Все о зарядке аккумулятора автомобиля

Содержание
  1. Когда нужно заряжать?
  2. Необходимые приборы для восстановления заряда
  3. Определение времени
  4. Правильная зарядка гелевых АКБ
  5. Как зарядить другие виды?
  6. Полезные рекомендации

Сел аккумулятор, машина не заводится, сильный мороз, и аккумулятор «умер» – такое знакомо, наверное, очень многим автомобилистам. И малоопытные владельцы авто в данной ситуации не знают, за что хвататься: как можно было предупредить проблему, когда надо было заряжать, как вовремя увидеть необходимость зарядки – вот что их занимает. К счастью, ответы на эти вопросы можно заранее познать в теории, а не в сам момент стрессовой ситуации.

Когда нужно заряжать?

В среднем автомобильный аккумулятор живет 3 года, такова его естественная продолжительность работы. Потому если авто уже больше трех, от разрядки аккумулятора автомобиля не застрахован никто. В машине обычно используются кислотно-свинцовые аккумуляторы, служащие 2-3 года, в крайнем случае – до 5 лет. И чтобы этот крайний случай произошел, само устройство нужно правильно и вовремя обслуживать.

Главной задачей аккумулятора считается накопление электроэнергии с ее последующей отдачей потребителю в тот момент, когда она ему пригодится. Если это холодная зима, если авто долго не эксплуатируется, аккумулятор может разрядиться. И если допустить такую полную разрядку, можно сказать, что он перестает быть прежним – качество его работы ухудшается, прогнозируемый срок эксплуатации уменьшается, не исключено и полное прекращение работы. Потому и нужно вовремя заряжать батарею, не допуская этой самой фатальной разрядки.

Сесть АКБ может в силу разных причин, но в большей части случаев – это элементарная невнимательность водителя. Например, забыл выключить фары, или даже не выключил зажигание. В машине могло всю ночь проработать радио, что также приведет к разрядке батареи. И даже приоткрытая дверь (а значит, горящий в салоне свет) – это уже риск разрядившейся АКБ. Что уж говорить о долгой стоянке машины на сильном морозе.

Но частота зарядки в любом случае должна подбираться индивидуально. Сам аккумулятор представляет собой 6 секций-банок, содержащих реактив-электролит и электроды. WET – это наиболее распространенный тип батареи, реактивом в которых служит кислота, а электроды сделаны из свинца. Подчас емкость батареи будет предсказуемо снижаться за счет загрязнения и уменьшение качества реактива, а также из-за кислотного испарения. А также на процесс влияет и сульфатация свинцовых пластин-электродов. Снижение емкости батареи означает, что заряжать ее стоит чаще, но и длительность при этом уменьшается.

Если батарея используется долго, надо постоянно проверять ее вольтаж. Норма в теплое время года больше 50% от номинального заряда, в холодное время года это должно быть больше 75%. Такая разница связана с плотностью электролита, степенью нагрузки на АКБ и степенью риска при выключении в разных температурных условиях.

Автомастера уверяют, что нормальным режимом зарядки батареи будет 2 раза в год: зарядить АКБ надо до 100%, один из этих сеансов зарядки – перед наступлением холодов.

Необходимые приборы для восстановления заряда

А начать стоит со средств персональной защиты. Увы, не все автовладельцы послушны в этом смысле, а зря. Следует надеть защитные очки, которые не позволят искрам или аккумуляторной жидкости навредить глазам. А также используются и перчатки. Помещение, где и происходит зарядка автобатареи, должно быть и проветренным, и освещенным солнечным или искусственным светом. И, конечно, надо исключить нахождение детей поблизости.

Чтобы понять, чем и как грамотно, правильно зарядить АКБ, надо определить ее тип. Обычно на самом устройстве есть описание, обозначение. Порой проще зайти на сайт производителя, там также есть информация (в случае с изношенной этикеткой это почти единственный шанс). А также предстоит узнать напряжение батареи. Согласно этому выбирается зарядное устройство: впрочем, большинство из них универсальны, и подойдут ко всем АКБ, за исключением гелевых.

