Особенности цепных лебедок

Содержание
  1. Устройство и принцип работы
  2. Виды
  3. Сферы применения

Кроме тросовых и канатных лебёдок, свою нишу в производстве, строительстве и буксировке автомобилей/мототранспорта заняли и цепные устройства. Чаще всего цепная лебедка используется при перемещении грузов, чей вес превышает собственную массу грузчика, а прилагаемая для его подъёма сила лежит далеко за пределами человеческой.

Устройство и принцип работы

Цепная лебедка работает в случаях, когда сохранность жизни и здоровья грузчика гораздо важнее, чем неоправданный риск при перемещении конкретного груза. В основу её действия положена намотка не троса или каната, а цепи. Последняя при этом обладает сварными звеньями: заменить звено можно, лишь распилив повреждённое (надломленное) пополам.

В случаях, когда груз слишком тяжёлый и сложный по своему строению, относится к выраженной категории опасности, применяют в основном моторизованную лебёдку, также с намоткой цепи. И оси механизма, и сама цепь могут оказаться закалёнными: калёная сталь значительно крепче обычной. Назначение мотора – в несколько раз упростить поднятие и опускание грузов, а также помочь в их протаскивании по горизонтали. Двигатель до нескольких киловатт может поднять и протащить гораздо больше – иной раз на порядок-другой – груза (по килограммам), чем это сделали бы с помощью аналогичной ручной лебёдки даже двое рабочих.

Электрическая цепная лебёдка включает в себя следующие функциональные узлы, кроме электромотора.

  1. Редуктор – понижает крутящий момент, не убавляя большого количества силы (тяги), развиваемой за счёт вала двигателя.
  2. Муфта – она защищает вал от лишнего люфта и вибрации, продлевая срок его службы.
  3. Барабан – сообщается с валом двигателя посредством шестеренчатого редуктора. На пониженных оборотах он плавно наматывает и сматывает цепь.
  4. Рама с корпусом – соединяет, объединяет все детали и узлы воедино. По углам находятся дополнительные диагональные проставки, не дающие ей перекашиваться при значительной нагрузке.
  5. В качестве цепи в основном используется круглозвенная. Вытянутые и прямоугольные звенья в процессе наматывания цепи загнулись бы от нагрузки со стороны.
  6. Защёлка (ступор) предназначена для предотвращения падения груза после выключения двигателей. Она стопорит барабан, не давая ему крутиться ни в одну из сторон. Управление защёлкой должно оказаться легкодоступным для рабочих; нельзя снимать тяговое усилие с барабана, не защёлкнув её.

Главный недостаток цепной ручной либо электрической лебёдки таков: нельзя наматывать цепь так же быстро, как это позволил бы сделать трос или канат. Даже будучи отлично смазанной, цепь может при быстрой нагрузке подвергнуться прогибанию и перетягиванию, перекручиванию звеньев, что чревато поломкой любого звена, разрывом цепи и созданием аварийной ситуации при падении груза.

Виды

Для помещений с высокими потолками подойдут ручные цепные лебёдки: возможности контроля груза при его поднятии и перемещении заметно лучше. В условиях загородного дома небольшая цепная лебёдка, способная поднять хотя бы 50–200 кг, заметно облегчит работу: ношение тяжестей массой более 15 кг бесследно для человека не проходит. В ограниченных условиях используются именно рычажные лебёдки.

Когда условия использования близки к производственным, то потребуется любая моторная лебёдка: вручную поднять с помощью рычажной груз весом более 5 т окажется невозможным.

Ручная лебёдка, применяемая в реальных условиях (у автомехаников, рабочих на производстве), чаще всего ограничивается допустимой нагрузкой на горизонтальное протаскивание и подъём-спуск в 3, 2, 1 и 5 т. Использование цепных лебёдок на 10 и 6 тонн, к примеру, вынуждает либо утолщать и утяжелять цепь, либо перейти на более практичную альтернативу – тросовые лебёдочные средства, где без ущерба для разрешённой (допустимой) весовой нагрузки удаётся несколько сэкономить объём стали на производство «тяжей», без которых данный инструмент бы не работал.

Запас по грузоподъемности при работах, связанных с подъёмом и опусканием груза, выбирается не «впритык» – желательно использовать хотя бы двукратное его значение, причём не играет существенной роли, ручная ли это лебёдка или же оснащенная приводом.

