Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля?

Содержание
  1. При какой температуре АКБ замерзает?
  2. Как быстро отогреть?
  3. Меры профилактики

Российским водителям очень важно знать, что делать, если замерз аккумулятор автомобиля, если в нем лед скопился в заметных количествах. Обязательно надо разобраться, при какой температуре замерзает АКБ зимой в машине. Не менее актуально выяснить, как быстро его отогреть, и как попытаться избежать подобного развития событий.

При какой температуре АКБ замерзает?

Нетрудно понять, что это происходит чаще всего зимой в машине. Но конкретная температурная точка может отличаться в разных случаях. Большую роль играет состав электролита и его концентрация. Если в составе действующего вещества относительно мало кислоты, он будет застывать при сравнительно высокой температуре.

Важно и то, держит ли аппарат заряд или нет. В полностью разряженном или близком к тому состоянии кислота превращается в лед.

Визуально это выражается в сильной деформации устройства. Оно едва ли сохранит свою работоспособность. При удельной плотности серной кислоты 1,14 грамма на 1 см3 застывание происходит при 11 градусах. Если плотность достигает 1,25 грамма на 1 куб. см, то проблема возникает только после охлаждения до –50 градусов. При увеличении плотности до 1,27 грамма критична окажется температура –60 градусов. Учитывая все это, нетрудно понять, почему потерявший плотность электролит может замерзнуть даже в конце осени.

Если он будет иметь удельную массу 1,09 грамма, то тогда опасно уже охлаждение до –7 градусов. Стоит обратить внимание и на время пребывания при низкой температуре. Просто постояв 10-15 минут на слабом морозе, автомобилисты едва ли чем-то рискуют. А вот за 6 часов и более может промерзнуть вся машина. В этом случае угроза касается не только одних батарей, но и многих других бортовых устройств.

Как быстро отогреть?

По возможности, если замерз аккумулятор автомобиля и электролит в нем, надо снять проблемную АКБ и перенести ее в обогреваемое помещение. Там ее ставят в любую пластмассовую емкость. Подойдет и самый обычный домашний таз. Это позволит исключить вытекание химически агрессивного электролита, что чревато травмами, повреждением пола и отдельных вещей. Стремиться поскорее согреть устройство не следует.

Куда лучше будет, если сама батарея и содержащийся в ней состав повысят свою температуру плавно, без скачков. Потом надо осмотреть накопитель энергии визуально. При обнаружении любых признаков повреждений и даже небольших трещин ничего больше делать не стоит.

Рекомендуется в таких случаях выкинуть АКБ, и заменить ее на новый экземпляр.

Причина не в самих по себе повреждениях. Они вполне устраняются путем пайки либо заделки мастикой. Дело в том, что если разрушен корпус, то пластины гарантированно покороблены. С них почти обязательно будет осыпаться активное вещество. И то, что электролит может еще восстановить свои свойства, роли уже не сыграет.

При отсутствии видимых признаков деформации надо дожидаться полного оттаивания батареи. Только после этого она может быть безопасно поставлена на зарядку. Когда пройдет полный цикл заряжания, необходимо промерить напряжение на выводах. В норме оно должно составлять 12,6 В. Если оно окажется меньше, то дело плохо — налицо выход из строя как минимум одной банки.

Определить, в какой именно банке неполадка, поможет проверка плотности электролита ареометром. Трещины можно запаять, если они касаются только одной из банок. При более значительном разрушении корпуса даже тщательный ремонт не гарантирует последующей стабильности устройства. Разумеется, пока в аккумуляторе находится лед, заряжать его нельзя — это попросту лишено смысла, и даже опасно.

Но иногда на медленный, плавный обогрев времени просто нет. Если машина не завелась, а ехать требуется срочно, есть несколько способов решить проблему в короткие сроки. Иногда аккумулятор прогревают в горячей воде. Его сначала откручивают при помощи гаечного ключа и помещают уже в таз с водой.

Надо внимательно смотреть, чтобы вода не попадала на клеммы.

Лучше воду налить после того, как накопитель энергии поместят в таз. Жидкость должна быть погорячее. Такой метод позволяет решить проблему в среднем за 20 минут. Если воду лить в таз струей из крана, но чтобы эта струя не попадала на батарею, то можно сэкономить еще 5 минут. Заряжать устройство одновременно с прогревом недопустимо.

Но иногда снять АКБ невозможно. Или же до теплого помещения довольно далеко. На традиционных машинах с цельнометаллическим днищем иногда просто разводят снизу костер. Но этот путь крайне опасен для автомашины в целом, и его надо оставить на тот случай, когда никаких других вариантов просто нет. Куда более щадящий вариант — полив АКБ горячей водой.

Ее понадобится довольно много. Даже при температуре 10-15 градусов мороза придется использовать несколько полных чайников или 1-2 ведра. При более сильных холодах счет пойдет уже на десятки литров. И полной гарантии успеха не будет все равно. Иногда выходом оказывается использование тепловых пушек и строительных фенов; но они могут повредить пластмассовые модули автомашины.

Более правильно применять портативный запускающий набор. За него платят 3-10 тысяч рублей. Наиболее доступных изделий хватает для запуска малолитражек. Если батарея поставлена на солидном внедорожнике, придется платить заметно больше. Комплексы автоматического прогрева аккумуляторов отбирают тепло от них же, вернее, используют энергию; такое решение подойдет, если АКБ потеряла лишь небольшую часть заряда.

Важно помнить, что сам по себе электролит не растает. Попытки «ковырять» его или добавлять новую порцию жидкости могут привести к поломке устройства. Заряжая батарею без прогрева, можно столкнуться с замыканием. В этом случае вместо разморозки устройство выходит из строя. Добавление электролита хотя и не причинит вреда, но и пользы также не принесет.

Меры профилактики

Любую болезнь проще предупредить, чем лечить. Если защитить аккумулятор от переохлаждения, бороться с его разрушением и деградацией не придется. Шоферы должны сами следить за состоянием батареи и систематически обслуживать ее. В холодную пору надо поднимать плотность электролита как минимум до 1,29 грамма на 1 см3. Обычно этого хватает, чтобы накопитель энергии не перемерз чрезвычайно.

Желательно держать батарею в постоянно заряженном состоянии. Сложнее всего сделать это при езде по городу зимой. В этих случаях АКБ надо заряжать преимущественно от сетевого зарядного аппарата. В северных районах получения импульса от генератора обычно не хватает.

На фоне длинных суровых зим актуальна дополнительная защита. В этом случае применяют специальные чехлы. Их покупают или делают своими руками. Некоторые модели изготавливаются с подогревом. Иногда батареи просто снимают на ночь и уносят в тепло; еще одно решение проблемы — содержание авто в теплом гараже.

Повышая концентрацию серной кислоты, тоже можно застраховаться от переохлаждения аккумулятора. Это положительно отразится на пороге промерзания. Однако злоупотребление подобным методом приводит к потере ресурса.

Важно учесть, что если обычные описанные меры профилактики не помогли, и батарея вновь замерзла, она будет неработоспособна. Останется только заменить ее.

Комментариев нет