Есть зарядные устройства, работающие сверхбыстро, они даже гарантируют быстрый старт. Есть и струйные устройства – медленно, но качественно справляются со своей задачей. На большинстве современных моделей установлен микропроцессор, который контролирует степень зарядки АКБ, что очень удобно – процесс сам завершится, как только батарея зарядится на 100%. Если модель попроще, останавливать зарядку придется вручную, пропускать момент опасно, перезарядка – не есть хорошо.

Перед процессом лучше почитать инструкцию производителя. Даже если есть общее понимание, как работает устройство, лучше все же убедиться в правильности своих намерений. И даже если это суперсовременная система, ее работу нужно контролировать, особенно если используется она впервые.

Определение времени

Точного определения, наверное, нет, но есть критерии, помогающие рассчитать этот показатель до приемлемых значений. Время зарядки может быть и несколько часов, и пару суток.

Вот что влияет на длительность зарядки АКБ.

  • Процент ее разряженности. Если батарея разряжена совсем, то общее время станет куда более длительным, чем у наполовину разряженной батареи.
  • Степень изношенности батареи. Пластины автоаккумулятора по ходу использования осыпаются, емкость его также уменьшается. Если, например, это изношенная батарея с емкостью 60 А в час, то по факту емкость будет ниже – 50 или 45 А в час. Потому изношенная АКБ и разрядится быстрее, чем такая же новенькая.
  • Сила тока, напряжение зарядки. Чем первая величина меньше, тем больше времени придется отдать на зарядку.
  • Скорость зарядоподачи. Холодный аккумулятор станет заряжаться долго, потому что скорость электролиза сопряжена с температурой. Вот почему еще перед зарядкой его отогревают в тепле (в тех же домашних условиях).

Стоит повторить, что при автоматике нет смысла в том, чтобы рассчитать время зарядки. Устройство само выключится, когда цель будет достигнута. Для этого на модели установлена та или иная индикация заряда. Если это не авторежим, надо дождаться времени, когда сила тока станет маленькой (1-0,5 А), и 3 часа пробудет на этих значениях. После этого зарядку можно отключать, смотреть плотность электролита. Понимание полноты заряда складывается из двух принципов: электролит достигнет плотности 1,27 г/см3, а также напряжения на клеммах 12,7 В. Только замеры и того и другого проводить можно лишь при отключенном устройстве.

Электролиту при этом важно устояться, пузырьки воздуха должны прекратить выход.

Правильная зарядка гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор – это современный вид АКБ, который во многом лучше кислотных аналогов. На них можно увидеть обозначение GEL. Они обычно питают мультимедийную систему машины, а также батареи для скутеров, например, квадроциклов и мотоциклов. К плюсам гелевых АКБ можно отнести высокую токоотдачу, значительное количество циклов перезарядки, минимальный ток самозаряда и возможность хранить эту батарею даже при минусовой температуре. Ну а недостатков всего два – это дорогое устройство, и оно не любит роста напряжения (его емкость падает).

Особенности зарядки гелевых АКБ.

