Описание узла Грейпвайн и схема его вязания
Узел Грейпвайн — популярная разновидность связки, позволяющая обеспечить надёжное соединение концов верёвки одного диаметра. Понять, для чего нужны удавки при его создании, довольно легко, да и сама техника доступна для освоения каждому любителю туристических и альпинистских походов. Подробный рассказ об особенностях применения узлов Грейпвайн, сведения о том, как их вязать, будут полезны всем поклонникам активного отдыха.
Как выглядит и для чего нужен?
На рыбалке и во время альпинистского восхождения, в туристическом походе надёжный узел-удавка часто оказывается необходим для соединения 2 концов верёвки или лески. В этом случае легко затягивающиеся варианты петель являются самым лучшим решением. Узел Грейпвайн, не требующий создания контрольных фиксаторов, относится именно к этой категории. Его основное назначение — соединение отдельных концов верёвок между собой. Большим преимуществом применения Грейпвайна можно назвать его пригодность для работы с тросами разного диаметра в диапазоне от 7 до 11 мм.
Второе название — двойной рыбацкий узел или double overhand bend – он получил не случайно. Именно рыболовы, часто использующие шнуры разных диаметров в 1 оснастке, первыми по достоинству оценили его возможности. Грейпвайн формируется из 2 полуузлов, направленных в разные стороны друг от друга. Такое расположение отдельных частей обеспечивает эффективное блокирование скользящих верёвок — случайно развязать его невозможно. Чем большее усилие прикладывается, тем сильнее затягивается петля.
Визуально узел Грейпвайн довольно сильно похож на восьмёрку, но схема его создания имеет принципиальные отличия. Фактически он состоит из 2 двойных простых связок, расположенных в разных направлениях. Некоторые альпинисты и вовсе обходятся частичным вариантом этой петли. Полуузел также отличается высокой надёжностью и функциональностью, устойчив к растяжению. Сферы применения Грейпвайна максимально широки. Он незаменим:
- на рыбалке;
- в походе;
- в горах;
- во время спасательной операции;
- при выполнении такелажных и высотных работ;
- при связывании буксировочных тросов;
- при формировании петли из 2 репшнуров;
- при создании самостраховки;
- при создании 1 длинного шнура или каната из нескольких коротких.
Среди всех альпинистских узлов, этот считается одним из наиболее надёжных. Самозатягивание и стопорение элементов друг о друга обеспечивает возможность создания стабильного соединения даже новичком в самых экстремальных условиях. При сильных рывках он не развяжется, а лишь станет прочнее.
Достоинства и недостатки
Двойной рыбацкий узел универсален. Он одинаково стабильно себя ведёт и при рывковых нагрузках, и при тягловом усилии. Всё это делает его незаменимым вариантом для использования в качестве страховки или основного соединения верёвок с одинаковым или разными диаметрами. Двойной рыбацкий узел имеет следующие очевидные достоинства.
- Устойчивость к деформации. Растяжение под нагрузкой в месте формирования связки будет минимальным.
- Прочностные характеристики. Они превышают показатель в 55%, что заметно выше, чем у многих аналогов.
- Возможность соединения не только стандартных, но и репшнуров.
- Отсутствие потребностей в вязке контрольных узлов. Соединение и без того будет прочным.
- Универсальность. Даже самые скользкие и плохо вяжущиеся шнуры, верёвки при таком соединении держатся хорошо.
Как и у других петлевых узлов, у Грейпвайна есть недостатки. При превышении нагрузки на верёвку он начинает смещаться, сползать. Избежать проблем можно, если заранее оставить запас ходовых концов в размере не менее 10 диаметров шнура. То есть, помимо рабочего отрезка в 20 см ещё 10-15 пойдёт на страховку от смещения. Также к минусам можно отнести то, что двойной рыбацкий узел сложно распутывать после использования, этот процесс требует определённых усилий.
Как вязать?
Выполнить вязание Грейпвайна не так просто, как сделать восьмёрку или булинь. Он относится к более сложным узлам, но вполне удобен для освоения за счёт чёткой схемы. Точно следуя инструкции, можно с лёгкостью добиться желаемого результата. Порядок вязки будет следующим.
- Концы верёвок укладываются параллельно друг другу в разных направлениях, с перехлёстом около 20 см.
- Один шнур берётся за конец, проводится над коренным элементом второго. Нужно, чтобы образовался виток. На этом этапе концы верёвок будут направлены в одну сторону.
- Сворачивается петля. Ходовой конец веревки № 1 совершает полный оборот вокруг второй. Выводится под ней.
- Формируется дополнительный обнос. Поверх веревки № 2 и свободного конца первого шнура свивается петля.
- Вязка завершается. Свободный ходовой конец верёвки № 1 проводится сквозь петли. Если всё сделано правильно, кромки соединяемых шнуров будут направлены в противоположные стороны.
- Регулировка и выборка слабины. Первая половина двойного рыбацкого узла затягивается за ходовой конец верёвки № 1. Остальная часть в этот момент статична.
- Для ответной части узла действия повторяются. Свободный конец обвивается вокруг основания, затем затягивается по схеме.
- Обе половины затягиваются окончательно. Для этого нужно одновременно потянуть за свободные концы верёвок в узле, направляя их в разные стороны.
Проверить корректность вязки поможет визуальный осмотр поверхности Грейпвайна. Если всё сделано правильно, на одной его стороне будут располагаться 2 X-образных перекрестия, а на противоположной — 4 обноса, идущих параллельно. Добавив 3 петлю, можно получить тройной рыбацкий узел.
Возможные ошибки при вязании
Основной ошибкой при вязании Грейпвайна можно назвать одинаково направленное расположение половин узла. Такая связка надёжно держать не будет, её придётся переделать. Большой ошибкой станет и использование шнуров с разницей в диаметре более 40%, разным типом волокон.
Чтобы не запутаться в принадлежности тросов, их лучше брать в разном цветовом исполнении. В этом случае ошибиться с протягиванием верёвки в петли будет практически невозможно. Однотонные шнуры берут опытные альпинисты. Новичку на этапе освоения всё это лишь помешает добиться успеха.
К ошибкам принято относить и неполное проведение всех операций. Например, если оставить полуузлы без затягивания, фиксация будет неполной. Настоящий Грейпвайн получается, только если свести их к центру соединяемых отрезков.
Слишком сильное затягивание петли приводит к тому, что развязать узел не получается. В этом случае Грейпвайн придётся отрезать вместе с частью верёвки. Это стоит учесть, рассчитывая длину концов. Чтобы развязать менее тугую затяжку, полуузлы сначала отодвигают друг от друга, затем выдёргивают конец верёвки из центра петли.
Наглядная техника вязания узла приведена далее.