Как завести машину, если сел аккумулятор?
Ответы на вопросы, можно ли завести машину, если аккумулятор сел полностью, и как именно это делать правильно, рано или поздно становятся актуальными для подавляющего большинства водителей. Аккумуляторная батарея представляет собой ключевой элемент системы зажигания всех современных автомобилей.
Но, к сожалению, даже самые качественные образцы не гарантируют отсутствия рисков оказаться в ситуациях, когда придется решать проблему самому или обращаться за помощью.
Прикуривание
Как показывает практика, чаще всего одному автолюбителю не удается запустить силовой агрегат машины с полностью севшим аккумулятором. Один из эффективных и распространенных выходов из сложной ситуации на сегодня является так называемое прикуривание. Для этого понадобится как минимум еще один автомобиль с рабочей АКБ. Стоит заметить, что этот метод одинаково актуален для транспортных средств на «автомате» и на «механике».
И здесь возможны два варианта решения проблемы с запуском авто. Один из них предусматривает использование специальных проводов, оснащенных зажимами типа «крокодил». Второй способ – это перестановка с одной машины на другую аккумулятора. Но в любом случае предварительно необходимо будет определиться с местом расположения батарей как на «доноре», так и ан «пациенте».
Кстати, не всегда требуется подключаться непосредственно к аккумулятору, поскольку на некоторых моделях существуют контактные участки.
С проводами
В первую очередь следует правильно выбрать автомобиль, от которого можно будет прикурить. Важно, чтобы он был аналогичного или более высокого класса. Запускать силовой агрегат огромного рамного внедорожника от аккумуляторной батареи, например, «Киа Рио» будет не самой лучшей идеей. Также следует:
- продумать взаимное расположение транспортных средств с учетом длины соединительных проводов и того, где в каждой машине находятся сами АКБ;
- выключить на обоих авто зажигание;
- предотвратить контакты проводов с любыми конструктивными элементами машин и между собой.
Сам алгоритм действий, предусмотренный описываемым способом прикуривания, выглядит следующим образом.
- Подключить провод красного цвета (может иметь красные отметки) к плюсовым клеммам аккумуляторных батарей. Сначала крокодил фиксируют на севшем аккумуляторе.
- Соединить черным проводом минусовые контакты АКБ авто- «донора» и машины с севшей батареей. Кстати, некоторые специалисты и опытные автолюбители советуют подключать «минус» «донора» к неокрашенной части ДВС «реципиента».
- Выдержать паузу в течение 2-3 минут и внимательно осмотреть выполненные подключения, убедившись, что все сделано правильно.
- Попробовать запустить силовой агрегат авто, у которого проблемы с аккумулятором. Важно здесь не держать ключ или кнопку пуска в рабочем положении дольше 3-х секунд.
- Если первая попытка оказалась неудачной, то повторить процедуру еще один раз (не более).
- При достижении желаемого результата не глушить двигатель спасаемого «пациента».
- С максимальной осторожностью отсоединить провода. В данном случае важно соблюдать правильную последовательность и первым отключить минусовой (черный) провод, после чего повторить операцию с красным (плюсовым).
Нередко описанные действия не приводят к положительным результатам. В таких ситуациях необходимо будет:
- убедиться в том, что на авто, которое необходимо завести, отключены все потребители энергии;
- извлечь ключ из замка зажигания;
- завести машину- «донор» и дать ее двигателю поработать в течение 15 минут, что позволит немного подзарядить севшую батарею;
- заглушить ДВС «донора»;
- повторить попытку запуска силовой установки авто- «реципиента».
Если все попытки оказались безрезультатными, то с большой вероятностью проблема кроется не в АКБ или же не только в ней. В подобном случае наиболее рациональным выходом будет обращение в сервис.
С переброской АКБ
Сразу же стоит заметить, что такой способ запуска ДВС является экстремальным, и применять его допустимо только в самых крайних случаях. Если же другого выхода из сложной ситуации не остается, то сама процедура будет включать в себя следующие действия.
- Убедиться в том, что аккумуляторная батарея «донора» в полной мере подходит для «реципиента». Имеется в виду как емкость, так и расположение клемм. Так же, как и в ситуациях с прикуриванием, через провода не стоит пытаться заводить джип при помощи сравнительно слабого аккумулятора с малолитражки.
