Все о сроке службы аккумулятора автомобиля

Содержание
  1. Сколько служат АКБ в среднем?
  2. Срок хранения аккумулятора без эксплуатации
  3. Как понять, что срок скоро закончится?
  4. Как продлить?
  5. Как узнать возраст АКБ?

Возраст аккумулятора, срок его службы имеют важное значение для оценки времени, в течение которого автомобиль исправно заводится даже с довольно частыми остановками и повторными запусками двигателя. Без АКБ завести машину можно лишь с «толкача» или на буксире – посредством другого авто.

Сколько служат АКБ в среднем?

Срок службы аккумулятора автомобиля часто не совпадает со сроком годности первого. Для исправной работы его хватает в среднем на несколько лет, после чего машина, будь то легковая или грузовая, перестанет гарантированно заводиться после нескольких попыток. Нормативный срок нескольких известных марок – от 3 до 7 лет; заставить АКБ работать 10-15 лет невозможно в основном из-за высокого тока нагрузки, превышающего в 10 раз ампераж АКБ, – такой «искровой» ток забирает сам стартер. У обычного кислотного свинцового аккумулятора срок безотказной работы составляет 3 года, после чего выявляется более заметная просадка по напряжению в моменты попытки запуска двигателя стартером.

Кальциевый аккумулятор содержит не чистый свинец в составе электродов, а сплав этого же свинца с кальцием. Несмотря на то что свинец – самый неактивный металл в ряду электрохимических напряжений слева от водорода, в инертности по отношению к серной кислоте, из раствора которой состоит электролит, опережают его лишь медь и серебро. В дорогих по цене АКБ применяется серебрение свинцовых пластин.

Попытки омеднить эти же пластины не привели к большему успеху – как благородный металл серебро оказалось ещё более инертным, чем медь.

По времени попытка запуска длится не более 5 секунд, но, срываясь раз за разом, неудачные запуски наводят на догадку о проблемах с удержанием заряда и рабочего напряжения данной батареей. Примерно раз в 5 лет АКБ нуждается в замене. С плановым обслуживанием, например, циклически-тренировочная разрядка-зарядка может продлить его срок службы ещё на 1-2 года, однако наступает день, когда «тянуть» стартер АКБ больше не в состоянии. Если проигнорировать эти признаки, то вскоре пластины разрушатся, электролит превратится в раствор сульфата свинца, отчего восстановить его будет невозможно – такая среда подойдёт лишь для технических целей, не связанных прямо с ездой на машине.

Максимальный срок службы даже самых лучших батарей длится довольно долго, и редко когда превышает лет 8. Теперь, когда вы знаете, как устроен аккумулятор, и сколько по времени прослужит, легко сравнить его рабочие (при активном использовании) показатели, например, с показателями при хранении без какой-либо токовой загрузки.

Срок хранения аккумулятора без эксплуатации

Без токонагрузки аккумулятор «живёт» максимум 3 года, после чего он потеряет полностью весь заряд. Происходит это из-за явления саморазряда, которое присуще любой батарее, будь она даже неперезаряжаемая, одноразовая. Если она лежит на полке и не заряжается, не разряжается (нет признаков хотя бы редкой эксплуатации), то ни о каких 5-8 годах лучше не вспоминать – через 2 года заряд упадёт почти полностью, а через 3 – батарея высохнет.

Не спасёт батарею от порчи и герметизация – батарея из-за падения напряжения сульфатируется настолько, что электродные пластины из свинца рассыпаются, даже являясь кальцинированными, а оставшаяся вода медленно испаряется сквозь микропоры резиновых пробок «банок».

Приклеивание верхней планки АКБ, закрывающей эти резиновые пробки, не делается по кругу, иначе вода из батареи бы не выделялась, а клапаны для сброса газов и паров в современных АКБ всё же есть.

Средний срок службы аккумуляторов разных типов без эксплуатации выстроен следующим образом:

  • чисто свинцовых, изготовленных по устаревшей технологии – 1-2 года;
  • кальциевых (в данном сплаве основным металлом всё же служит свинец) – 2-3 года;
  • свинцовых с серебрением – не более 3 лет.

У более совершенных АКБ – литий-ионных, литиево-железофосфатных – заряд уменьшается со скоростью 10% в месяц, однако старение рабочего материала, обогащённого литием, происходит, вне зависимости от того, используется ли АКБ (до 1000 циклов), или просто лежит на полке. Снижение ёмкости необратимо: старение тренировкой остановить намного сложнее, чем десульфатировать этим же образом свинцовые батареи.

После 3 лет неиспользования литиевая АКБ часто признаётся неисправной – она теряет не 20, а 30% ёмкости, использовать её для серьёзных нагрузок нерационально. Дело в том, что у изношенной батареи напряжение будет быстро падать ниже предельно допустимого минимума, и стартер «добьёт» её гораздо быстрее, чем новую, при продолжающихся попытках раскрутить бензомотор или дизельный двигатель.

Процесс старения литиевого аккумулятора начинается сразу же после его изготовления – со дня выпуска.

Как понять, что срок скоро закончится?

