Все о якорях для лебедок
С помощью лебёдки можно успешно решить самостоятельно проблему вытягивания машины из топкого бездорожья. Грузовик вытянуть без тягачей-внедорожников вряд ли удастся, а с легковым авто справиться даже новичку вполне по силам, не имея под рукой водителя-добровольца с буксиром, согласившегося вам помочь.
Общее описание
Одна лебёдка сама по себе не способна решить проблему вытаскивания авто из бездорожной грязи, особенно когда рядом нет толстых и массивных деревьев, за которые можно её зацепить. Решение приходит быстро – якорь поможет вытянуть машину. Своим происхождением эта связка – якорь и лебёдка – обязана не только судоходству и строительству как таковым, но и внедорожной езде. Каким бы ни оказался надёжным внедорожник, существуют просёлочные дороги, не укатанные вторичным щебнем (строймусором), с помощью которого дорога стала бы плотной. Грязь после ливня толщиной в 15 см уже способна затянуть даже самый лучший внедорожник где-то вдали от шоссе общего пользования.
Автомобильно-дорожный якорь для лебёдки несколько отличается от морского. Каждая из конструкций лебёдочного якоря используется при определённых условиях: песок с камнями, глина, глинисто-песчаная почва и другое. Неправильный подбор якоря чреват тем, что вам придётся вызывать спасателей. Само наличие такого приспособления значительно повышает шансы водителя самостоятельно выбраться из бездорожья, особенно в ситуации, когда водитель, в первый раз в жизни заехавший в незнакомую местность, не предполагал, что ему придётся столкнуться с топкой грязью.
Большинство типов, видов, разновидностей и моделей якорей выполняется в виде разборной конструкции. Здесь важно не потерять ни одну деталь, так как повторное использование данного изделия может обернуться значительными трудностями – при повторяющихся застреваниях авто в бездорожной грязи.
Виды
Грузинский якорь устроен следующим образом. К отрезку лома длиной 70 см привариваются два симметричных, одинаковых, полностью соответствующих друг другу «крыла» треугольно-усечённой формы. Сами распорные листы («крылья») обладают длиной в 40 см, а наибольшая их ширина – 15-17 см в самой широкой части. Остриё по ходу втыкания дополнительно обтачивается до острого состояния – сам лом изначально может быть затуплен до односантиметрового тупого конца (типа «пика» или «отвёртка»), как это достигается по ГОСТу на ломы. Расстояние от конца изделия до приваренных «крыльев» – 15 см, а примерно посередине (на 35-сантиметровой отметке) высверливаются симметричные, расположенные по разные стороны от лома, но вплотную к нему, отверстия. В них и продевается трос.
Такой якорь удобно использовать с лебёдкой рычажного типа.
Танковый якорь по своему построению несколько сложнее грузинского. Для его изготовления из 14-миллиметровой арматуры нарезается 10 отрезков по 60 см. С одного конца каждый из них остро затачивается, а рядом с другим – на расстоянии в 3-5 см – привариваются отрезки полудюймовой (или на ⅝, 3/4 дюйма) трубы, длина каждого из них – не более 1,5 см. Внешне они выглядят как приставленные к этим прутам, надёжно и со всех сторон, основательно обвариваются в точке их фиксации. Затем берётся 6-8-миллиметровая полосовая сталь, отрезается два 75-сантиметровых отрезка. Ширина каждой полосы – не более 7 см. Полосы соединяются с одного конца друг с другом – и закрепляются неразборным обхватом (скобой) со штырём. На расстоянии 13-14 см друг от друга – на каждой полосе – просверливаются отверстия под штыри. В обхват-скобу продевается трос, в отверстия вставляются штыри-заготовки. С помощью этих штырей полосовая рамка прибивается к земле – на всю их глубину. Трос цепляется за лебёдку – и можно вытягивать застрявшую машину из бездорожья.
Простой земляной якорь вкапывается в землю с плоской его стороны. При этом создаётся рукотворный столб, за который машину можно вытянуть. Бываю случаи, когда, к примеру, в песке этот якорь не зацепляется надёжно, а роет его по направлению к машине. Чтобы такое сцепление с песком подействовало, плоская его сторона значительно углубляется. Для этого в песке нужно выкопать небольшую яму. Достоинством такого решения является то, что это изделие компактно складывается. Для рыхлой основы при вытягивании машины из бездорожья оно не годится. Однако такой якорь хорошо покажет себя в уезженной и утоптанной глине.
