Зарядные устройства для автомобильного аккумулятора

Содержание
  1. Особенности
  2. Виды
  3. Лучшие производители
  4. Критерии выбора
  5. Нюансы эксплуатации

Зарядные устройства для автомобильного аккумулятора могут быть очень разнообразны. Есть как пуско-зарядные портативные, так и автоматические, и другие модели для АКБ. Потребителям стоит заранее узнать, как точно выбрать ЗУ и затем использовать его.

Особенности

Просто так подать электричество на накопитель энергии из сети невозможно. Причина в том, что его параметры там не соответствуют ожиданиям публики. Любое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора является прибором, изменяющим характеристики электричества на оптимальные. То, как работает такая техника, определяется конкретным назначением, целевыми параметрами сетей и обслуживаемых аккумуляторов.

Классикой с инженерной точки зрения являются такие компоненты, как:

  • электрические выпрямители;
  • блоки, видоизменяющие вольтаж;
  • система стабилизации;
  • контроллер, отслеживающий процесс заряжания;
  • специальный световой индикатор.

Для того чтобы повлиять на напряжение, обычно применяют понижающие трансформаторы. Следом за ними по стандартной схеме располагаются выпрямительные узлы. Их задача — получить переменный ток и сделать из него постоянное электричество. Именно такой вид энергии однозначно оптимален для восполнения заряда батарей. Но ток требуется еще дополнительно стабилизировать, что заставляет добавить еще и соответствующий элемент.

Важную роль играет контроллер. Именно такой компонент следит за тем, насколько заряжена АКБ. Обнаружив достижение заданных параметров, автоматика останавливает электропитание, поскольку оно больше не нужно. Чтобы пользователи могли самостоятельно следить за ходом работы, предусматриваются световые индикаторы, преимущественно создаваемые на базе светодиодов.

Когда устройство потребляет ток, сигнальный узел испускает волны красного спектра; после наполнения зарядом зажигается светодиод зеленого цвета.

Учитывая необходимость строго определенного режима работы на входе и на выходе, зарядное устройство подбирают исключительно под конкретные аккумуляторы. Емкость и прочие свойства АКБ должны быть учтены очень тщательно. ЗУ при подключении выдает на аккумуляторные клеммы куда большее напряжение, нежели то, что находится внутри него. Электрический импульс сильнее, чем реальная разность потенциалов между батарейными катодами и анодами, а напряжение ориентировано однополярно.

В соответствии с законами физики сразу изменяется направление тока: он перемещается между положительным и отрицательным полюсами; это и приводит к соответствующей восстановительной реакции, в ходе которой вырастает число электронов, переносящих заряд. Потребность в использовании ЗУ совершенно объективна. Любой автомобилист временами вынужден восполнять потерянную электрическую мощность. И чем дольше транспорт простаивает в бездействии, тем важнее этот момент для успешного запуска мотора. Зимой актуальность только дополнительно вырастает.

Виды

Пуско-зарядные

Название этого типа, как и других, говорит само за себя. Устройство предназначено для того, чтобы восполнить потерю тока и обеспечить успешное срабатывание мотора. Такая техника имеет несколько подвидов. Трансформаторное ЗУ для АКБ машины отличается значительными размерами, к тому же оно весьма тяжелое. Как раз тут и есть трансформирующий узел с выпрямителем; в отличие от классического прикуривания такое решение безопасно.

Подобный аппарат критически зависим от подключения к внешнему источнику питания. Зато отмечаются превосходная надежность и долговечность. Такая техника работает успешно даже с несколькими потребляющими точками (аккумуляторами). Именно ее часто применяют в гаражах солидных организаций и центрах технического обслуживания. С точки зрения технических решений более совершенной разновидностью является импульсный агрегат, который куда меньше и легче, часто является переносным.

Однако в таком случае есть и заметные минусы:

  • без источника энергии нормальная работа опять же невозможна;
  • очень велика вероятность сбоев при нестабильном сетевом напряжении;
  • при очень низкой температуре вероятна потеря эффективности, в результате чего понижается надежность.

Импульсная техника постепенно покидает рынок. Технологический принцип работы очень прост в общих чертах. Решающую роль играет встроенное инверторное устройство. Оно рассчитано на высокую частоту.

После повышения частоты колебаний ее понижают и дополнительно выпрямляют ток; подобные меры позволяют как восполнять заряд, так и непосредственно запускать двигатель.

Зарядно-восстановительные

Такой вид аппаратов не просто помогает справиться с дефицитом электроэнергии. Как известно, при поездках по городу АКБ переживают хронический недозаряд. Потому всего за пару-тройку лет они могут деградировать и оказаться почти неработоспособными. Однако менять батареи – дело весьма затратное, и потому так важно устройство, способное летом хотя бы проводить восстанавливающую зарядку.

