Обзор видов аккумуляторов для автомобилей

Содержание
  1. Особенности кальциевых АКБ
  2. Описание сурьмянистых аккумуляторов
  3. Какие еще типы бывают?
  4. Нюансы выбора

На данный момент существует масса всевозможных АКБ. Они используются в самых разных областях человеческого бытия. Как пример, можно привести аккумуляторы в разной портативной электронике, источники бесперебойного электропитания (ИБП) и так далее. Однако наиболее распространенным типом аккумуляторных батарей на текущий момент являются автомобильные аккумуляторы. Эти устройства функционируют под капотом миллионов авто во всем мире. Только не все эти АКБ одинаковы. Сейчас мы поговорим о видах батарей для автотранспорта.

Особенности кальциевых АКБ

Решением по снижению активности испарения воды из водного раствора серной кислоты в аккумуляторах стало добавление кальция в свинцовые решетки взамен сурьмы. Поэтому и такое название.

Имеется довольно бесхитростный способ узнать, что перед вами как раз кальциевый образец батареи для авто. На корпусе, как правило, имеется обозначение с буквами Ca/Ca. Это отличительный признак того, что кальций практикуется для обработки решеток как «минусовых», так и «плюсовых» свинцовых электродов.

Отдельные производители дополнительно добавляют незначительное количество серебра. Это дает возможность понизить внутреннее сопротивление АКБ, повысить КПД и емкость.

Но основной особенностью кальциевых батарей стало понижение активности электролиза и, следовательно, снижение уровня водного раствора серной кислоты.

Вследствие этого электролит не так интенсивно испаряется. А вернее сказать, не испаряется вода.

И поэтому хозяину автомашины не надо проверять уровень водного раствора серной кислоты и его плотность. И тогда наименование необслуживаемой батареи будет объективно. Кроме небольшого расхода воды, кальциевые АКБ имеют еще одну особенность – низкий естественный саморазряд. Если сравнивать с сурьмянистыми батареями, саморазряд меньше приблизительно на 70%. Вследствие этого батареи типа Ca/Ca способны гораздо дольше сохранять собственные рабочие параметры в процессе хранения. В сущности, замена сурьмы кальцием увеличила напряжение, требуемое для начала процесса электролиза, с 12 до 16 В. Поэтому и перезарядка стала не очень критичной.

Однако этот тип аккумулятора чувствителен к глубокой разрядке по сравнению с конкурентами. Практически 3-4 разрядки, и потребуется приобретать новый источник питания. Кроме того, батареи типа Ca/Ca чувствительны к стабильности электрических параметров бортовой сети машины. Они не любят сильных скачков напряжения.

Описание сурьмянистых аккумуляторов

В свинцовых АКБ этого вида находится в среднем 5% сурьмы. Эта добавка необходима для повышения плотности свинца, поскольку свинец в чистом виде является мягким металлом, и его невозможно практиковать в аккумуляторах. Помимо этого, сурьма активизирует электролиз.

Сурьмянистые АКБ требуют обслуживания, их надо заправлять водой, очищенной от разных примесей путем дистилляции, и контролировать плотность электролита. Этот тип аккумуляторов считается устаревшим и уже не применяется в авто.

Эти источники питания ставились на советские авто и отдельные иномарки, произведенные в 70-80 годах ХХ столетия.

Какие еще типы бывают?

Всего имеется 8 разновидностей АКБ, 2 из них мы описали выше, рассмотрим оставшиеся.

Малосурьмянистые

Основным отличием от приведенного выше вида является низкое содержание сурьмы. За счет этого потери воды становятся ничтожными, уменьшаются процессы электролиза в банках. У владельца автомобиля нет необходимости в частом их обслуживании. При относительно умеренной цене они характеризуются небольшим саморазрядом и не боятся скачков в бортовой электросети автомашины.

Гибридные

Отличаются использованием внутри корпуса пластин, выполненных из различных материалов: «плюсовых» – малосурьмянистых, а «минусовых» – из кальция. Благодаря этому реакции электролиза значительно тормозятся, АКБ не столь чувствительны к глубоким разрядкам и зарядкам, как кальциевые. Гибридные батареи считаются одними из оптимальных по соотношению цены и качества.

Гелевые

Это модификация свинцово-кислотного аккумулятора с гелеобразным раствором серной кислоты. Такую консистенцию жидкость получает вследствие добавления силиконовой лигатуры в серную кислоту. Преимуществом химсостава является то, что батарея обладает повышенным циклическим восстановительным ресурсом и минимальным процентом саморазрядки.

