Описание рычажных ручных лебедок и их применение

Ручная рычажная лебёдка – механизм, который чаще всего пригождается на автодороге с отсутствующим твёрдым покрытием. В плохую погоду там очень просто завязнуть, особенно когда дорожное пространство засыпано глиной, вынутой после строительства подземных этажей зданий поблизости. При сильном ливне машина застрянет, поскольку образуется раскисшая грязь.


Устройство и принцип работы
Рычажная лебёдка работает за счёт раскачивающего действия рычага, который вращает барабан. Отдалённо механизм рычажной лебёдки напоминает домкратный, поскольку в его составе содержится храповик. Рычажное приспособление, равно как и червячное, шестерёнчатое, не обходится без катушки-барабана, на который наматывается трос. Характеристики рычажной лебёдки рассчитаны на поднятие и перемещение груза весом от нескольких центнеров до нескольких тонн.
Когда водитель застрявшего в дорожной грязи авто закрепляет якорь в грунте на некотором расстоянии от машины и, зацепив трос за него и за бампер, раскачивает рычаг или крутит вертушку, то трос, закреплённый в середине своей длины, наматывается на барабан, натягиваясь со стороны якоря и машины, взятой на этот своеобразный буксир.
Прилагаемого усилия хватает, чтобы создать силу натяжения больше тонны. Это позволяет, к примеру, переместить машину подальше от трассы, если она вдруг заглохла и создаёт опасность движения проходящих мимо других автомобилей. Торможение лебёдки может осуществляться с помощью храпового механизма.
Плавный запуск при увеличенной массе груза может быть дополнен понижающим обороты редуктором, но такая лебёдка относится больше к гибридным (рычажно-шестерёнчатым) изделиям.
Преимущества и недостатки
Ручная рычажная лебёдка обладает простотой и миниатюрностью исполнения – в плане занимаемого в багажнике места, её легко перевозить, она не выпирает в стороны такими деталями, как ворот, за который обычная барабанная вращалась бы. Обладая запасом прочности (при использовании только стали в деталях), она выручит и на плохой дороге, когда требуется отбуксировать машину из топкого места без буксира, и при необходимости поднять на крышу дома груз, например, ведро цементного раствора, уже готового бетона или гравия.
Возможен вариант, когда на строящийся второй этаж поднимают и мешок цемента, вес которого может достигать 50 кг. Опытные пользователи могут на основе лебёдки сделать даже ручной лифт – при наличии в механизме стопорных элементов, предотвращающих внезапное разматывание троса и падение груза.
Ручная лебёдка с рычагом не требует фиксации на устойчивой поверхности. Её задача – вытянуть из грязи автомобиль, когда это приспособление находится даже на весу, в любом положении, будучи подвешенным на натянутом тросе.
Виды
Существует несколько видов рычажных лебёдок, обладающих одной и той же закономерностью функционирования – маятниковым перемещением рычага. Они различны по устройству тяговой составляющей, которое в конечном итоге и предопределяет уровень надёжности. Сегодня это ручная рычажная лебёдка ЛР, тяго-монтажный механизм МТМ и чисто бытовое приспособление.
Рычажная ручная лебёдка рассчитана на частое и интенсивное использование, у неё трещоточный механизм подъёма, длина троса – не более 9 м, но и этого хватит, чтобы вытащить машину из грязи. Устройство на основе МТМ позволяет в значительной мере преодолеть этот предел, позволяя и поднимать, и передвигать груз. В основу МТМ входят особые сжимающие элементы, протаскивающие трос лебёдки через её корпус. Благодаря возможности устанавливать большой барабан пользователь избавляется от строгого ограничения длины троса. Второе называние МТМ агрегата – так называемая лягушка (лебёдка «лягушечного» построения).
В отличие от МТМ, ЛР – низкобюджетное решение, но и тоннаж передвигаемого и поднимаемого груза нередко ограничен тонной с небольшим. Цепная лебёдка показывает себя не намного хуже, чем тросовая. Разница в основном лишь в том, что на барабан вместо троса наматывается цепь. С помощью крюка, который входит в комплектность устройства, цепная или тросовая лебёдка цепляется за якорь или любое другое препятствие. Трос перемещается при помощи тросопротяжных роликов, одновременно служащих и направляющими.
Стеснённость условий может быть любой – лишь бы человек обладал уверенным доступом к месту погрузочно-разгрузочной или тяговой работы, которую ему необходимо выполнить. В ленточных лебёдках роль троса выполняет лента из полиэстера и капрона, устойчивая к значительному растяжению и разрыву при прилагаемом усилии до 5 т (49 кН). Она наматывается не витками и слоями, как трос (виток к витку), а только послойно: для наглядности смотайте любую ленту или длинный лист в рулон.
