Прямая полярность АКБ

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Сравнение с обратной полярностью
  3. Можно ли менять полярность – и как это делать?
  4. Что может произойти, если перепутать при установке?

Полярность аккумулятора – не столько реальная величина, влияющая на эксплуатационные характеристики аккумуляторной батареи, сколько параметр, могущий стать помехой при подключении АКБ к стартеру авто.

Что это такое?

Полярность – по сути, схема размещения выводов АКБ, которая расположена на верхней крышке или на одном из бортиков, повёрнутых к владельцу автомобиля. Проще говоря, это положение плюса и минуса. Токопроводящие выводы, как и сами сетки (пластины), сработаны из сплава свинца и кальция – и то и другое иногда составляет единое целое.

При прямой полярности «плюс» расположен слева, его просто определить по красной (или оранжевой) окантовке вывода АКБ.

Сравнение с обратной полярностью

Обратная полярность в отличие от прямой предполагает расположение слева не «плюса», а «минуса». Она противоположна прямой. Для защиты от ошибок, связанных с невнимательностью пользователя, при прямой и обратной полярности плюсовой вывод может быть в диаметре на несколько миллиметров больше минусового. Реже – бывает случай и наоборот. Учитывая эту особенность, АКБ к машине подключают согласно той цоколёвке, что принята для аккумуляторов, выпускаемых в Европе и Америке, либо в странах СНГ и Юго-Восточной Азии.

Прямая полярность чаще используется для АКБ, производимых в странах бывшего СССР, обратная – в странах Западной Европы. Однако батареи брендов, которые произошли в Европе и открыли свои представительства в России, не перешли на использование прямой полярности – за редким исключением.

Собственно только по расположению токовыводов и можно идентифицировать (отличить) полярность.

Можно ли менять полярность – и как это делать?

Сменить полярность можно лишь, нарастив провода в подкапотном пространстве. Зачастую в целях экономии ряд производителей не учитывает интересы потребителей в отношении применения АКБ разной полярности, и в результате пользователи конкретных моделей авто самостоятельно наращивают проводку, покупая провода того же сечения, что применяются, к примеру, для сварочных инверторов. Существует и тотальный способ сменить полярность – изменить схему таким образом, чтобы там, где проходит не один «плюс» («минус» уже «сидит» на «массе») провод, а два, поменять их местами, соединив «наоборот» в нужных местах.

Поскольку силовой провод в двух, а не в одном экземпляре, встречается лишь на участке, который присоединён напрямую к корпусу автомобиля, решение здесь простое: нужно на место более короткого плюсового присоединить такой же по цвету, более длинный, а минусовой – укоротить.

Имея под рукой паяльник ватт на 100, автолюбители попросту докупают провод такого же сечения нужного цвета, наращивают его, при этом появляется две оголённые точки, которые достаточно лишь хорошо заизолировать. Желательно использовать тканевую изоленту (её может заменить медицинский пластырь, купленный в виде ленты), так как пластиковая, так называемая синяя, нередко делается из обычного полиэтилена, поддерживающего горение.

Минусовой, более короткий (если это так и есть), оставляется в исходном виде, а лишняя его длина скручивается в бухту или жгут, и неудобств такое его использование не вызовет. Скрупулёзно выбирает аккумулятор нужной полярности лишь тот, кто не сталкивается с ремонтом авто самостоятельно.

Отличить обратную полярность от прямой просто – поверните АКБ наклейками производителя к себе, и выводы окажутся на вашей стороне. Левый «минус» – признак обратной полярности.

У некоторых батарей, например, «камазовских», имеющих большее количество отсеков, выстроенных в длинный ряд, клеммы располагаются с одной из торцовых, а не гораздо более длинных сторон. Причина – лёгкость подключения, отсутствие необходимости монтировать из проводов длинную растяжку. Аккумулятор для «Скании» или КамАЗа по распознаванию полярности ничем не отличается от своего «легкового» собрата, разница – в наклейках производителя, расположенных на длинных сторонах, а не на коротких. Некоторые производители наклеивают их на верхней грани, где расположены пробки – это не мешает распознать, где «плюс».

