Динамометрические ключи щелчкового типа и их применение
Не секрет, что в ремонте транспортного средства не бывает мелочей. Именно поэтому при выполнении широкого спектра соответствующих работ, даже в условиях гаража, используется специальный инструмент. И здесь речь идет в том числе о контролировании прикладываемых усилий.
С учетом ряда технических нюансов стоит рассмотреть особенности динамометрических ключей щелчкового типа и их применения.
Устройство и принцип работы
Изначально важно разобраться в том, как именно устроен и по какому принципу функционирует динамометрический ключ. Без подобных знаний будет намного сложнее правильно пользоваться всеми возможностями подобного инструмента. В принципе устройство во многом похоже на привычную всем мастерам и автолюбителям трещотку. При этом ключевое отличие заключается в наличии специальной шкалы, отображающей усилие, которое будет приложено при применении ключа.
Основой описываемого приспособления можно назвать вращающуюся в обе стороны рукоятку. При этом на корпус нанесена основная, а на ручке дополнительная шкалы. Первая предназначена для отображения диапазона усилий, который актуален для конкретной модели ключа.
Здесь важно заметить, что отличия между динамометрическими инструментами разных модификаций являются незначительными.
Конструкция устройств щелчкового типа включает в себя следующие элементы:
- корпус с пружинным механизмом;
- рукоятка;
- фиксатор, предназначенный для регулировки и выставления нужного усилия (момента);
- шкала установочная, выполняющая функции измерительной составляющей;
- трещотка, являющаяся съемной насадкой;
- гнездо для насадок.
В соответствии с актуальными статистическими данными щелчковые динамометрические ключи являются наиболее распространенным видом описываемого инструмента. Популярность в данном случае обусловлена такими явными конкурентными преимуществами, как:
- повышенная точность;
- максимальная простота конструкции и, следовательно, эксплуатации;
- адекватная цена.
Но, несмотря на простоту описываемого инструмента, важно знать, как им правильно пользоваться. Ключевой момент заключается в том, что предварительно требуется выставить определенный показатель усилий. Как только в процессе затяжки крепежных элементов будет достигнуто указанное значение, раздастся характерный щелчок. И здесь важно уточнить, что этот щелчок воспринимается как на слух, так и на ощупь. Кстати, первый вариант чаще всего является более ощутимым, чем второй.
Самое важное то, что после достижения выставленного усилия перетянуть гайку или болт уже не удастся. Ключ в такой ситуации автоматически переводится в режим проскальзывания. Именно в этом и заключается одно из ключевых преимуществ щелчковых моментных ключей, позволяющих выполнять затяжку со строго определенным усилием.
Помимо всего изложенного, следует акцентировать внимание на различных насадках для описываемого типа инструмента. Они ориентированы на выполнение конкретных задач. Благодаря подобному оснащению щелчковые динамометрические ключи можно с полной уверенностью назвать универсальными приспособлениями.
Для использования всех доступных насадок предназначен так называемый выходной квадрат. С его помощью можно применять рожковые, накидные и прочие элементы, включая насадки в виде отверток.
Настройка
На стадии подготовки к выполнению любых работ важно убедиться в исправности, работоспособности динамометрического инструмента. При этом одним из важных моментов является правильность настроек. Все описываемые девайсы проходят проверку на точность еще на заводах, и только после этого поступают в продажу. Однако на этом контроль состояния моментных ключей не завершается.
По мере эксплуатации и с учетом ее интенсивности рассматриваемые устройства требуют проверки через определенные временные промежутки. Но здесь стоит заметить, что изучать нюансы всех соответствующих операций, и тем более осваивать их автовладельцам, как правило, не имеет смысла. Достаточно своевременно обратиться за помощью специалистов, в распоряжении которых имеется специализированное оборудование. Стоит заметить, что аналогичные манипуляции могут осуществляться в условиях лабораторий.