В отличие от предыдущих, в основном стальных по своей металлоемкости аналогов, алюминиевые якори, несмотря на значительную массивность, могут оказаться в 1,5-2 раза легче своих собратьев. Основная – «тросовая» – часть привинчивается на болтах к «лопатной». Для соединения того и другого применяются болты с диаметром 8-10 мм. Но это не значит, что якорь не способен выдержать двухтонное натяжение. Раскачать и вытащить алюминиевый якорь труднее, чем его «грузинский» аналог: у того имеется длинная рукоятка. Однако алюминиевый якорь легче загнать: на «грузинский» нужно вешаться всем весом, ему требуется задать не только основное направление, по которому он заходит в грунт.
Недостаток алюминиевого якоря – он непригоден на рыхлом грунте, например, в условиях, когда местность образована супесью.
Складной якорь несколько сложнее предыдущего. Он оснащён рычагом, с помощью которого можно его раскачать и выдернуть из земли после того, как машина уже выбралась из грязи, куда её до этого засосало. Угол его загона в грунт – 45 градусов. Его строение усложнено концевым клином, который позволяет легче и быстрее задать направление, по которому изделие загоняется в землю. Ответная часть не позволяет ему уйти в землю слишком глубоко, иначе его невозможно было бы вытащить после использования. Трос цепляется посередине, где требуется максимальное сцепление с грунтом – без последующего ослабления развиваемого в процессе вытягивания авто из грязи усилия.
9-петлевой якорь представляет собой изделие длиной в 2,5 м. Он изготавливается из высокопрочной на разрывное усилие полосы из полиэстера, обладает петлями с защитой из кожзама или так называемой экономичной кожи. Его 9 петель закрепляются при помощи колышков за грунт, численность их равна числу этих петель. Концевые проушины дают возможность пристыковывать два изделия и более, соединяются эти комплекты параллельно и последовательно. Чем менее плотный грунт на местности, тем больше потребуется этих комплектов. Лента необычайно прочна – по заявлению поставщика, она держит 4 т. Если не все колья погружены и продеты в петли, то этот комплект неэффективен: он выскочит, когда усилие натяжения достигнет рабочего максимума. Ширина ленты – 6 см, Общий вес – более 6 кг. У его 5-петлевого собрата – изделия на 5 кольев и столько же петель – похожий принцип действия, выдерживает он такой же вес (что вызывает сомнения у людей, чётко представляющих себе физику и механику вытаскивания машины из дорожной грязи). Весит это изделие вдвое меньше. И тот и другой аналоги являются разборными – в сложенном и разложенном состоянии это отлично приспособленные к лёгкой и беспроблемной перевозке комплекты.
В качестве винтового якоря может выступать любая завинчивающаяся в землю конструкция. В некотором роде она представляет собой ворот для рытья лунок под стальные столбы забора, которые затем бетонируются для большей устойчивости. Наиболее искушённые владельцы дач и загородных домов, которым приходилось выполнять такую работу, могут вспомнить, что достаточно лишь приобрести такой ворот – Т-образную конструкцию с винтовыми пластинами. Заранее продев трос в проушину, приваренную ближе к этим пластинам, а затем ввернув этот инструмент в грунт под углом 30-40 градусов от вертикального положения сантиметров на 70, утаптывают это место.
Далее с помощью лебёдки машина вытягивается без особых проблем, по стандартной схеме, как и в случае со всё тем же «грузинским» якорем.
