Все об индикаторе заряда аккумулятора автомобиля

Содержание
  1. Описание и назначение
  2. Обозначения цветов
  3. Возможные погрешности и неисправности

Прочитав статью, можно узнать все об индикаторе заряда аккумулятора автомобиля. Можно будет разобраться, почему лампа зарядки АКБ горит тускло, почему она моргает черным и красным огоньками. А также стоит выяснить, почему лампочка периодически загорается, и что это означает для пользователя.

Описание и назначение

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля — практически незаменимое устройство для автовладельцев. Особенно важно оно, когда наступают зимние холода. Только такой помощник позволяет точно и моментально, без привлечения дополнительных приборов, определить, насколько хорошо обстоят дела с батареей. Можно уверенно исключить подозрения на неисправность самой АКБ, либо же подтвердить их полностью. Штатный накопитель энергии для авто включает 6 батарей, соединенных последовательно.

Чем дольше применяется устройство, тем меньше оно держит заряд. И индикатор позволяет точно определить, насколько хорошо это устройство работает. Практика показывает, что чем больше электрооборудования установлено на авто, тем быстрее расходуется заряд. В морозный сезон растрата энергии печкой приводит к быстрому уходу электричества; но даже в летние месяцы габаритные огни за ночь могут испортить батарею. Поэтому-то так важно устройство, показывающее фактический уровень заряда и техническое состояние накопителя тока.

Подобные индикаторы встраиваются в саму батарею, и такой практики придерживается любой современный производитель. Под индикаторным глазком располагается ареометр. Он устанавливает плотность находящегося в батарее электролита. По этому показателю можно судить о том, насколько необходимо срочное восполнение заряда и другие меры. Ареометр — это трубка, завершаемая шаровидным поплавком различных окрасов; если плотность жидкости велика, шарик под действием архимедовой силы поднимается, и его хорошо видно сквозь глазок.

Если электричество в батарее почти иссякло, шарик оказывается тяжелее жидкости и тонет в ней. Через глазок можно увидеть лишь черную поверхность трубки. Предусмотрено и обозначение крайне низкого уровня электролита.

Может практиковаться и использование электрической схемы контроля напряжения, которая обычно выносится в отдельное устройство. В нем нет ни микросхем, ни даже транзисторов; всю работу выполняют резисторы и светодиоды, подключаемые по последовательной схеме.

Работает устройство благодаря начальному напряжению вспышки. Светодиод с физической точки зрения выступает полупроводником. При подсоединении с резисторами последовательно светодиоды начинают испускать свет в том случае, если напряжение поступающего тока оказывается больше, чем суммарное напряжение светодиодов на конкретном сегменте цепи. Предел напряжения в различных модификациях составляет от 1,8 до 2,6 В. Есть простое правило: пока предыдущий элемент в цепи не загорелся, следующие зажигаться не должны.

Электрическое устройство более значимо и более практично, чем гидравлический контроллер. И дело не только в удобстве (отсутствии необходимости постоянно заглядывать под капот). Еще важна повышенная точность такого аппарата. У гидравлической системы крайне велика погрешность при замере. Разница может выражаться в:

  • способе подсоединения (к бортовой электросети либо к прикуривателю);
  • характеристиках используемых компонентов;
  • методе вывода сигнала (аналоговая и цифровая схемы работы распространены примерно одинаково).

Обозначения цветов

Глазки в АКБ имеют устоявшуюся цветовую схему. Наилучшим вариантом оказывается зеленый огонек. Он говорит о полном насыщении батареи электрическим зарядом. Восполнять его недостаток нет необходимости. Ездить на автомобиле можно в простом режиме. Если загорается красный индикатор автомобильного аккумулятора, то это верный признак тревоги. Он говорит о необходимости экстренно подзаряжать АКБ. Черный сигнал имеет то же самое значение. Он означает серьезную потерю плотности жидкого электролита. Зеленоватый шарик под влиянием разности плотностей уходит на дно, и внутри видно только черную полость трубки.

Проблема решается элементарно — тем самым подзаряжением. Белый цвет глазка говорит о том, что даже если электролит и плотен, его осталось слишком мало. Тут уже подсоединение к электросети не помогает. Придется разбирать батарею и добавлять в нее дистиллированную воду.