Тросовая лента изготавливается из волокон, в которых могут быть переплетены различные материалы в виде нитей: нейлон, капрон, арамидное волокно, полиэстер. Лучшие натяжные ленты – в составе дорогих лебёдок – изготавливаются в основном из материалов авиационного назначения: один такой трос значительно превосходит те пять тонн, на которые рассчитан простой автобуксировочный шнур. Недостаток троса – опасность получения серьёзных травм при его случайном обрыве, чего не наблюдается при использовании ленты или каната.
По тоннажу лебёдки делятся на 1, 2, 3, 4 и 5 т. Тоннаж, который поднимает/тянет эта лебёдка, нисколько не зависит от её разновидности. Запас прочности барабана, шестерёнок и рычагов определяется конкретным подходом производителя и зависит от того, насколько толстые и массивные стенки и зубцы у этих деталей, а также от особенностей конструкции, усиленность которой тоже влияет на разрешённую нагрузку, оказываемую перемещаемым грузом.
Усилие, развиваемое руками, не превышает 80 кг для рычажной лебёдки. Заметно большее усилие – в килограммах силы на рычаге – развить одному человеку для его долговременного поддержания трудно.
Лучшие модели
Для сравнения приведено несколько моделей с разными характеристиками. У многих из представленных образцов рабочие параметры обладают значениями выше средних.
- KRAFT 4Т KT 705009 – модель рассчитана на подъём грузов до 4 т. Трос – 6 мм, длина его составляет 3 м, предусмотрено 3 крюка, долговечное использование, двойной храповик, возможна работа в любом положении.
- Gigant GCP-2 – до 2 т груза за один подъём на небольшую высоту, 4-миллиметровый трос, 2,8 м троса или цепи, 2 крюка, двойной храповик.
- TUNDRA 1002762 – на 4 т груза за один подъём, 2 крюка, 4-миллиметровый трос на 3 м.
- MATRIX 52225 – 5-миллиметровый трос длиной 2,8 м, на 3 т за одно перемещение по горизонтали, 3 крюка, до 1600 кг за одно поднятие, есть стопор.
- Gigant GCP-4 позволяет выдержать груз поднятым долго. 5,5-миллиметровый трос, 3 м, 4 т на перемещение, 3 крюка, двойной храповик.
Ознакомившись с обзором представленных в магазине моделей, потребитель выбирает оптимальный вариант. Однако не всегда указанное значение в несколько тонн соответствует поднимаемому грузу: в целях увеличения объёма продаж это значение соответствует лишь перетаскиванию (перекатыванию), а не вертикальному перемещению конкретного объекта, который необходимо переместить.
Реальная весовая нагрузка именно на подъём может оказаться примерно в 3 раза меньше, чем та, которую лебёдка испытывает на волочение или откатывание по горизонтали. Чтобы поднять груз в несколько тонн, потребуется либо в несколько раз более мощный механизм – и соответствующий ему трос, – либо и вовсе понадобятся услуги автокрана.
Следует учитывать, что 3-5-миллиметровые тросы поднять в воздух несколько тонн не могут – они гарантированно оборвутся, а сами барабан и храповик, шестерни в данном случае получат значительные повреждения. Не пытайтесь обойти законы физики.
Как пользоваться лебедкой?
Инструкция по применению обычно поставляется к каждой модели. Но чтобы использовать правильно это приспособление, не получив травмы и не сломав его, стоит изучить некоторые закономерности, общие для всех моделей.
Заправить – при замене старого на новый – можно только тот трос, что рекомендован для определённого приспособления. К примеру, на лебёдке вместо 5-миллиметрового нельзя использовать 3-миллиметровый – равно как и крюки, обладающие меньшим запасом прочности. Однако это не означает, что вместо 3-миллиметрового можно применить, наоборот, 6-миллиметровый: слишком толстый трос на малом по разрешённой нагрузке приспособлении плохо гнётся, туго заправляется, и барабан с направляющими роликами в итоге не справляется.
Недопустимо вместо троса использовать верёвку или канат. В противном случае нагрузку следует ослабить в 3 и более раз. Опустить груз с помощью лебёдки легче, чем поднять. Однако, опускать его, чтобы он не разбился и не травмировал никого из присутствующих вокруг, следует постепенно: лебёдки без тормоза, так же как и при поднятии, без фиксации барабана в определённом положении, не используются.
Эксплуатация любой рычажной лебёдки не должна осуществляться в условиях присутствия большого количества грязи. Дело в том, что, к примеру, при вытягивании машины из болота забитые зазоры, шестерни, рычажные механизмы (включая храповик на тормозе) работают намного хуже. При этом не только возрастает сам износ трущихся деталей, но и в целом это приспособление работает заметно хуже.