  • Использовать можно обычное зарядное устройство, которое позволяет регулировать значения напряжения и тока.
  • Показатели тока и емкости автобатареи взаимосвязаны, 10% от нее. Пример, для автобатареи емкостью 60 А – 6 ампер будет ток. Но если ситуация критическая, и надо зарядить батарею быстро, допустимо брать 30% от емкости.
  • Опасно превышать показатель напряжения, то есть очень высокое будет опасным.
  • Предельное значение возможного тока зарядки обозначено max initial current. Запрещено превышать этот показатель.
  • Общее время зарядки зависит от ее тока. Вычисляется это просто: показатель емкости делится на показатель тока. Если ток брался в пределах 10% от емкости, соответственно, время зарядки равняется 10 часам. Если ток ниже, то и время растет.
  • Если гелевая батарея обслуживаемая, надо из банок выкрутить пробки (иначе внутри будет создаваться избыток давления). Щупы зарядки подключаются к своим клеммам с соблюдением полярности. Потом на зарядном устройстве выставляют цифры силы тока и напряжения. В процессе напряжение в автобатарее будет расти, но важно не дать ему выйти за обозначенный предел. Если это все же случилось, силу тока надо уменьшить, так уменьшится и напряжение.
  • Лучше, если гелевую батарею будет заряжать современное электронное устройство, способное работать в авторежиме. Они сами выбирают тип зарядки, глядя на уровень разреженности АКБ, а также глядя на внешние факторы. Есть зарядные системы, что работают именно с гелевыми батареями: их отличает удачная функция термокомпенсации, а также функция руководства самим процессом.

Важный момент – в случае наличия гелевого аккумулятора в машине необходимо время от времени проверять, насколько работоспособно на генераторе реле напряжения. При его выходе из строя АКБ может очень быстро разрядиться. Чтобы защитить от этого батарею, неплохо бы приобрести клеммы с реле-регулятором.

Как зарядить другие виды?

Да, зарядка происходит по-разному, что зависит от типа аккумулятора.

Гибридный

Одна часть пластин в устройстве такого типа сделана по «сурьмянистой» технологии, другая же – по «кальциевой». Такой аккумулятор относится к малообслуживаемым, но пробки все же есть. Раз в 2-3 месяца следует проверять показатель электролита, если нужно – доливать дистиллят в него. У гибридных АКБ устойчивость к глубокому заряду, а также к возможности давать высокий пусковой ток. По цене он вдвое дешевле кальциевого.

Зарядка такого устройства стандартная, несложная, нужно использовать ток в 10-30% от значения емкости. Установленное значение в 2 А считается нормой, маркер напряжения в пределах 13,8-14,2 В. Стоп-сигнал – напряжение в 14,2 В, тока – до 0,5 А. Если устанавливать высокие зарядные токи, электролит кипит-бурлит, а это опасно для пластин батарей. Летом у гибридной АКБ нужно проверять данные электролита. У нее большое рабочее напряжение, что хорошо зимой – почти нет угрозы, что батарея не заведется, а вот летом напряжение становится свободной энергией. Если электролит закипит, он начнет испаряться, содержание кислоты вырастет, отчего разогреются пластины, оголятся, деформируются.

AGM

Их, к слову, часто путают с гелевыми батареями, но это не одно и то же, конечно. У данной батареи большие пусковые токи, доходящие даже до 900 А, а значит, можно запустить любой двигатель и в лютый холод. Но главным его преимуществом является, конечно, ускоренная зарядка – процесс протекает в 3 раза быстрее. Заряжаться такая батарея может от автогенератора, и прослужит он дольше, чем кислотный аккумулятор.

По какой схеме заряжать такую АКБ.

  • Первая – заряд, накопление и хранение. Можно осуществлять прямо на авто, напряжение будет в интервале 14,2-14,8 В, сила тока – не более 10% от емкости. Если речь о режиме хранения, значения напряжения уменьшаются до 13,2-13,8 В, сила тока может составить и 5% емкости.
  • Вторая – заряд и хранение. Именно такую схему в большинстве случаев посоветуют мастера. Напряжение – до 14,8 В, сила тока – 10-30% емкости. Для хранения – порядка 13,4 В.
  • Третья – заряд. Условия заряжания будут теми же, 14,2-14,8 В, сила тока – 10-30% емкости.

Лучшим решением будет купить электроблок подзарядки, работающий в двух режимах. Это очень удобно и современно. При покупке же механического устройства придется самому следить за данными всех важных показателей.