Смена полярности батареи с целью намеренно перепутать «плюс» и «минус» не рекомендуется. При разряде батареи «в ноль» и последующем подзаряде её «задом наперёд» автовладелец потеряет до половины её штатной ёмкости, такая мера нецелесообразна. Дело в том, что при принудительной смене полярности происходит частичное и необратимое разрушение пластин, так как после восстановления батарея уже не выдаст штатные значения параметров. Даже если АКБ и наберёт нужное напряжение, вторая и последующие попытки завести машину могут и вовсе не состояться. Смена полярности изменением направления протекания зарядного и разрядного токов на противоположные при малейших ошибках чревата полной порчей АКБ, после чего она считается негодной для использования по своему прямому назначению, и годится только для малых по силе тока нагрузок.

Выходит, самый безболезненный способ изменить полярность подключения – поменять силовые провода в авто, в том числе и нарастить их. Такие варварские эксперименты над батареей в любом случае обходятся крайне дорого, смена полярности в пластинах – скорее миф, чем правда о целесообразности. Когда АКБ старая, владельцу не жалко загубить её в целях эксперимента, но такой шаг оправдан лишь в демонстрационных целях. Впрочем, по сей день находятся и те, кто таким образом новую АКБ превращает в старую, мало пригодную для дальнейшего использования. Прямая полярность обозначается маркерами «1», «L» или «JL», обратная – соответственно, «0», «R» или «JR». Разница в буквомаркере – буква «R», по-английски обозначающая правое расположение основного атрибута.

Что может произойти, если перепутать при установке?

Если с переполюсовкой батареи при разряде и дозаряде «задом наперёд» можно избежать фатальных последствий, исключая перегревы и взрыв АКБ, то использование такого же подключения автомобиля к клеммам, включая всю его электрику и электронику, приведёт как минимум к потере некоторых блоков и узлов. В частности, ЭБУ, видеокамера для отслеживания паркования машины задом, сигнализация и GPS-трекер, не всегда защищённые от переполюсовки, попросту перегорают. Простейшая схема защиты – диод обратной полярности и предохранитель, который перегорает при неправильном подключении, — хоть и обходится производителю в сущие копейки, желание сэкономить у последнего остаётся. Незащищённая электроника моментально перегорает. И это ещё полбеды. При пропускании сильного разряда может перегреться и воспламениться проводка – это чревато возгоранием машины. Если попросить у другого автовладельца «прикурить» от его машины – когда ваша не заводится из-за «севшей» батареи, то переполюсовка чревата взрывом обеих АКБ, порчей электроники и электрики.

Когда в данный момент работает и его автомобиль (холостой ход), и его же, исправная, АКБ при этом подзаряжается, то остаточный заряд на вашей разряженной батарее, «скрестившись», вызовет не только порчу аккумулятора согласившегося вам помочь автовладельца, но и выведет из строя генератор на этом же автомобиле. В лучшем случае сгорает «таблетка» – трёхфазный диодный мост, и переменка, не встречая «выпрямляющего» действия только что перегоревших диодов, идёт на другие устройства в схеме, которые начинают отказывать с быстротой падающих фишек домино. Достанется и вашей, и машине вашего помощника-добровольца. В этом случае не обойтись без дорогостоящего ремонта. Негативная практика показывает, что один раз перепутать «плюс» и «минус» значило бы обречь себя на затраты, вплоть до миллиона рублей, — особенно когда в решении проблемы участвуют две иномарки, электроника и запчасти для которых дороже российских в несколько раз. Поэтому стоит лишний раз перепроверить, не перепутали ли вы клеммы при подключении, – прежде чем подавать нагрузки, за которыми скрываются токи в 500 А и более.

Электротехника и электроника не терпят спешки, суеты, невнимательности – малейшая ошибка нередко обходится порчей всей системы.

1 комментарий
0

Зачем наращивать? Поверни АКБ на 180 градусов- и вся песня.