Чем старше аккумулятор, тем заметнее просадка по напряжению при подключении нагрузки. АКБ – своего рода эквивалентный резистор. По закону Ома для полной цепи, удельная энергия (ток в нагрузку) определяется не только сопротивлением подключаемых устройств, но и внутренним сопротивлением аккумулятора. Удельная энергия определяется величиной этого сопротивления, измеряемого в десятках или сотнях миллиом (вплоть до одного ома).

Ток короткого замыкания, по сути, к которому стремится разрядный ток стартера, есть частное от деления ЭДС (напряжения, потенциала) заряженной батареи на её внутреннее сопротивление. И хотя сопротивление стартерного блока заметно выше внутреннего сопротивления АКБ, постоянная «пытка» непрекращающимися попытками завести машину с проблемным стартером бьёт по сроку службы АКБ.

Внутреннее сопротивление относительно годного аккумулятора не должно быть больше 100 мОм. Сопротивление, равное 500 мОм, сообщает о сильном износе, либо о почтенном возрасте АКБ, его неверной эксплуатации. На внутреннее сопротивление АКБ влияет и степень сульфатации электродных пластин.

Тренировка АКБ частично снижает внутреннее сопротивление АКБ (десульфатирование) – мера эта временная, позволяющая на срок до 1-4 лет оттянуть замену аккумулятора. Внутреннее сопротивление, доходящее до 1 Ом или даже несколько превысившее это значение, сообщает о том, что АКБ нужно срочно менять: для 12,6 В она выдаст ток порядка 12 А, чего вполне хватит для автосвета или подзаряда гаджетов, но не хватит для раскрутки стартера.

Узнать, что АКБ нуждается в замене, крайне просто. Включите автосвет и акустику. Если при прослушивании музыки на полную громкость в такт «басам» динамиков те похрипывают, звуковые колонки «захлебываются» от недостатка вольтажа и потребляемого ампеража, а фары, светодиодные лампочки при этом ощутимо подмигивают, блёкнут, то АКБ нужно срочно менять: она не прослужит даже полугода.

Используя общие закономерности вольт-амперной характеристики, нагрузочные параметры батарей конкретного типа (литиевые, кислотно-гелевые и другие), легко «на глаз» определить, насколько изношен аккумулятор, сколько ему лет.

Нельзя сразу же подавать стартерный ток нагрузки на подержанный АКБ – этим вы сразу его «добьёте», воздержитесь также от нагрузочной вилки, которой проверяют АКБ. Начните с «прикладных» нагрузок, проверяя вольтметром и по яркости автосвета напряжение, последовательно подключая фары, ходовые огни и другое.

При заметном падении напряжения – с 12,6 до 10,9 (является минимумом) уже при одном лишь включении фар, стоит потренировать АКБ на сетевом зарядном устройстве, задав программный алгоритм разряда-дозаряда. Либо – отправить его на «дожитие» в гараж/подсобку, например, для аварийной подсветки, – а для авто купить новую АКБ.

Как продлить?

Нормативы ГОСТ 959-2002 предписывают следующие значения срока службы батарей.

  • Обслуживаемые аккумуляторы с жидкостным электролитом (раствор серной кислоты, разбавляемый доливанием дистиллированной воды) – гарантия в год при наработке мотора в 3 тыс. моточасов (мч).
  • Закрытые (герметичные) аккумуляторы – наработка всё те же 3000 мч. Причём в первом случае пробег равен 90-150 тыс. км, во втором – не менее 100 тыс. км.

Для обслуживаемых АКБ при соблюдении указанных рекомендаций годовая наработка может достигать до 2 лет, для герметичных – до 4, но не более. Это те значения, что гарантирует производитель.

Грубые нарушения уменьшают этот срок в несколько раз – или приводят к отказу АКБ почти мгновенно – с даты покупки.

Обслужить АКБ с открытым доступом к раствору СК можно, измерив плотность электролита (норма – порядка 1,25 г/см3) и его уровень. При необходимости доливают дистиллированную воду, которая улетучивается при зарядном электролизе – «впускаемый» в АКБ ток извне приводит к образованию кислорода и водорода в свободном состоянии. В герметичных АКБ присутствует явление ионной рекомбинации – ионы H и OH снова могут соединиться в молекулы воды, однако при разгерметизации они улетучиваются в атмосферу. Атомарный водород при этом соединяется в молекулы, а нейтральные группы OH, являясь неустойчивыми, разлагаются с образованием воды и кислорода, который также улетучивается, поэтому запас воды в обслуживаемых АКБ постепенно падает, её необходимо доливать.

Если вызвать перезаряд – у свинцово-кислотных батарей напряжение перезаряда начинается от 14,4 В из расчёта на все 6 «банок», то вместе с водой закипит серная кислота, отчего вокруг образуется опасный для человека сернокислотный туман. Срок службы АКБ заметно и быстро падает – вместе с ресурсом, так как кипящий электролит начинает «выедать» пластины, превращая их в сульфат свинца (и кальция, если тот добавлен в свинцовый сплав в качестве легирующей присадки).