Лебёдка, как и всякое механическое транспортирующее (передвигающее) средство, выбирается так, чтобы производство не понесло материального урона и людских потерь. Нередко, когда, например, нагрузка на лебёдку не превышает 1 т, берут именно «трёхтонное» изделие – с тройным запасом по грузоподъёмности. Превышать эти значения – под нагрузкой – запрещено.

Современные цепные лебёдки – как и их тросовые собратья – оснащены электронным блоком управления. Благодаря такому комплексному подходу исключаются перерасход электроэнергии и перегрев двигателя, снижается уровень шума. Сам блок – равно как и крутящий механизм – обладает классом защиты IP-69, благодаря чему лебёдка работает даже в условиях автомойки, где относительная влажность составляет почти 100% (в воздухе постоянно присутствует водяная пыль).

Среди чисто ручных лебёдок используются устройства с шестерёнками и со звёздочками. Дело в том, что редуктор включает в себя втулки с подшипниками, оснащённые звёздочками – вроде тех приводов, что применяются в мотоциклах и велосипедах. Связывание большой и малой звёздочек производится при помощи трансмиссионной цепи. Не путайте передаточную цепь с тяговой, которая, в свою очередь, наматывается на барабан.

Чисто шестерёночный (беззвёздочный) привод работает, подобно планетарной втулке велосипеда. Однако отличие шестерёночной лебёдки в том, что скорости в редукторе лебёдки не переключаются – она одна, изначально рассчитанная на плавный ход тяговой цепи.

Сферы применения

Цепная лебёдка применяется в условиях промышленных предприятий – массово: как правило, здесь может быть задействован одновременно десяток или более одинаковых или значительно отличающихся друг от друга по допустимой нагрузке лебёдочных приспособлений. В гараже и полноценном автосервисном центре пара лебёдок – или все четыре одинаковых устройства – применяются для подвеса машин с целью выполнить ремонт в удобной для мастеров позиции, не перенапрягаясь при этом. Несколько одинаковых лебёдок – от 4 до 16 шт – легко поднимут 2… 10-тонную машину, будь это джип, фургон или микроавтобус.

Так, в условиях работы на металлургическом комбинате лебёдка применяется в основном для перемещения добытой руды и определённых добавок. Это позволяет получить сплавы в соответствии с требованиями компаний-заказчиков. На стройплощадках цепная лебёдка применяется для поднятия на строящиеся этажи зданий стройматериалов, строительных конструкций и их частей (для последующей сборки), а также монтажно-строительного и ремонтного оборудования. Элементы, с помощью которых, например, сварные конструкции удерживаются на своём месте – и впоследствии фиксируются, – также не обходятся без лебёдочной поддержки.

Обработка древесины, деревоматериалов предусматривает загрузку и выгрузку стволов деревьев на рабочую (распиловочно-шлифовальную) площадку. В равной мере лебёдки позволяют отгружать брёвна, брус, доски поодиночке – или группами – на подготовленное заказчиком место.

На автосервисных площадках с помощью лебёдки поднимают крупные составные части машины: мотор, кузов, бампер, двери и т. д. Например, двигатель от «КамАЗа» в сборе весит много десятков килограммов: вручную его не поднять, а при попытке снять его без страховочной поддержки лебёдочными механизмами он может задавить мастеров.

Другие области применения ручных и моторизованных цепных лебёдок – например, цементные и комбикормовые заводы. Вообще, любое складское хозяйство и производственный цех не обходятся без перемещения и штабелирования ящиков как с подготовленными к смешиванию ингредиентами, так и с готовой продукцией. Единственная область применения, где цепные лебёдки сослужили бы не очень хорошую службу – авто- и башенные краны: в этих машинах цепь целесообразнее заменить тросом, т. к. для него становится возможным использование большого количества направляющих роликов (блоков).

На подъёмном кране использование цепных лебёдок нецелесообразно: ухудшается манёвренность кранового комплекса, возрастает его масса, ограничивается плавность (полностью безрывковое движение крюков и талей), отсутствие которой весьма критично, к примеру, при подъёме панельных железобетонных изделий.

Цепные лебёдки для самостоятельного отбуксирования застрявшего на бездорожье автомобиля также применяются. Однако они, опять же, вытеснены тросовыми механизмами, т. к. общая масса полностью снаряжённой лебёдки могла бы вырасти, скажем, с 11 до 28 кг. Для автовладельца, который вдруг на своей машине провалился в грязь на полпути на 20 см, это может стать если не фатальным, то значительно затруднённым моментом в плане мобильности.

О быстроте развёртывания автотяги в условиях поля или грунтового просёлка ему придётся забыть.

Комментариев нет