Брам-шкотовый узел
Если вы являетесь поклонником активного отдыха, то наверняка вам хотя бы раз приходилось использовать тросы или канаты. Они — неизменный спутник походов, когда нужно разбить палатку, забраться на склон или поднять груз на высоту. Различные виды узлов применяют в альпинизме. Это один из самых популярных видов туризма. Для безопасности используют страховочные тросы. Чтобы быть подготовленным ко всем неожиданностям во время путешествия, изучите разновидности и техники вязания узлов. Одним из самых простых и популярных видов крепления является брам-шкотовый узел.
Описание
Туристические узлы бывают основными и вспомогательными. Основные связывают две части троса. Это может пригодиться для наращивания длины веревки или если по какой-то причине она порвалась. Также узел нужен, чтобы к главному канату привязать дополнительный — например, страховочный, или прикрепить инвентарь. К основным относят: прямой, ткацкий, встречный, грепвайн, шкотовый и брам-шкотовый, академический и другие узлы. Вспомогательными являются маркировочный, «пустышка» и стременной узлы.
Все эти соединения родом из морского дела. В старые времена только так можно было надежно соединить разные элементы конструкции кораблей. Брам-шкотовый узел — это улучшенная и более прочная разновидность шкотового. Еще его иногда называют двойным шкотовым. Название эта группа узлов получила от элемента оснастки парусников. С помощью брамшкота растягивают нижнюю кромку паруса, чтобы удержать его от сминания. Первое упоминание такой связки датируется 1860 годом.
Согласно классификации Эшли, брам-шкотовый относится к категории так называемых штыков. Этот фундаментальный труд описывает все возможные разновидности вязок, число которых больше трех тысяч. Штыки — это способы соединения, которые подразумевают натяжение. При ослаблении нагрузки сплетение слабеет, со временем распадаясь.
То есть использовать брам-шкотовый узел лучше всего на опоре.
Он не подведет, даже если речь идет об очень большом весе — переживать стоит лишь о крепости самой веревки. Однако двойной шкотовый узел прочнее обычного. За счет дополнительного оборота вокруг основного троса, трение повышается. Так канат не развязывается сразу же после ослабления тяги. Придумано такое решение было потому, что паруса не постоянно находятся в натянутом положении, и нужно было соединение, которое не пришлось бы переделывать с каждым ослабеванием ветра. Широко применялся такой метод и в охоте на китов. Гарпун привязывали к канату именно этим узлом.
Для чего применяется?
Конечно, с развитием технологий парусные корабли и гарпунное дело перешли скорее в разряд экзотических видов спорта, чем практических ремесел. На сегодняшний день брам-шкотовые узлы используют, если вам нужно соединить две веревки разного диаметра. Такое может случиться, например, если под рукой нет двух одинаковых. Кроме него, только академический узел может быть применен для такого крепления. Преимуществом брам-шкотового будет простота и скорость выполнения. Даже на морозе или второпях вы легко свяжете канаты с его помощью.
То есть сфера применения узлов связана в основном с туризмом и активными видами отдыха. Например, в альпинизме брам-шкотовый узел используют для крепления более тонкого и эластичного страховочного троса к основному или для подвязки инвентаря и других элементов снаряжения.
Помимо альпинизма, эта морская связка широко распространена в яхтинге, на охоте и на рыбалке. Очень удобно скреплять им рыболовные снасти — ведь тросик катушки часто имеет более тонкое сечение, чем поводок блесны. Таким же образом чинят сети и силки.
Во время лесных походов удобно поднимать припасы и багаж наверх, чтобы защитить от зверья.
В строительной сфере его используют для страховки во время фасадных работ. Во время похода может произойти всякое. Брам-шкотовый узел поможет, когда нужно разбить палатку, связать бревна для плота или поставить парус на лодке. Важно иметь с собой прочные веревки одной толщины и распечатать схему вязания.
Иногда его используют в рукоделии при починке одежды или обуви. Для вязания сложных узоров крючком или спицами также пригодится такой метод соединения разных по толщине и текстуре нитей. Также используют такое крепление для соединения двух одинаковых синтетических тросов, которые могут скользить. Дополнительная петля надежно защищает от выскальзывания свободного конца, даже когда натяжение падает.
В любой ситуации, когда имеются две веревки или нити разного диаметра, в дело вступает двойной шкотовый узел. Это может произойти на трассе, если ваш автомобиль сломался и нужно скрепить тросы, а также во время работ на загородном участке. В настоящее время даже существует отдельный вид спорта по скоростному завязыванию узлов. В Книге рекордов Гиннеса даже есть запись о Клинтоне Р. Бейли, в 1977 году завязавшем 6 различных морских узлов на отдельных веревках.
Как вязать?
Чтобы завязать брам-шкотовый узел, придерживайтесь простой схемы из шести шагов.
- Одной веревкой большего диаметра сформируйте петлю. Оставьте конец длиной 10-15 сантиметров.
- Протяните меньшую веревку внутрь петли, также оставьте конец свободным.
- Оберните свободный край тонкой веревки вокруг всей петли из большего троса.
- Просуньте конец меньшего диаметра под себя так, чтобы обе короткие части находились с одной стороны узла.
- Снова оберните толстый трос рабочим концом, удерживая его справа от первой петли. Просуньте край под себя так же, как ранее.
- Крепко затяните конструкцию за обе веревки.
Для дополнительной фиксации усильте соединение вспомогательным узлом. Есть и усиленная разновидность такого соединения — двойная. Для того чтобы ее завязать, повторите оборот вокруг толстого троса два раза.
Чтобы попрактиковаться, советуем использовать канатики разных цветов. Так вы быстрее уловите суть и натренируете мышечную память, чтобы в критической ситуации завязать узел даже с закрытыми глазами.
Если есть необходимость завязать такую связку на одной веревке, то используют следующую схему.
- Сверните петлю, придерживая ее от затягивания.
- Хвост просовываем внутрь, проводя под петлей, и оборачиваем вокруг два раза.
- Теперь рабочий конец протягиваем под подвижную часть петли и затягиваем.
Если сравнивать с одинарным шкотовым, можно отметить, что такой способ прочнее и надежнее. За счет добавления еще одного поворота вокруг шлага веревка не смещается при падении или повышении натяжения. Обычный шкотовый быстро развязывается, когда нагрузка снижается.
Детальнее о том, как вязать брам-штоковый узел, смотрите в видео ниже.