- Проверить уровень зарядки донора. Для подстраховки нелишним будет завести автомобиль и дать поработать двигателю 15-20 минут на холостых. В идеале стоит немного проехаться.
- Изучить особенности подключения и фиксации АКБ, а также подготовить инструмент, необходимый для его демонтажа.
- Полностью освободить батарею «донора», не отсоединяя на этом этапе провода от токоотводов.
- Отключить и снять аккумулятор с транспортного средства, силовой агрегат которого пытаются завести.
- Завести авто- «донор» и активировать на нем максимальное количество потребителей электроэнергии. Это могут быть система кондиционирования, отопитель, магнитола и прочее.
- Аккуратно отсоединить клеммы и зафиксировать их так, чтобы они ни с чем не могли соприкасаться. Важно при этом не увеличивать обороты двигателя.
- С максимальной осторожностью извлечь АКБ и установить его на машину- «реципиент».
- Зажать клеммы и запустить ДВС, после чего по аналогии с «донором» включить все имеющиеся потребители энергии.
- Выдержав паузу в несколько минут, аккуратно отсоединить клеммы и вернуть аккумуляторную батарею- «донора» на ее место, подключив ее. Важно не глушить силовой агрегат в течение 10-15 минут.
- Установить на место разрядившийся аккумулятор, подключить его и хорошо затянуть клеммы.
- Оставить двигатель в работающем состоянии хотя бы на 20 минут, чтобы батарея успела немного подзарядиться.
На завершающем этапе можно заглушить двигатель и попытаться его снова запустить. При рабочей АКБ эта попытка должна увенчаться успехом.
Как запустить «с толкача»?
Изначально важно заметить, что данный способ подходит для автомобилей с механическими КПП. С учетом особенностей строение и функционирования роботов, вариаторов и классических «автоматов» для них этот вариант неактуален. Здесь следует учесть, что на машинах с «механикой» силовой агрегат и трансмиссия связаны планетарной системой шестерней, и данная связь является двухсторонней. Так от работающего двигателя крутящий момент передается на ведущие колеса, и наоборот, последними можно раскрутить мотор.
Толкая ТС, можно провернуть маховик ДВС и, следовательно, запустить его при севшем в ноль аккумуляторе. Перед тем как использовать описываемый способ, важно убедиться в наличии достаточного для соответствующих маневров свободного пространства. На начальной стадии потребуется:
- сесть за руль авто;
- отключить все имеющиеся потребители электроэнергии;
- снять тс с ручного тормоза;
- опустить боковые передние стекла (необходимо для общения с помощниками);
- перевести КПП в нейтральное положение.
Также важно выбрать подходящий участок дороги, который должен быть максимально прямым и без подъемов. Если машину будут толкать пешеходы, то нелишним будет предупредить их, что не стоит упираться в фонари и стекла. Дальнейший порядок действия будет выглядеть следующим образом:
- включить зажигание;
- подать команду помощникам, которые начнут толкать машину;
- в момент, когда авто начнет уверенно набирать скорость, выжать педаль сцепления и включить передачу (желательно вторую);
- отпустить сцепление и нажать на газ с небольшим усилием;
- при запуске двигателя продолжить движение или же остановиться, включив нейтральную передачу;
- дать поработать ДВС несколько минут, а лучше совершить небольшую поездку для подзарядки АКБ.
Второй вариант «толкача» предусматривает использование второго автомобиля, который будет выполнять функции буксира. Здесь стоит предварительно договориться с водителем о том, какие сигналы будут применяться. Также следует помнить, что резкое торможение буксира при запуске «реципиента» может привести к аварии. Позаботившись обо всех подготовительных моментах, можно переходить непосредственно к буксировке и запуску мотора. И алгоритм действий будет здесь иметь следующий вид.
- С максимальной надежностью закрепить буксировочный трос, соответствующий всем актуальным требованиям, на двух автомобилях. При этом необходимо использовать только штатные крепления, петли и проушины. Если перечисленные конструктивные элементы (как стационарные, так и съемные) повреждены или отсутствуют, то от буксировки разумнее будет отказаться. Следует помнить, что возможные повреждения с большой вероятностью в итоге обойдутся намного дороже оплаты эвакуатора.
