проводной пульт, то по цветам к реле квадроцикла подключаются все три провода: четвёртый – белый – у кабельных пультов отсутствует.
-
Красный и чёрный провода пульта – соответственно, «плюс» и «минус».
У мотора на магнитах вывод «А» отсутствует. Вместо 4-проводной линии – в отличие от её предыдущего варианта – используется 3-проводная, поэтому подключать «плюс» в дополнительной точке такой лебёдки незачем.
Для подключения лебёдки, работающей от 12 вольт, к переменной сети 220 В классический способ – раздобыть блок питания, рассчитанный на такой ток. Дело в том, что лебёдка, поднимающая несколько тонн, потребует тока в 100–250 ампер при работе от 12 В. Лучший способ – приобрести сварочный трансформатор и перемотать его вторичную обмотку на 12 В (он выдаёт переменный ток), а саму лебёдку подключить через диодный мост с запасом мощности на несколько сотен ампер. Этот диодный мост потребует радиатора.
Попытки запустить эту же лебёдку от зарядных устройств, заряжающих АКБ авто или квадроцикла, ни к чему не приведут: данный блок питания не выдаст и десятой части (ампераж по току). Либо потребовалось бы до 15 таких БП, что само по себе выходит дорого.
Лучший выход – использовать лебёдку на основе двигателя переменного тока заданной мощности, например асинхронного, в котором нет ни щёток, ни колец. Ему не требуются ни выпрямитель (диодный мост), ни понижающий трансформатор. Если есть возможность применять трёхфазную сеть, то используют соответствующий двигатель: потребление энергии более экономично благодаря отдаваемому КПД (тяговое усилие).
Схема трёхфазного подключения мотора – «звезда» – предполагает подведение к каждой из фаз соответствующей катушки: перефазировка в этом случае не допускается.
Если под рукой нет трёхфазной сети, то воспользуйтесь китайским преобразователем однофазного питания в трёхфазное: его вход подключается напрямую в розетку, а выходы – согласно схеме трёхфазного двигателя. Установка такого преобразователя на лебёдку не потребуется.
Полезные советы
Если затраты на лебёдку 12 В себя не окупят в этом случае, то имеет смысл перейти на более высокое питающее напряжение: 24, 36, 48, 60, 72 или 84 В. В быту, когда под рукой имеется лишь стандартная электросеть, использование низковольтных лебёдок по затратам нецелесообразно: это приводит к резкому увеличению габаритов и массы трансформатора.
Наиболее искушённые пользователи могут вспомнить, что в сварочном инверторе присутствует постоянный ток напряжением от 40 до 60 В, а это значит, что инвертор трансформатора вполне способен выдать ток до 300 А. Соответственно, если лебёдка потребляет 200–250, что заметно ниже запаса мощности инвертора, её можно попробовать запитать от такого источника тока. Но злоупотребление этим способом приводит к выходу из строя инвертора.
Если у вас имеется трёхфазная сеть с межфазным напряжением в 380 В (например, вы работаете на объекте, где такое возможно), то задача упрощается. Чем выше напряжение, тем ниже ампераж, но возрастает риск получить поистине смертельный удар током.
Все высоковольтные лебёдки, включая китайские, без проблем запитываются напрямую от сети питания. Если всё же потребовалось использовать съёмную автомобильную лебёдку на 12 вольт в домашних условиях, то проверенный вариант – зарядное устройство и аккумулятор от «МАЗа» или «КамАЗа» на ёмкостный ампераж 200–300 А. Недостаток такой схемы – перед пуском лебёдки нагрузку с ЗУ нужно убрать, иначе – в лучшем случае – перегорают предохранители или срабатывает защита по перегреву. Принцип действия такой сборки – лебёдка может работать не более 20 минут, а заряжаться АКБ будет до суток. Недостаток такого решения – быстрая деградация пластин АКБ, т. к. лебёдка берёт ток в 300 А. Как показывает опыт, лучшее решение – готовая лебёдка на 220/380 В.
Как подключить лебедку, смотрите далее.