Осуществлять калибровку описываемого типа ключа или же нет – каждый автовладелец решает в индивидуальном порядке. Но здесь важно учесть, что без периодической проверки с целью профилактики и настройки неизбежно увеличивается погрешность. Это рано или поздно может привести к крайне негативным последствиям при выполнении ремонтных работ и обслуживании авто. Не секрет, что в некоторых узлах и агрегатах усилия, с которыми затягиваются гайки, болты или шпильки, имеют особое значение. Нарушение соответствующих норм с высокой вероятностью становится источником серьезных проблем.
Важно знать, как правильно и по какой схеме требуется настроить (откалибровать) моментный ключ щелчкового типа перед его использованием. В данном случае речь идет о том, что необходимо отрегулировать инструмент, и выставить определенное значение при помощи основной и дополнительной шкал.
Соответствующий алгоритм включает в себя следующие шаги.
- Раскрутить стопорную гайку, которая находится в нижней части инструмента.
- Выставить значение нагрузки на вертикально расположенной шкале. В данном случае потребуется проворачивать ручку до нужного показателя.
- При необходимости установить крутящий момент, используя для этого вспомогательную круговую шкалу, находящуюся внизу рукоятки.
- Закрутить стопорную гайку, чтобы зафиксировать выставленные значения. Важно учитывать, что в моментных ключах щелчкового типа нужный параметр усилия складывается из двух упомянутых значений.
После завершения всех перечисленных действий можно переходить к выполнению работ с использованием щелчкового моментного ключа.
Как правильно пользоваться?
Для каждой разновидности современных динамометрических ключей существуют определенные правила эксплуатации. И, конечно же, модели щелчкового типа не представляют в данном случае исключение. В то же время важно выделить ключевые моменты, которые актуальны для всех типов инструмента.
- Назначение инструмента. Здесь ключевой момент заключается в том, что динамометрический ключ, независимо от типа, имеет конкретное предназначение, исключительно в соответствии с которым его следует использовать.
- Рабочий диапазон. Данный параметр индивидуален для каждой модели щелчкового динамометрического ключа. Настоятельно не рекомендуется даже пытаться выставить усилие, которое выходит за этот диапазон. В данной ситуации стоит акцентировать внимание на важности грамотного подхода к выбору инструмента, одним из ключевых критериев которого являются именно эксплуатационные характеристики.
- Увеличение усилия. В таких ситуациях допускается использование только специальных приспособлений. Не стоит удлинять рукоятку трубой.
- Использование стопорной гайки. Здесь речь идет о недопустимости вращения рукоятки при затянутом стопоре.
- Работы, связанные с закручиванием крепежа, рассчитанного на минимальный момент. Подобные манипуляции необходимо осуществлять с максимальной осторожностью.
- Чистка инструмента. После завершения работ ключ следует протирать чистой, сухой ветошью. Важно, чтобы заводская смазка оставалась на своем месте. А также недопустима грубая очистка.
- Хранение ключа. Важно, чтобы в эти периоды на шкале ключа был установлен нулевой момент.
- Применение девайса после длительного хранения. Здесь следует заметить, что рассматриваемый инструмент относится к категории специализированных, и поэтому автомобилистами в условиях частных гаражей он используется довольно редко. После длительного хранения не рекомендуется эксплуатировать щелчковый ключ на максимальных усилиях.
Все перечисленное – это общие требования, которые предъявляются к эксплуатации, обслуживанию и хранению динамометрических ключей. При этом каждый вид инструмента имеет свои особенности, связанные с его конструктивными и ключевыми характеристиками. В ситуации со щелчковым ключом важно выделить, что он устанавливается на крепежный элемент при помощи соответствующей насадки. Как уже было отмечено, затяжка производится до щелчка.
После завершения работ на ключе устанавливается минимальное усилие. Следующий этап – это закручивание фиксатора. Важно учитывать, что нельзя оставлять инструмент в рабочем состоянии, поскольку даже незначительное отклонение от упомянутого минимального параметра способно нанести вред пружинному механизму. В итоге из-за ускоренного износа может потребоваться ремонт ключа и даже приобретение нового девайса.