- Натянуть трос при движении буксирующего транспортного средства с минимальной скоростью.
- Продолжить движение на скорости, которая не должна превышать отметку в 25 км/ч.
- Как только авто- «реципиент» будет уверенно двигаться с указанной скоростью, выжать сцепление, включить первую или вторую передачу (рекомендуется вторую).
- Отпустив сцепление, нажать на педаль газа.
- Если ДВС запустился и машина начала двигаться самостоятельно, подать сигнал водителю буксирующего ТС. После этого следует начать плавно останавливаться, убедившись, что вторая машина тоже начала замедляться.
- Не заглушая мотор, чтобы не пришлось повторять весь процесс заново, отсоединить буксировочный трос.
После всех перечисленных манипуляций рекомендуется дать запущенному двигателю поработать, а еще лучше предпринять небольшую поездку. Это позволит подзарядить севшую аккумуляторную батарею.
Использование пуско-зарядного устройства
Исходя из названия этих приборов, можно понять, что они являются многофункциональными. Так, стационарные ПЗУ позволяют заряжать аккумуляторные батареи авто и параллельно осуществлять запуск их силовых установок. Еще один важный плюс подобных устройств заключается в максимальной простоте их использования. Достаточно подключить провода к контактам штатной АКБ машины.
На сегодня можно выделить три основных типа пуско-зарядных приборов.
- Импульсные (трансформаторного типа). В подавляющем большинстве случаев устройства, относящиеся к данной категории, используют для зарядки автомобильных аккумуляторов дома и в условиях гаража. При этом они могут оказать помощь частично севшей АКБ, дополнив пусковой ток при запуске мотора. Однако если батарея разряжена полностью (в ноль), то такие ПЗУ будут бесполезны. Также стоит акцентировать внимание на отсутствии собственных источников питания и необходимости подключения к электрической сети 220 В. Существенным плюсом импульсных моделей можно назвать их компактность.
- С интегрированной аккумуляторной батареей. Такие приборы способны осуществить запуск даже при полностью разряженном штатном аккумуляторе и параллельно успешно используются для поддержания необходимого, стабильного напряжения в сети автомобиля. Последнее свойство будет актуально, например, в процессе обновления ПО цифровых блоков управления. Однако при всей функциональности эти модели имеют ряд значимых недостатков. Во-первых, они предсказуемо не позволяют осуществить полноценную зарядку АКБ. Во-вторых, устройства имеют внушительные габариты и вес, из-за чего используются преимущественно в условиях сервисов. Для пуска двигателя и стабилизации бортовой сети их подключают к клеммам аккумулятора или через прикуриватель соответственно.
- Конденсаторного типа. Принцип работы в данном случае основан на накапливании энергии в конденсаторах устройства, которую они выдают непосредственно в момент пуска ДВС. Здесь одним из ключевых элементов является источник питания, в качестве которого может быть использован встроенный аккумулятор, бытовая сеть с напряжением 220 В и даже внешняя батарея, то есть популярный сейчас Power Bank.
Кстати, подойдет даже не полностью заряженная АКБ, которой не хватает для самостоятельного осуществления запуска. Подключаются такие ПЗУ к штатным клеммам.
Запуск с бустером или литий-ионным аккумулятором
В список современных приборов, которые придут на помощь в экстренной ситуации, входит также портативное пуско-зарядное устройство. Его автомобилисты часто называют бустером, jump-стартером или же автомобильным Power Bank. В соответствии с актуальной статистикой, популярность таких гаджетов в наши дни растет рекордными темпами. Спрос на них обусловлен прежде всего компактностью и функциональностью. В принципе, речь идет о внешней, литиевой аккумуляторной батарее.
Она имеет сравнительно небольшую емкость, но при этом способна на короткие временные промежутки выдавать сотни ампер.
Важно также заметить, что бустеры используются для запуска двигателей, а к числу пуско-зарядных приборов их относят, так как они способны подзаряжать различные устройства (смартфоны, ноутбуки, камеры и прочее). Именно с этой целью они оснащены соответствующими разъемами и, как правило, комплектуются наборами переходников.
