Особенности якорных лебедок и их установки

Содержание
  1. Общее описание
  2. Виды
  3. Популярные модели
  4. Комплектующие
  5. Советы по выбору
  6. Нюансы установки

То, что катера и яхты имеют якорные устройства, ни для кого не новость. Для подъема и сброса якоря эти суда комплектуются якорными лебедками. Но с недавних пор такими устройствами стали оборудоваться и обычные лодки, и даже лодки надувные.

Общее описание

Времена, когда большие и малые суда вставали на якорь, который опускали и поднимали вручную, ушли в прошлое очень давно. Современные корабли разного водоизмещения, и даже катера и яхты обязательно оснащаются якорным оборудованием, которое делает подъем якоря простым процессом.

Если якорная лебедка приобретается самостоятельно, то при ее выборе нужно учитывать следующие факторы:

  • габариты и водоизмещение плавсредства;

  • вес якоря, диаметр и длина его троса;

  • габариты ящика для якоря.

Якорная лебедка имеет несложное устройство. Ее главная деталь и рабочий орган по совместительству – вращающийся барабан или бобина. На этот барабан накручивается якорная цепь или трос при подъеме якоря. Стойки барабана или бобины закреплены на палубе судна неподвижно.

Поднимать якорь с помощью вращения бобины легче, даже если ее вращать вручную.

А наматываемая на бобину якорная цепь или трос занимают гораздо меньше места, чем если бы ее укладывали на место вручную.

Виды

Все лебедки для подъема якоря делятся на три группы по виду привода.

  • Лебедки с ручным приводом просто облегчают подъем якоря вручную, снижая требуемые физические усилия человека.

  • Лебедки с электроприводом работают в автоматическом режиме без участия человека.

  • Лебедки с гидроприводом имеют сложное устройство, стоят дорого и устанавливаются на крупных судах.

Ручная лебедка имеет простое устройство и доступную стоимость. Конструкция включает редуктор, увеличивающий усилие человека. Но он их не заменяет – для поднятия якоря нужно за рукоятку вручную вращать барабан. Эти устройства очень надежны и стоят недорого.

Лебедка электрическая работает без участия человека. Ее барабан вращается от электродвигателя через понижающий редуктор, который уменьшает до необходимого количество оборотов привода. Это устройство со свободным сбросом якоря. При опускании якоря барабан просто снимается с тормоза, и якорь погружается в воду под своим весом. Когда якорь нужно поднять, то в работу включается электродвигатель. Электродвигатель работает от аккумуляторов. А для судов малого водоизмещения, например, для катера, используются компактные аккумуляторные батареи.

Небольшие электрические якорные лебедки имеют дополнительно аварийный ручной привод.

Якорные лебедки с гидравлическим приводом дороги, имеют сложное устройство. Судовая лебедка приводится в движение за счет давления создаваемого и передающегося рабочей жидкостью гидравлической системы.

Якорные лебедки различаются по виду компоновки.

  • Вал привода имеет вертикальное расположение. Вертикальная лебедка имеет и другое название – шпиль. Это компактные устройства. На палубе находится только барабан или звездочка, а привод размещают под палубой. Благодаря большому охвату якорного каната звездочки такая лебедка редко пробуксовывает, а канат не перескакивает при укладке. В целом устройство легче и дешевле других видов якорных лебедок, но требует качественного обслуживания.
  • Название лебедки с горизонтальной осью вращения знакомо многим. Это – брашпиль. Устройство размещается на палубе полностью. Барабан или звездочка могут быть размещены с любой стороны. Угол охвата барабана канатом меньше, чем у вертикальной лебедки. У этого устройства простой монтаж, к нему можно подойти для обслуживания с любой стороны. Но необходимо наличие хорошего прочного корпуса. Лебедка занимает на палубе немало места. Идеально подходит для небольших катеров и лодок.
  • На судне обычно имеется еще и швартовная лебедка. Она имеет горизонтальное исполнение и предназначена для подтягивания судна к причалу. Эти устройства бывают простыми и автоматическими.

Популярные модели

Якорные лебедки устанавливаются не только на катера и яхты.