В сравнении с кислотными АКБ у гелевых есть конструктивные преимущества:

  • цельный запаянный корпус, не требующий техобслуживания;

  • если повредится корпус, раствор не вытечет;

  • нет ядовитых испарений.

AGM

Этот вид является усовершенствованной версией АКБ с гелем, которую разработали под автомашины с опцией «Старт-стоп». Различие в том, что между свинцовых электродов у AGM помещают специальную пористую стеклонить, которая гарантирует электродам дополнительную защиту от осыпания. Отсюда и его наименование Absorbent Glass Mat – «абсорбирующая стеклонить». Если сравнивать с кислотными аккумуляторами, у них имеется лишь единственный минус – стоимость.

Как и гелевые образцы, AGM стоит значительно дороже кальциевых и гибридных видов. Обслуживать их не надо.

По сравнению с гелевыми AGM немногим дешевле, они меньше зависят от напряжения зарядки, не так восприимчивы к КЗ и лучше выдерживают морозы. Но они в 2 раза слабее переносят циклы зарядка-разрядка, хуже переносят глубокий разряд и быстро садятся при хранении. Срок эксплуатации AGM-батареи – 10-15 лет.

EFB

Являются переходной ступенью между традиционными кислотными АКБ и теми, что выполнены по технологии AGM. Специализированные маты из стеклонити пропитываются раствором серной кислоты, что исключает его утечки из корпуса батареи. Технология была создана для использования в автомобилях, оборудованных системой «старт-стоп». Такие аккумуляторы прекрасно переносят частые остановки и пуски.

Они заряжаются значительно быстрее, потому генератор запросто возмещает затраченную энергию в процессе недолгих поездок. Они неопасны в сравнении с кислотными и не нуждаются в обслуживании.

Щелочные

Мало кто знает, что базисным раствором в АКБ может являться не только электролит, но и щелочь. Однако щелочные аккумуляторы не получили очень обширного распространения. Пластины в своей структуре могут содержать самые разные металлы, включая, никель. Тем не менее подобные изделия невосприимчивы к вибрационным воздействиям и нагрузкам, а количество «минусовых» и «плюсовых» пластин у них расходится. Щелочные АКБ мало практикуются в автомобилестроении, однако их можно повстречать в авиационной либо космической технике. Они имеют одно бесспорное достоинство – прекрасно выдерживают даже глубокие и продолжительные разряды. Только стоят они дороже кислотных аналогов.

Нюансы выбора

Проще всего демонтировать старую АКБ и прийти с ней в магазин. Продавцы посодействуют вам в выборе хорошего устройства по характеристикам емкости и размерам. Однако понимать, как грамотно выбрать АКБ все же важно, если вы желаете немного усовершенствовать параметры машины и понимать, что за модификация будет стоять на вашей машине все дальнейшие годы. Итак, выбор АКБ необходимо производить по следующим критериям.

Размеры

В первую очередь уделите внимание площадке под капотом, где стоял старый аккумулятор, и замерьте ее. Все АКБ подразделяются по типоразмерам: L1 и LB1, L2 и LB2,…, L6 и LB6 и другие для европейских авто, а также E2, B19, B24, D23, D26, D31 и другие для автомашин, построенных в Азии. Желательно, чтобы типоразмер подходил для конструкции вашей машины (смотрите руководство по эксплуатации).

Емкость

Показатель емкости должен отвечать характеристикам автомашины (смотрите руководство по эксплуатации), если он будет меньше, то мотор будет непросто запустить в мороз. Для мягкого климата следует выбирать АКБ с такими значениями емкости:

  • для малолитражек – 40-60 Ач;

  • для бензиновых/дизельных авто – 80-100 Ач;

  • для коммерческого автотранспорта и легкогрузовых машин – 100 Ач.

Мотору для пуска в холодных климатических условиях, где основное время в году температура бывает ниже –18 градусов, надо гораздо больше энергии, нежели в умеренном. Гарантировать ее – цель аккумулятора с большой емкостью.

Пусковой ток

Этот показатель способен значительно увеличить срок службы АКБ. Чтобы запуститься, стартеру постоянно требуется форсировать давление сжатия на цилиндрах вала махового колеса в 12-13 атм, либо ему может воспрепятствовать загустевшее на холоде масло. Величина пускового тока обуславливает усилие, с которым стартер заводит мотор.