Чтобы продлить срок службы АКБ, придерживаются следующей тактики. Используйте тренировочные алгоритмы сетевого ЗУ, чтобы снизить застойные процессы при сульфатации пластин «банок». Частота тренировки – один цикл в три месяца. Периодически удаляйте пыль, грязь и налёт с АКБ, которые могут проводить ток. Кислотный конденсат, выпавший из сернокислотного тумана, неплохо проводит электрический ток, имеет сопротивление, измеряемое в десятках и сотнях ом.

Не допускайте повышения плотности электролита выше отметки в 1,3 г/см3. Как ранее отмечалось, высококонцентрированный, более плотный электролит быстрее сульфатирует пластины, отчего потребуется долить немного дистиллированной воды, и провести тренировочные циклы разряда-заряда в целях истончения или полной ликвидации сульфатного слоя. Не допустите перезаряда АКБ свыше 14,4 В при цикличном подзаряде. Противовзрывные клапаны, стравившие часть избыточного давления, защитят АКБ от разрыва корпуса, однако закачать воду внутрь невозможно, не отклеив крышку и не сняв пробки, чтобы подлить внутрь дистиллированной воды. Несколько ощутимых перезарядок – и батарея выкипит, возможно, вздуется.

Аккумуляторы EFB служат 7 лет, AGM – максимум 10. При нарушении правил использования этот срок можно сократить до одних суток – например, забыв вовремя отключить мощное зарядное устройство, не имеющее защитного отключения по окончании заряда. Не используйте АКБ при сверхнизких температурах. Они не выносят работы в условиях северных зим и Антарктиды: температура в –30 по Цельсию является для них условным порогом, ниже которого удельная энергия падает более чем в 6 раз.

После 4 попыток раскрутить стартер отключите АКБ от машины и подключите её к сетевому зарядному устройству. Не передерживайте раскрутку стартера более 5 секунд – делайте длительные перерывы, хотя бы по полминуты, чтобы дать АКБ восполнить энергетический потенциал для выдачи новых импульсов с током до 500-650 А, именно столько тока одномоментно потребляет стартерный блок.

Если вам показалось, что машина вот-вот заведётся, не поддавайтесь искушению, желая ещё покрутить стартер для зажигания и разгона ДВС. Подобные сверхнагрузочные сеансы приведут к деградации рабочих сред АКБ – с последующим её частичным/полным отказом.

Как узнать возраст АКБ?

Если вам достался подержанный автомобиль с таким же аккумулятором, то сделайте следующее. Для начала выясните секреты маркировки, предписывающей шифрования даты изготовления. Она выполняется в интересах производителя – для увеличения объёмов продаж. Дата выпуска – год, месяц – зашифрованы, но офсайты производителей эту информацию публикуют, так как скрывать данные сведения, по закону, они не имеют права. Аккумулятор от малоизвестной китайской фирмы может, вообще, не иметь никаких ключей к расшифровке даты выпуска (партии) батарей.

Проведите сравнительный тест по вышеприведённой методике: подзаряд по напряжению, испытание всё увеличивающимися токами потребления. Свежезаряженная АКБ имеет напряжение порядка 13 В, например, когда она заряжалась буквально вчера.

Убедившись, что она прошла все предварительные тесты, дозарядите её – затем подключите к машине и сделайте одну попытку запустить двигатель. Если стартер вращает вал ДВС слишком слабо, то отключите её и проведите сеансы тренировки на сетевом ЗУ, затем попытайтесь снова завести машину. Если это не удаётся – АКБ как минимум несколько лет, и дальше её «пытать» стартером не стоит, купите новый аккумулятор.

Запомните: АКБ не живёт более 15 лет. Даже при неукоснительном следовании правилам электролит либо высохнет, либо выкипит, либо разъест пластины. Если вы столкнулись с высыханием батареи, то даже попытка «оживить» его дистиллированной водой окажется малоуспешной мерой: СК в свинцовой батарее настолько мало, что вместо 65 ампер-часов она может выдать электрическую мощность, эквивалентную 5 Ач. Использование настолько испорченной батареи нецелесообразно и нерентабельно даже для самого нетребовательного пользователя.

4 комментария
Сергей 22.05.2023 19:21
0

Имею автомобиль Лада-Калина 2012 года выпуска. АКБ до сих пор родной, отечественного производства, ему уже 11 лет. Работает нормально.

Георгий ↩ Сергей 20.10.2023 14:29
0

3 года - это, наверное, без стационарной зарядки и обслуживания, а если хотя бы раз в год (лучше два) заряжать от ЗУ и следить за уровнем эл-лита, то от 7 лет работают даже бюджетные аккумуляторы.

Сергей 04.11.2023 17:26
0

Форд торнео кастом 2014 г выпуска АКБ (2 шт.) работают хорошо. Перед зимой заряжаю на автомобиле, правда АКБ Форд и менял местами 2 раза, надеюсь, еще походят.

Гость 05.12.2023 22:58
0

Лада гранта, 11 лет АКБ, родной с завода, чуть уже барахлит при минусах, но все еще тянет.