Сегодня ими пользуются даже рыбаки-любители, имеющие в своем распоряжении лодки металлические, деревянные и даже надувные, перемещающиеся в них по спокойным речным акваториям.

Хотя устройства для подъема якорей стоят очень дорого, часто по цене они догоняют стоимость самой лодки, все-таки есть модели, пользующиеся большой популярностью у владельцев небольших лодок.

  • Модель Minn Kota Deckhand 40К относится к одним из таких типов. Она постовляется в сборе с якорем и оснащена 30-метровым нейлоновым тросом, способным выдержать нагрузку в 365 кг.еп. Привод у модели электрический. Электродвигатель питается от аккумулятора с напряжением 12 В. Запускается двигатель нажатием на кнопку.

У модели есть удобное крепление для поднятого якоря, которое не допустит раскачивание якоря во время хода лодки. При желании якорь можно заменить на другой, крепление позволяет сделать это быстро. Стоит такая лебедка 36 тысяч рублей.

  • Якорная лебедка модели Stronger Steel Hands 20 предназначается специально для надувных лодок, длина которых не превышает 4 м. Она также имеет электропривод с питанием от аккумулятора.

У этой модели управлять перемещением якоря можно с помощью дистанционного пульта. Устройство монтируется в носовой части лодки на специальные крепления, которые соединяются пайкой. Стоимость такой модели у официального дилера компании составляет 20 тысяч рублей.

  • Якорные устройства «Мореман» можно приобрести сети недорогих фирменных магазинов. Они производятся в КНР по заказу компании «Мореман». Они имеют электропривод, который работает от аккумулятора напряжением 12 В. Трос с якорем находится на барабане и хранится в таком положении. Длина троса – 30 м, разрешенный вес якоря – до 9 кг. Вес устройства чуть меньше 8 кг.

Комплектующие

В различных специализированных магазинах, продающих оснащение для лодок, яхт и катеров, можно приобрести комплектующие к якорным лебедкам разных фирм-изготовителей. Еще удобнее воспользоваться предложениями интернет-магазинов той же специализации.

Всегда в продаже есть пульты дистанционного управления. Можно приобрести роульс для лебедки. Но эти устройства не универсальны, и нужно покупать его от того же изготовителя, которым была выпущена и лебедка. А вот кнопка управления является универсальным устройством.

Если нужен блок управления, то он также может выпускаться универсальным или для конкретной модели. Например, можно приобрести блоки управления для лебедок «Мореман» производства КНР. И, конечно, в продаже всегда можно найти подходящий трос или шнур, запасные ролики, предохранители, клюзы, аккумулятор.

Советы по выбору

  1. Владельцам катеров и яхт специалисты предлагают выбрать якорные лебедки с электроприводом, особенно если это устройство будет приобретаться в полной комплектации: с крепежом и фиксатором.
  2. Для яхт не стоит покупать лебедку с функцией свободного сброса якоря, так как они предназначаются в основном для катеров.
  3. Лебедки для подъема якоря, предназначающиеся для яхт, стоят дороже, так как выпускаются со всеми необходимыми приспособлениями и крепежом для их установки на яхте.
  4. Не стоит покупать такую установку с коротким канатом.
  5. При покупке необходимо обязательно проверить наличие аварийного сброса каната.
  6. Нет таких канатов, которые можно было надежно и прочно фиксировать.
  7. Если выбирается якорное оборудование для пластиковой лодки, то нужно учитывать вес и габариты этого устройства, чтобы оно не помяло или не продавило борт лодки. Есть вполне миниатюрные изделия, развивающие достаточную мощность при выборе из воды якорного троса.

Нюансы установки

Якорные лебедки для пластиковых лодок могут быть установлены на нос лодки, передний или последний ряд пассажирских мест, и их можно установить на специальные блоки.

На носу лодки и даже катера места немного. Кроме якорного оборудования, там устанавливается и другие устройства. Поэтому часто производится скрытая установка этого оборудования. Такая установка производится с размещением и креплением лебедки под палубой катера или яхты. Возможна установка и на корму.

Обычно якорная лебедка уже имеет в комплекте специальные крепления для установки именно в носовой части лодки.

Комментариев нет