Стоит отметить, что в некоторых случаях индикатор зарядки делают самостоятельно; он способен отслеживать действие АКБ при сетевом напряжении 6-14 В.

Принципиальная схема не отличается от той, которую используют в заводских образцах, но есть также печатная плата и пара транзисторов (обычно BC 547 и DC 557). Кроме них, понадобятся:

  • пара стабилизаторов (один на 9,1 В, другой на 10 В);
  • резисторы с разным сопротивлением (преимущественно 3х220, 2х1000 и 1х2200 Ом);
  • светодиоды синего, зеленого и красного тонов.

Такие элементы располагают на печатной плате. Лучше выбирать такие схемы в справочниках, которые обеспечивают минимальную площадь и объем. Перед началом паяльных работ светодиоды необходимо проверять на совпадение цвета свечения и цвета контакта. Разобраться в этом помогает типовой электротехнический тестер. Схему настраивают, подключая ее к регулируемому блоку питания.

Пайка не ведется на плату напрямую (это серьезная ошибка!). Нужно применять специальные проводки. Только в таком случае можно гарантировать компактность устройства и удобство работы. Собрав плату, крепят ее к внутренней стороне приборных панелей. Самодельные устройства включают, как и заводские, к прикуривателям либо к бортовым электросетям; светодиоды, которые заранее припаяли к проводкам, выводят на внешнюю сторону панелей для удобства индикации.

Как у промышленных, так и у самодельных аппаратов может возникать оригинальная ситуация: световая часть моргает. Или, выражаясь более инженерным языком, периодически загорается и потухает. В норме это говорит о том, что ток начал поступать, что батарея подзаряжается. И происходит это в момент запуска зажигания на холостых оборотах.

Непрерывное горение или повторное зажигание, напротив, свидетельствует о серьезных неприятностях, которые могут вскоре возникнуть; можно ожидать скорого выхода из строя щеток или генераторного реле.

Возможные погрешности и неисправности

Нередко водители жалуются и на другие проблемы. Если мотор запущен, но индикатор горит в полнакала, либо продолжает обычное свечение, значит, все системы авто продолжают получать ток от батареи. Для машины и ее водителя это подразумевает, что можно будет ехать только до полного исчерпания электрохимического заряда. За счет отключения фар, отопления, дворников, радиоприемника, кондиционера и отопителя можно протянуть не более 3 часов. Виновниками оказываются:

  • сбои в регуляторе или диодном мосте;
  • перегорание предохранителей;
  • проблемы с ремнем генератора;
  • нарушение клемм в батарее;
  • разрывы генераторных цепей;
  • поломки выключателей зажигания.

Часть шоферов сталкивается с ситуацией, что индикатор заряда не сразу гаснет. Иногда это происходит через несколько минут, или когда машина проезжает пару сотен метров. Весьма вероятно, что это связано с деградацией самого накопителя энергии. Причины также бывают те же, что перечислены в предыдущем пункте, либо обрыв возбуждающей обмотки в генераторе, либо люфт генераторного подшипника.

Можно обнаружить также, что тускло горит лампа зарядки АКБ. В основном это свидетельствует о необходимости прозванивать диоды и диодные мосты. Те могли пострадать от короткого замыкания — и оттого свечение так слабо.

Полезно проверить и генератор. Если горит зеленым, но не заводится, весьма вероятен выход из строя одного электрода.

Можно также предполагать выкипание электролита и, опять же, общую деградацию батареи. Если заметно, что сигнальная лампа загорается на холостых оборотах, а на малых гаснет постепенно, проблема, опять же, обычно коренится в диодах. Но стоит отметить, что по крайней мере в некоторых отечественных машинах (вероятно, и иных) это может быть особенностью заводской схемы. Отдельные водители за десятки тысяч километров пробега никаких трудностей не испытывают, и даже указывают, что проверка в сервисах также исключает неполадки. Целесообразно проверить регулятор напряжения.

Изредка индикатор начинает гореть на высоких оборотах. Есть даже жалобы, что чем выше они, тем ярче свечение. В таких случаях следует проверять вероятный перегрев реле-регулятора. Неполадка иногда обусловлена и окислением этого реле, а также самого генератора — и чем сильнее окисление, тем хуже обстоят дела. Не исключены еще слабость натяжения ремня и нарушение контакта в возбуждающей электрической цепи.

Комментариев нет