Подобная техника разряжает накопитель на полурезистор. Управляемая разрядка происходит в фазе отрицательного полупериода. Необходимо обеспечить показатель от 200 до 500 мА. Переполюсовывающие приборы — варианты довольно простые. Но хотя эти устройства нередко создаются даже своими руками, добиться полной долговременной реставрации с их помощью все равно нельзя, это не более чем экстренная мера.

Выравнивающие

Суть довольно проста. Добиться напряжения в постоянной цепи на 24В порой удается только за счет пары последовательно стыкуемых батарей. Но правила электротехники весьма суровы: заряд и характеристики тока на обоих частях должны быть идентичны. Иначе вероятна ситуация, когда одна АКБ чрезмерно заряжена, а другая – недогружена током. Выравнивание как раз и справляется с подобной трудностью.

Система просто перемещает заряд между источниками. Он будет двигаться из блока с большим напряжением на блок с более низким напряжением. Только после его выравнивания работа останавливается. В итоге реальный срок действия связанных АКБ вырастает (точнее, не так сильно снижается). Есть еще так называемое портативное зарядное устройство. В его состав обязательно входит внутренняя батарея на основе литиевых элементов. Но и на таком варианте ассортимент аппаратов не заканчивается.

Так, для запуска автомобиля с севшим накопителем потенциально можно, конечно, воспользоваться и прикуривателем. Но применение бустеров — гораздо более щадящий метод. Он позволяет исключить трудности, неизбежные при выезде с толкачом. Электроаппаратура авто также не может пострадать из-за неверно выбранного пускового напряжения. Своими руками нередко можно сделать сравнительно простое автоматическое ЗУ на основе, к примеру, компьютерных блоков питания. Для работы потребуются понижающие трансформаторы и диодные мосты. Дополнительно используют резисторы и сетевые провода.

Однако самоделки, как и очень старые устройства, использовавшиеся еще в середине прошлого века, подойдут только для простейших машин. Если на авто стоят современные аккумуляторные системы, то для них нужно интеллектуальное (иногда еще называемое «умным») приспособление. Для тех же гелевых батарей это единственный оправданный вариант. В состав системы обязательно входит микропроцессор. Хотя это удорожает аппарат, практические преимущества совершенно неоспоримы.

Например, вполне приятно будет уменьшение расходов на содержание аккумуляторов. Автоматика гарантирует тотальное восстановление даже подвергшихся полному сульфатированию накопителей. Другие особенности:

  • отложенное старение пластин;
  • тотальная автоматизация работы;
  • увеличение и стабилизация тока отдачи;
  • возможность воспользоваться регулировкой напряжения тока.

В некоторых источниках упоминается предпусковое зарядное приспособление. По сути, это уже описанный ранее бустер. Стоит упомянуть только, что такая техника универсальна и подходит даже для самых разных моделей. Современные предпусковые приспособления работают в автоматическом режиме, обеспечивая автономное подстраивание силы тока; нормальное функционирование гарантировано только в закрытых помещениях.

Наиболее же совершенным вариантом считается программируемое оборудование, которое позволяет гибко подстраиваться под конкретную задачу.

Лучшие производители

Имеет смысл рассматривать изготовителей не самих по себе, а на примере конкретных образцов продукции. Во внимание следует принять особенности каждой определенной версии. Среди зарядников заслуживает упоминания даже бюджетная категория продукции. Она стоит максимум 2500—3000 рублей и подразумевает малые размеры. Такая техника не слишком хорошо переносит сложные условия применения, но зато обычно универсальна.

  • Начать обзор уместно с модели «Калибр ЗУИ-4». Лишь 4% заказчиков оказываются не очень удовлетворены подобной модификацией. Координировать работу можно единственной кнопкой. На дисплей выводятся все требуемые сведения о заряжании. Отмечается превосходная работа светодиодных индикаторов; зимняя опция есть, но быстрая зарядка невозможна.
  • Говоря про российские аппараты, стоит упомянуть «Вымпел 27». Зарядник рассчитан на стандартное напряжение 12 В. Предусмотрена совместимость с гелевыми накопителями энергии. Масса агрегата — 0,9 кг. Отзывы вполне положительны, отмечаются простота, удобство и наличие всех необходимых функций без излишков.
  • Есть и немало других хороших версий, которые довольно доступны, чтобы не требовалось покупать анонимное китайское оборудование. К примеру, весьма привлекательным выбором может стать Patriot BCI-10M. Специальная транспортная рукоятка упрощает перемещение и подсоединение. Для улучшенного контроля силы тока используется внутренний амперметр.

