Какими бывают необслуживаемые аккумуляторы для автомобилей и как их обслужить?
Среди огромного многообразия разновидностей автомобильных аккумуляторных батарей порой бывает непросто сориентироваться. Все они разнятся не только по специфике изготовления и рабочим характеристикам, но и по условиям эксплуатации. Сейчас многие авто работают на необслуживаемых АКБ, которые дают возможность автомобилистам экономить массу времени и денежных средств.
Преимущественно подобные модели востребованы среди малоопытных водителей, у которых это первая машина. Необслуживаемые АКБ обладают рядом отличий от обслуживаемых аккумуляторов. Их следует принимать в расчет в процессе эксплуатации и зарядки устройства.
Что это такое?
Необслуживаемые аккумуляторы — это АКБ закрытого типа, их корпус всецело герметичен, поэтому у хозяина отсутствует доступ к внутренностям устройства. Это значит, что вы не имеете возможности вывернуть какие-либо детали и глянуть, что внутри. Если вы перевернете такой аккумулятор, то из него не польется электролит.
Необслуживаемые аккумуляторы обладают очевидными достоинствами.
- Нет нужды контролировать что-либо. Владелец автомобиля должен попросту поставить АКБ на место и подсоединить. Из этой батареи вода почти не испаряется.
- Срок службы такого источника питания определенно продолжительнее, нежели у обслуживаемого АКБ, за которым не следили. Это довольно комфортно для начинающих водителей, которые попросту не знают, как нужно обращаться с аккумуляторной батареей.
- Необслуживаемые АКБ хранят заряд на протяжении более долгого времени, когда они не эксплуатируются. Это весьма практично, если надо оставить автомобиль на какое-то время на автостоянке. У владельца машины, эксплуатирующего необслуживаемый источник питания, больше вероятности завести мотор с первого раза.
- Эти батареи способны функционировать в каком угодно положении.
Имеются, естественно, и минусы.
- Стоимость. Цена таких устройств на порядок выше.
- К процессу зарядки такой батареи следует относиться всерьез. Аккумуляторам требуется стабильный источник. К тому же запрещено перезаряжать их. При вышедшем из строя электрическом оборудовании авто необслуживаемая батарея быстро становится неработоспособной.
- На функциональность и срок службы этих АКБ сильно воздействуют низкие температуры.
Поскольку в зимнее время зарядки от генератора может не хватать, необслуживаемые аккумуляторы желательно чаще заряжать от автономного приспособления (раз в 2 месяца).
Виды
Рассмотрим основные разновидности аккумуляторов, не нуждающихся в уходе.
- Кислотные свинцово-кальциевые. Посредством легирования пластин изготовитель обеспечивает устойчивость к воздействию механических колебаний и коррозии. Такие аккумуляторы отличаются низкой способностью к потере емкости (саморазряд), фактически немыслимо закипание электролита.
- AGM – кислотный аккумулятор, в корпусе которого располагаются пластины, а электролит находится в специальных тканых матах из стекловолокна. Такой вид батарей устойчив к глубокому разряду, а невысокая интенсивность образования на пластинах сульфатной пленки (сульфатация) повышает срок службы до 10 лет.
- EFB. Эти необслуживаемые АКБ отличаются от других видов большей толщиной. Снижения сульфатации добиваются посредством обертывания пластин специализированным материалом, пропитанным электролитом. Служат эти аккумуляторы 5-10 лет.
- GEL АКБ в своей работе используют гелеобразный электролит.
Лучшие модели
Споры насчет того, какой аккумулятор для авто лучше, не прекращаются по сей день. Поэтому стоит рассмотреть разные типы моделей.
Свинцово-кислотные батареи
В этой группе можно обратить внимание на следующие решения.
- Bosch Silver. Производитель – Германия. Практикуемая технология литья пластин с добавлением серебра гарантирует стабильные пусковые токи и долгую эксплуатацию.
- Varta Blue Dynamic (Чехия). Характеризуется малыми показателями саморазряда необслуживаемых АКБ. Бренд гарантирует продолжительный срок эксплуатации батареи, а также ее высокую надежность.
- Multi Silver Evolution. Пусковой ток – 420 A при емкости в 55 А/ч.
- Medalist. Отличается долгим сроком работы (до 7 лет) и стабильностью к перезарядам.
- Titan Euro Silver (производство России). Эта АКБ относится к линейке Euro Silver, которая предназначается для всех типов европейских и отечественных авто. АКБ прекрасно показала себя при работе в сложных климатических условиях и в силах удовлетворить даже самые высокие требования.
- «Медведь». В рейтинге АКБ от российских производителей данная модель обладает одним из наилучших соотношений цены и качества. Производимые по современным технологиям, эти аккумуляторы гарантируют пуск мотора даже при морозах до -32°C.
AGM АКБ
Рассмотрим и такие типы решений.
- Bosch 5951. У этой батареи один из лучших показателей. Стабильна к длительным разрядам и быстро возмещает емкость.