Конечно же, даже немного подзарядить при помощи бустера АКБ не получится из-за недостаточной емкости. Но, с другой стороны, этот Power Bank и не предназначен для выполнения подобных задач. Также важно отметить, что бустер не способен самостоятельно запустить силовой агрегат машины. Он, как и ПЗУ стационарного типа, ориентирован на помощь штатному аккумулятору при пуске ДВС зимой или же при проблемах с уровнем зарядки.
Настоятельно рекомендуется постоянно контролировать состояние и работоспособность самого бустера. Внешний литиевый аккумулятор подключают к электрической системе автомобиля двумя способами. В первом случае речь идет о подсоединении устройства непосредственно к штатному аккумулятору машины. Также предусмотрена интеграция прибора через прикуриватель в салоне авто. Использование бустеров актуально для всех марок и моделей.
Как заводить быстрым зарядом?
Этот вариант предусматривает наличие ходового зарядного устройства. Мало того, у этого прибора должна иметься функция регулировки тока. Такой зарядник позволит оперативно на время реанимировать аккумуляторную батарею для пуска двигателя. В принципе, алгоритм действий будет такой же, как при стандартной зарядке АКБ. Но при этом продолжительность процедуры должна составлять всего 15-20 минут.
Важно выставить на устройстве подачу не более 10% номинала емкости аккумулятора. Практикой доказана максимальная эффективность данного способа. Однако важно помнить, что его нельзя положительно охарактеризовать в контексте влияния на состояние и ресурс самой батареи. Последняя в результате таких действий может лишиться заметной части своей емкости.
С учетом всего изложенного быстрый заряд рекомендуют применять на практике в исключительных случаях, когда по тем или иным объективным причинам другие варианты являются недоступными.
Другие способы
Помимо всего уже перечисленного, существуют еще способы запустить ДВС при севшей в ноль АКБ.
- При помощи знаменитого «кривого стартера». Сразу же стоит уточнить, что данный вариант является актуальным исключительно для старых машин, которые сходили с конвейеров автопроизводителей до начала 90-х годов XX столетия. Такие транспортные средства комплектовались, наряду с запасками, домкратами и баллонными ключами, специальными приспособлениями для запуска двигателя. Помимо этого, на маховиках самих авто присутствовали соответствующие пазы, а в передних бамперах – отверстие. Водителю оставалось только правильно установить рукоятку и вручную провернуть коленвал ДВС. Естественно, главный недостаток способа – его повышенная энергозатратность. В то же время при правильных регулировках для пуска силового агрегата хватает 1-2 оборотов.
- «Способ стропы», основанный так же как и предыдущий вариант, на ручном раскручивании коленвала. Важное отличие здесь заключается в том, что придется задействовать одно из ведущих колес. Его необходимо будет задомкратить и обмотать стропой или веревкой длиной не менее 5 метров. Затем включают передачу, зажигание и раскручивают колесо, резко и сильно потянув стропу.
- Интересный метод использования «Пьяного аккумулятора». Примечательно, что в названии реально действенного способа нет никакой шутки, поскольку он основан на применении алкоголя. Речь идет о том, что в банки аккумуляторной батареи вводят спиртосодержащую жидкость. Но здесь важно, чтобы в ней полностью отсутствовал сахар. Одним из подходящих вариантов будет добавление около 30 мл красного или же белого вина в каждый отсек аккумулятора. Кислота гарантированно и практически моментально вступит в реакцию со спиртом, в результате чего упадет сопротивление на фоне повышения напряжения. Таких показателей будет вполне достаточно для запуска ДВС. Важно помнить, что использование самогонки и водки недопустимо из-за содержания в них сахара.
Не секрет, что на морозе из-за существенного увеличения нагрузок аккумуляторные батареи разряжаются быстрее, независимо от возраста и качества. В таких ситуациях некоторые опытные водители успешно применяют один интересный лайфхак.
После длительных простоев транспортного средства непосредственно перед запуском силового агрегата буквально на несколько секунд включают дальний свет фар. Часто это позволяет «разбудить» аккумулятор и завести двигатель.