Конструкторы позаботились о стабильности и безопасности работы системы, надежности ее.

  • Приличной репутацией пользуется также BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001. Официальное описание настаивает на безопасности применения и длительной эксплуатации. Предусмотрены различные инструменты защиты, в том числе профилактика коротких замыканий, предотвращение неверного выбора режима заряжания. Наибольшая емкость подсоединяемых батарей составляет 90 А-ч. Допускается использование и при — 20, и при +40 градусах.
  • Среди автоматизированных приспособлений хорошо выбирать Daewoo DW1500. Для взаимодействия с батареей используются зажимы-крокодилы, дополненные индикаторами, исключающими ошибки при подсоединении. Батареи будут восстанавливаться бережно. Светодиодные экраны вполне информативны, а сам аппарат выручит водителей как легковушек, так и грузовиков. Единственной слабостью является весьма солидный шум.
  • Альтернативой выступает Hyundai HY 800. Подобный зарядник отвечает категории защищенности IP65, что означает надежную защиту ключевых рабочих узлов от засорения и увлажнения. Конструкторы предусмотрели также стойкость к перегреву. Аппарат способен проводить десульфатирование. Вся необходимая информация выводится на экран LED; правда, работать устройство будет не слишком быстро.
  • Если нужно приобрести приспособление с ручным режимом запуска, то стоит обратить внимание на «Парму-Электрон УЗ-50». Приличный рабочий ресурс такого типа аппаратов и его совместимость с различными батареями делают систему привлекательным выбором. Сложного специализированного обслуживания не понадобится. Гарантируется способность переносить солидную нагрузку в течение долгого времени. Короткое замыкание не страшно для этого аппарата, но он стоит весьма дорого.

Критерии выбора

Чтобы правильно выбрать подходящий вариант, надо обратить внимание прежде всего на способ заряжания. Подача постоянного по силе тока — эта сила не меняется с течением времени — не самый лучший вариант. Подобный режим позволяет быстро зарядить АКБ, но ценой заметной потери ресурса. К этому способу прибегают только в крайне сложных ситуациях. Другой вариант — постоянство по вольтажу. Поначалу накопитель будет набирать заряд очень быстро. Однако постепенно темп восполнения будет падать.

Наилучшим решением принято считать комбинированную технику. Практически все солидные изготовители имеют в ассортименте подобное оборудование. Оно имеет положительные стороны двух описанных типов, но без их слабостей.

Для кальциевого накопителя энергии допустимое напряжение заряжания не превышает 15 В. Чаще всего пороговое значение прописывают в документации. Для гелевых батарей обычный вольтаж еще меньше и составляет примерно 14,1 В. Во многих случаях производители пишут, для каких накопителей их зарядники подойдут, хотя лучше дополнительно проверить совместимость.

Для грузовых машин рекомендовано применение профессиональной техники. Она практически всегда работает от сети, а не от внутреннего аккумулятора. Но для запуска в полевых условиях нужны приспособления с емкими встроенными батареями. Обязательно должна быть предусмотрена защита от переполюсовки и других критических ситуаций. Если надо обслуживать 2 и более машин, желательно приобрести максимально мощный аппарат.

Нюансы эксплуатации

Перед тем как пользоваться приспособлением, чтобы зарядить АКБ, надо ее тщательно проверить. Обслуживаемые устройства исследуют, измеряя плотность электролита. Однако возможны и иные методы: ориентировка по индикаторам, измерения на клеммах (с поправкой на фактическую температуру). При подсоединении самих источников тока нужно измерять полярность очень тщательно.

Может возникнуть еще один вопрос — как часто надо восполнять заряд батареи. При круглогодичном содержании автомобиля в тепле и сухости можно делать это всего лишь ежегодно. Но если машину активно используют в холодное время года на улице и часто оставляют вне обогреваемого гаража, следует делать это каждые 3—6 месяцев.

Также стоит учитывать, насколько хорошо держится заряд; в норме подключение производится при падении ресурса до 15% от общего объема. Не стоит особенно опасаться, будто можно перезарядить накопитель энергии, но и подключать его к источнику тока каждый день окажется явно излишне.

Нормативный ток заряжания превышать нельзя. Работу проводят только в хорошо проветриваемом и тщательно вентилируемом помещении. Находиться поблизости все равно можно лишь в средствах индивидуальной защиты. Все пробки и заглушки убирают, чтобы исключить опасность взрыва газов, скапливающихся в замкнутом корпусе. Заряжаемое ручным способом устройство требует очень тщательного контроля для своевременного отсоединения от сетей и от зарядников. Конечно же, клеммы следует очистить, а к самому аппарату — не подпускать детей и домашних животных.

Комментариев нет