Популярные модели
Якорь, аналогичный модели RJO включает в себя алюминиевую лопату и рукоятку из покрытой цветнометаллическим слоем (например, хромом) стали, креплений у этого приспособления не превышает шести. Он напоминает плуг, разбирается на части – и лёгок в перевозке. «Лопатная» часть изготовлена из 6-миллиметрового алюминиевого сплава, размеры – 53х33 см. В длину ручка достигает метра, в сложенном виде – 74 см. Лопата усилена рёбрами жёсткости из алюминиевого сплава, обладает ровным швом, не имеющим разрывов, с обеих сторон. Все части надёжно скреплены, лишних отверстий у этой модели не найдено. Ручка фиксируется на лопате при помощи стопорного стержня и удерживающим отрезком шпильки. Угол рукоятки зафиксирован дополнительной усиливающей проставкой. По отзывам многих «пострадавших», данная конструкция – одна из самых востребованных. Рассчитан на трёхтонный джип. Весит 8 кг.
«Анкор-1» – изделие с размерами 107х70х30 см, изготовлен из Ст-20, 4-миллиметровая толщина лопаты. Изделие обладает цинковым анодированным слоем. По сравнению с аналогичными окрашенными моделями якорей оно дольше защитит сталь от ржавления.
ARB – одна из самых дорогих моделей. Весит 14 кг, это усложнённая конструкция с рычагом. Тоже позволяет вытянуть из бездорожья трёхтонный джип или даже фургон. Легко складывается, в багажнике занимает немного места. Признан одним из лучших, но не является абсолютным лидером.
Как сделать своими руками?
Несмотря на значительные различия в разных моделях якорей, из-за их относительной дороговизны многие автовладельцы, имея под рукой сварочный аппарат, стремятся сделать это не совсем хитрое приспособление своими руками. Из обычной лопаты сделать его не удастся: садовая лопата обладает слишком тонким, до 1,5 мм, железом. Но черенок от лопаты можно сделать из среднеуглеродистой листовой стали вроде Ст-30 или 09Г2С, отрезав нужный фрагмент с помощью пильного станка или болгарки согласно чертежу.
Наиболее практичным решением окажется как раз разделение этой заготовки на две равные, симметричные друг другу части: именно разнесённая таким образом «лопата» окажет наибольшее цепляющее за пласт грунта действие.
Основная часть – опора из рукоятки – сварена из профтрубы или совмещённых уголков. Разметьте и распилите профтрубу, например, 40х20 мм (толщина стенок – не менее 2 мм) по заранее известным размерам на чертеже или эскизе. Наиболее простой в изготовлении самодельный инструмент – неразборный, но и места в багажнике или салоне машины он займёт больше. Разборный, наоборот, потребует массивных болтов и гаек – не менее 12 мм в диаметре. В простейшем случае вместо профтрубы используют отрезок лома или монтировку, разрезанную пополам: благодаря массивности и запасу толщины этой стали изделие удаётся ещё более крепким, раза в 2-3. Вместо профтрубы 40х20 иногда применяют 40х40 или 50х50, но и сталь там достигает 3-4 мм согласно ГОСТу.
Чтобы полученный инструмент был готов к применению в реальной ситуации, можно приварить круглую или квадратную петлю из обрезков арматуры на 12 мм. В него продевается – и завязывается – трос. Последний также предпочтительно использовать стальной: он хорошо гасит вибрации и резкое натяжение. Петля под трос приваривается не к концу рукоятки, а в середине изделия, поближе к черенку импровизированной лопаты, которой и является врываемая в грунт пластина. Тогда выдёргиванию якоря мешает весь пласт земли, оказывающий сопротивление его движению. Если земля слишком мягкая, то потребуется его вбить поглубже. Чтобы не утаптывать землю вокруг этого самодельного (или покупного) приспособления, иногда для быстрой трамбовки её поливают – и выжидают до 10 минут, пока взрыхленная земля не опустится, не примнётся, в каком состоянии она была до вкапывания якоря. Вытаскивают якорное изделие после вытягивания машины не раскачиванием, а по ходу движения троса и черенка «лопаты» – в обратную сторону. Поскольку водителю самому зачастую трудно вытянуть вколоченный растягивающим усилием троса якорь, то можно его вытянуть при помощи всё того же авто, которое вновь обрело способность уверенно передвигаться. Несмотря на размеры и конструкцию, якорь легко выскакивает, когда его вытягивают обратно. Если приспособление достаточно длинное, значительно выступает над уровнем грунта, то его можно и раскачать.
О том, как изготовить якорь для лебёдки своими руками, смотрите в следующем видео.