Необслуживаемый

Действительно, большое количество современных АКБ считаются необслуживаемыми, то есть промониторить электролит и состояние пластин невозможно. Но их заряжение будет тем не менее мало отличимым от других схем. Можно делать это и постоянным током, и постоянным напряжением. Лучшим выходом будет электронное автоустройство, имеющее световую индикацию зарядки. Это удобно для владельца авто, это и для баланса тока и напряжения также хорошо, да и время зарядки такое устройство тоже контролирует. Допустим, если все же приходится заряжать необслуживаемую АКБ механической зарядкой, то надо соблюсти правильно временное значение. А для его определения надо узнать степень разряженности. Если на клеммах батареи показывает 12,7 В, автобатарея заряжена на 100%. Если показывает 11,7 В, можно сказать, что это 0%. 12,2 В – это, таким образом, 50% зарядки.

Достаточный зарядный ток, как и в прочих случаях, равен 10% емкости. Если напряжение, взятое с клемм, составляет 12,2 В (автобатарея села наполовину), для заполненности емкости потребуется подача 30 А в час. И вот эти 30 надо разделить на 6 А, получится 5 часов – время заряжения. Если подать 30 А и сократить время до часа, на самом деле ничего не выиграешь, потому что это просто разрушит аккумулятор.

Полезные рекомендации

Существует еще ряд важных моментов, что стоит учесть при зарядке, которые не так уж очевидны.

  • Если на клеммах грязь, она не даст зарядным кабелям соединиться с элементами автобатареи, вот почему важно чистить клеммы. Можно сделать это с применением пищевой соды и влажной ветоши, наждачной бумаги. Кстати, порой оказывается, что батарея вовсе не разряжена, а ее работа пропадает именно из-за грязи на клеммах, невозможности из-за нее пройти соединению.
  • Нельзя поставить зарядное устройство прямо на батарею, вследствие этого может пройти соединение отрицательных и положительных клемм, что чревато даже пожаром. В то же время поверхность, которая выделяется под подставку для зарядного устройства, точно должна быть устойчивой.
  • Быструю зарядку используют, если аккумулятор разрядился буквально недавно и быстро – например, не отключили фары. Если же он разряжался долго, такой режим не подойдет.
  • После заряжения АКБ дома, в квартире, нужно проверить, действительно ли она зарядилась. Цифровые устройства дают эту информацию, им можно верить. Но в принципе принято пользоваться вольтметром. Следует сделать касание к положительному и отрицательному кабелям от вольтметра к клеммам. Ну а если АКБ уже стоит в машине, следует просто взять и проехать на ней. Да просто завести авто будет достаточно.
  • Если авто не заводится и при этом выдает щелчок, в АКБ недостаточно заряда. Батарея могла элементарно износиться, ее работоспособность на нуле. Зачастую после такого покупают новый аккумулятор.
  • Одно дело разрядить и потом правильно зарядить АКБ, другое – неправильно отогревать разряженную на морозе батарею. Например, она, принесенная домой, некоторыми «умельцами» греется феном для якобы ускорения процесса. Этого делать категорически нельзя.
  • Перед зарядкой из аккумулятора надо выпустить газы, почистить газоотводы, либо выкрутить из банок пробки.
  • Наверное, не придется открывать Америку, говоря, что заряжают еще аккумулятор от другого аккумулятора. Это называется прикуриванием от заряженной батареи.
  • Новый аккумулятор можно дозарядить, доведя до 95-100% уровень зарядки. Делаться это будет на минимальном токе, при номинальном (не выше) напряжении. Обычно это занимает 3-4 часа.

Перед тем как заряжать АКБ, надо прочесть, что написано на его панели, крышке, корпусе. Возможно, там существенная информация для выбора типа зарядки. Если кажется, что все делается правильно, но стрелка амперметра чаще обычного на нуле, постоянно падает показатель зарядки, лучше обратиться к профи.

Часто помогает чистка клемм, но иногда это брак батареи или другие малопрогнозируемые дефекты.

Комментариев нет