- Одна из наиболее дорогостоящих в перечне AMG-батарей – Tudor AGM. Как бы то ни было, она отличилась высокими стартерными токами – 680 A при емкости в 60 А/ч.
- Бессменный лидер среди гелевых батарей на протяжении многих лет – Optima Yellow Top. Выдает уникальные характеристики стартерного тока – 765 A при емкости в 55 А/ч. Один недостаток – высокая цена.
Как проверить на работоспособность?
Прежде всего, надо провести замер напряжения АКБ. Это очень простая, но эффективная и целесообразная диагностика работоспособности любой АКБ. Чтобы выполнить проверку, необходимо сделать следующее.
- Сперва проверьте параметры без нагрузки. Иными словами, уберите клеммы и выньте аккумулятор из машины. АКБ должна быть до конца заряженной, корпус – чистым, а с момента зарядки пройти самое малое 3 часа.
- Мультиметр установите в режим проверки напряжения с пределом в 20 В. Придерживаясь полярности, соедините щупы устройства с клеммами аккумулятора.
- Если АКБ рабочая, она покажет 12,5-12,9 В.
- Затем такая же проверка выполняется уже при запущенном движке. Здесь действия схожие, только мультиметр должен показывать 13,5-14 В.
- Если норма превышена, то неисправен либо генератор, либо регулятор напряжения. Чересчур низкие параметры говорят о том, что необходима дополнительная диагностика батареи.
Но не только посредством мультиметра можно выполнить проверку. Имеется еще несколько приемов того, как можно в домашних условиях проверить АКБ своей машины на работоспособность. В отдельных эпизодах даже не понадобится никакого диагностического оснащения.
Для этого сделайте следующее:
- осмотрите внешнее состояние;
- если имеются загрязнения, удалите их;
- также надо зажать все клеммы, если они ослаблены, и подтянуть крепежи;
- не запускайте мотор;
- в то же время включите все освещение, имеющееся в машине;
- подождите 5 минут;
- если мощность свечения не поменялась, батарея в порядке.
Гораздо эффективнее выяснять работоспособность АКБ посредством вилки нагрузки. Для диагностики подсоедините клеммы нагрузочной вилки к выводам батареи. Вольтметр должен демонстрировать напряжение от 12,6 до 12,9 В. Если оно ниже этого параметра, то надо воспользоваться зарядным устройством и полностью зарядить АКБ. После подается нагрузка на 5 секунд. По прошествии этого времени напряжение на выводах не должно просесть ниже 10,2 В.
Если напряжение опустилось ниже 9 В, то батарея уже сильно изношена, восстановление бесполезно. Такую батарею точно надо менять.
Как обслужить самостоятельно?
Прежде чем приступить к изменению конструкции аккумулятора своими руками, надо оценить все преимущества и недостатки проведения этой процедуры. Очень часто утрата необслуживаемым источником питания способности выдавать высокий разрядный ток – признак его близкой «смерти». Иными словами, отсутствие воды уже вызвало непоправимые последствия. Если даже получится его восстановить, то навряд ли он протянет долго. Чрезвычайно сложный способ – демонтировать верхнюю крышку целиком. Осуществить это возможно посредством ножовки либо электроинструмента, однако эта процедура потребует чересчур много времени, а после завершения обслуживания надо будет на должном уровне поставить этот компонент назад, что будет еще большей загвоздкой.
Потому не советуем этим заниматься. Восстановить можно лишь кислотно-кальциевую батарею. Если у вас гелевый аккумулятор, AGM или EFB, то ничего не выйдет. Самым легким способом обслужить аккумуляторы этого вида считается высверливание отверстий в крышке. Батарея на 12 вольт включает в себя 6 банок, значит, нужно сделать по одному отверстию на каждый отсек, чтобы можно было выполнять независимую корректировку уровня и плотности водного раствора серной кислоты.
Пробки на банках неразборной АКБ делаются в таком порядке.
- Маркером наметить на верхней крышке центр каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для проведения этой процедуры надо измерить ширину крышки с точностью до мм. Потом получившееся число надо поделить на 6. В итоге будет вычислена дистанция между пробок. Отступ от кромки для первой пробки можно узнать, если прежде полученный результат поделить на 2.
- Чтобы свести к минимуму загрязнение водного раствора серной кислоты пластиковой стружкой, сверловку корпуса желательно выполнять в 2 шага. Сначала надо по ранее обозначенным маркером точкам просверлить отверстия 3-миллиметровым сверлом. Затем нужно увеличить отверстия посредством 12-миллиметрового сверла.
- В целях плотного закрытия этих отверстий, чтобы не допустить возможности разбрызгивания электролита в процессе эксплуатации, надо взять 6 пробок от лечебных спиртовых настоек, к примеру, валерьянки, и поставить их в сделанные отверстия.
Так можно выполнить достаточно качественную переделку одного вида АКБ в другой. Двенадцатимиллиметровые отверстия дают возможность при потребности добавить дистиллированную воду либо водный раствор серной кислоты, если проблема неработоспособного состояния АКБ состояла в утечке электролита.