Все о весе АКБ

Содержание
  1. От чего зависит?
  2. Сколько весят разные аккумуляторы?
  3. Как узнать массу?

Помимо основных аккумуляторных характеристик, нелишне узнать и неспецифические, например, вес батареи. Это может оказаться полезным для автовладельцев, меняющих её на новую при износе старой. Их всегда интересует, смогут ли они снять и установить АКБ в одиночку.

От чего зависит?

Вес АКБ определяется следующими характеристиками: массой корпуса и массой электродов с пластинами. Поскольку электролит – заменяемая среда, исходный вес учитывается без его указания. Определить вес электролита легко, умножив плотность в 1,28 кг/л на литраж, необходимый для полного закрытия пластин до минимальной отметки, нанесённой на корпус. Вес батареи имеет значение для величины предельно допустимой нагрузки в килограммах, оказываемой полностью залитой и заряженной АКБ на подкапотную площадку, куда она устанавливается. С массой батареи связаны габариты и электрическая ёмкость, а также пусковой и тяговый ток, благодаря правильно подобранным значениям которых удаётся сдвинуть автомобиль с места.

Вес АКБ выбирается в соответствии с другими её параметрами. Те, в свою очередь, зависят от конструкции и типа автомобиля. Стартерные аккумуляторы для машин на основе двигателей внутреннего сгорания топлива и тяговые АКБ для электромобилей как типы первичных источников питания различаются по весу. Так, тяговые батареи значительно тяжелее стартерных: ёмкость первых может отличаться в несколько раз, а значит, и вес у них окажется большим во столько же раз.

От веса АКБ зависит не только разрешённая нагрузка на нее, но и прочность (обычно с тройным запасом) скоб, которыми батарея удерживается на этой площадке и не съезжает в сторону при тряске (пусть и смягчённой с помощью рессор) на дороге с бугристой неровной поверхностью.

Многие производители указывают вес на этикетке, приклеенной на АКБ, без учёта электролита. При подозрении, например, на недостаточную долговечность, вес АКБ измеряется на товарных весах, рассчитанных на взвешивание мешков и весьма объёмистых коробок с товаром, либо с помощью автовесов, на которые может заехать полностью собранная машина (без груза). Чем выше требования по ёмкости, удельной выдаче энергии в течение 5 секунд (пусковой ток для стартера), тем объёмнее корпус и тем более габаритные электроды (с пластинами) у такой АКБ. Следовательно, и вес её окажется более высоким. Современные технологии предусматривают использование высокопористых и рельефных пластин: от этого повышается площадь соприкосновения свинца с серной кислотой. Чудес не бывает: погоня за лёгкостью заметно сказывается на прочности при тряске и вибрации, создаваемых при движении авто, а у автопроизводителей нижняя граница развесовки АКБ различной ёмкости также жёстко ограничена.

Без перехода к батареям на основе лития существенно снизить вес батарейной конструкции весьма трудно. Поэтому у свинцово-кислотных АКБ (даже легированных кальцием и с покрытием пластин на основе меди и/или серебра) основной проблемой, как и веком ранее, остаётся избыточный вес, решающий, стоит ли привлечь ассистентов на погрузку и выгрузку АКБ под капот, применить автоподъёмник (автопогрузчик) или же автовладелец обойдётся своими силами, обслуживая и ремонтируя машину в одиночестве. Влияние веса АКБ на возможность переделки, например, перехода с ДВС на электромотор, весьма существенно.

Как правило, машина избавляется от топливного обвеса, включая карбюратор или инжектор, систему масляной подачи, газораспределительный механизм и прочие узлы, а основной тяговой частью здесь служат электромотор и цепная передача с переключением скоростей.

Следовательно, в машине под капотом высвобождается значительное количество свободного места, куда есть возможность установить объёмистую тяговую батарею с ёмкостью в 1000 ампер-часов и более. Около 80% веса приходится на свинцовые пластины и электроды, а также выводы батареи. Пластик АБС весит на порядок меньше. Количество электролита может по объёму составлять от литра с небольшим до объёма заполненного ведра. Может показаться, что масса заряженного аккумулятора больше массы разряженного, но это не так: количество жидкой среды остаётся в герметичной батарее строго постоянным. Даже превратившись в газы и выйдя через клапан сброса давления, ингредиенты раствора (вода и серная кислота), наоборот, уменьшаются в количестве, однако такое происходит лишь при заметном превышении разрешённого рабочего предела по напряжению в 13,5 В.

Если АКБ не содержит клапанов сброса давления, и всё пространство банки практически заперто внутри, под плотно прижатыми планкой пробками, то в АКБ усилится давление, величина которого вряд ли повлияет на вес батареи: из её внутреннего пространства газы выходить не смогут, а при разряде аккумулятора они вновь рекомбинируются. Водород и кислород, на которые разложилась лишняя вода в процессе подзаряда, образуют водяной пар, при остывании АКБ они конденсируются внутри и вновь попадают в раствор. Аналогичное происходит и при возможном разложении серной кислоты: оксид серы также не может покинуть это же внутреннее пространство банок, при определённых условиях он взаимодействует с водой, вновь образуя серную кислоту. Здесь действует общий принцип: масса вступивших в реакцию и образовавшихся после неё веществ остаётся постоянной, а значит, физически на вес АКБ наличие разряда и заряда при условии её полной герметизации не оказывает никакого влияния.

Сколько весят разные аккумуляторы?

Аккумулятор ёмкостью в 35 Ач весит 11,3 кг с электролитом, в 225 Ач – 62,8 кг. Другие номиналы расположились следующим образом:

  • 40 ампер-часов – 11,8 кг по массе;
  • 42 – 11,9 кг;
  • 45 – 13,1 кг;
  • 50 – 13,9 кг;
  • 55 – 15,6 кг;
  • 60 – 16,4 кг;
  • 62 – 16,6 кг;
  • 65 – 17,7 кг;
  • 70 – 19,2 кг;
  • 75 – 20 кг;
  • 77 – 20,1 кг;
  • 90 – 24,1 кг;
  • 95 – 24,5 кг;
  • 100 – 25,4 кг;
  • 110 – 26,9 кг;
  • 132 – 38 кг;
  • 135 – 38,5 кг;
  • 140 – 40 кг;
  • 180 – 48 кг;
  • 190 – 50,1 кг;
  • 225 – 62,8 кг;
  • 230 – 64 кг.

АКБ в 7 Ач не используются для запуска автомобилей: их ёмкость может пригодиться максимум для запуска маломощного бензинового скутера или мопеда. На мотоциклах используют АКБ ёмкостью в 20-25 Ач.

Как узнать массу?

При подборе АКБ для машины массу можно узнать из прайс-листа магазина-распространителя, в котором описаны все имеющиеся в продаже модели. Многие автосалоны и автомагазины указывают и вес батареи в зависимости от ёмкости и производителя. Чем выше вес АКБ, тем больше денег при сдаче старой батареи вы получите.

Сведения о весе батареи можно узнать, взглянув на этикетку. Полный вес с электролитом определяется на весах для взвешивания крупногабаритных грузов. Производить расчёт в наши дни не имеет смысла: он выполняется лишь на стадии разработки новой модели АКБ, а не после её приобретения.

Комментариев нет