В регионах с климатом, имеющим низкую температуру, лучше купить АКБ большой емкости и пускового тока. Это необходимо для борьбы с морозами – основным недругом аккумулятора.

Тип батареи

Различия между обслуживаемыми и необслуживаемыми АКБ элементарны и таятся в их названиях.

Обслуживаемая батарея в ходе работы понемногу вырабатывает свой уровень водного раствора серной кислоты, поэтому требуется непрерывно отслеживать уровень раствора, и возмещать недостаток. Такие виды аккумуляторов дешевле, но они понемногу уходят в прошлое, установлены обычно на старых автомашинах.

Необслуживаемые АКБ устроены таким образом, что вскрыть корпус, и залить туда водный раствор серной кислоты нельзя, да это им и не надо, поскольку он почти не тратится при работе. Эта технология, уже практически вытеснила прежнюю и по сроку службы, и по надежности.

Тип клемм

На отечественном рынке имеется 2 типа.

  • Европейский. Клеммы находятся сверху и «погружены» в корпус, который создает над ними подобие защитного щитка. Как правило, их диаметр равняется 19,5 мм для «плюса» и 17,9 мм для «минуса», что едва толще азиатского образца. Европейский вариант АКБ лучше предохраняет клеммы от нечаянного касания проводов и от невольного физического влияния.

  • Азиатский. Клеммы выглядывают выше крышки источника питания, и они несколько тоньше европейских: 12,7 мм для «плюса» и 11,1 мм для «минуса».

Имеется еще американская версия с расположением клемм сбоку, только такая АКБ более типична для рынка Америки, и в отечественных магазинах бывает очень редко.

Приобретаем и устанавливаем тот вид, который имелся у предыдущей модели. Ставить эксперименты здесь тоже не надо. Эти модификации невзаимозаменяемые – азиатские аккумуляторы обычно гораздо выше европейских, и с ними вы можете попросту не захлопнуть капот, и сломаете конусы.

Полярность

Полярность — это местоположение «минуса» и «плюса» на поверхности корпуса АКБ. Поверните аккумулятор клеммами к себе: на батарее, имеющей обратную полярность, «минус» находится с левой, а «плюс» с правой стороны. При прямой все напротив – слева «плюс», справа «минус». Путать ни при каких условиях нельзя, в противном случае неизбежно КЗ либо даже воспламенение электрической проводки. Желательно приобретать АКБ такой же полярности, что и старый.

Бренд

Выбирать АКБ надо не по привлекательным наклейкам и рекламе, а по функциональности и надежности. К примеру, посмотреть специальное тестирование, которые организуются известными автомобильными изданиями. Имеется несколько брендов аккумуляторов, которые постоянно и удачно принимают участие в таких испытаниях — это «Зверь», Varta, TAB, Aktex, Bosch и Tyumen. Кто из них первый, сказать трудно, поскольку технология расчета оценки качества у всех различается.

Стоимость

Стоимость АКБ прямо зависит от технологии изготовления. Чем новее и мощнее аккумулятор, и чем выше его емкость, тем больше денег за него потребуют.

Следовательно, старые сурьмянистые устройства можно приобрести в границах 2 тысяч рублей. Немного дороже гибридные АКБ, стоимость которых около 2-3 тысяч рублей. Кальциевые аккумуляторы стоят подороже: от 3 до 6 тысяч рублей, когда это новое и фирменное устройство, а не китайская фальшивка. Наиболее дорогостоящими, но и самыми мощными и качественными являются гелевые и AGM-батареи. Их цена колеблется – от 4 до 16 тысяч рублей.

Проверяем качество

Выбор начинаем с осмотра АКБ – никаких трещинок, царапин, сколов и иных нарушений целостности не должно быть. А также посмотрите на возможные подтеки электролита либо окислости на корпусе. При малейшем подозрении, что герметичность батареи нарушена, приобретать такую АКБ нельзя.

Функциональность батареи проверяйте прямо в магазине – у большинства из них имеются нагрузочные вилки, посредством которых просто узнать состояние и характеристики товара.

Хорошая АКБ под нагрузкой 150-180 А не должна показывать просадку ниже 11 В. Приобретайте АКБ, пролежавшую на складе не больше 6 месяцев.

Комментариев нет