Неисправности АКБ и их ремонт

Содержание
  1. Признаки возникновения неисправностей
  2. Почему закипает электролит и что делать?
  3. Ремонт при коротком замыкании
  4. Устранение других проблем
  5. Окисленные клеммы и плохой контакт
  6. Советы по обслуживанию

Даже владельцам современных моделей авто приходится сталкиваться с неисправностями АКБ, а также с необходимостью их замены или же ремонта. Это актуально как для пусковых, так и для тяговых батарей.

В некоторых ситуациях, когда зарядка аккумулятора не помогла решить проблему, можно восстановить его работоспособность своими руками. Для того чтобы отремонтировать устройство, важно своевременно определить симптомы поломки и правильно установить ее причины.

Признаки возникновения неисправностей

Конечно же, опытным водителям намного легче понять, что в машине вышел из строя аккумулятор. Но и начинающие автолюбители смогут вовремя предпринять необходимые меры, зная основные симптомы описываемых проблем. К таковым относятся следующие важные моменты:

  • сбои в работе электрооборудования автомобиля;
  • сама батарея очень быстро разряжается;
  • затруднения запуска силового агрегата.

При появлении одного из таких признаков настоятельно рекомендуется незамедлительно провести соответствующую диагностику.

Почему закипает электролит и что делать?

Стоит отметить, что сам термин «закипает» в данном случае используется фигурально. Сам электролит в АКБ не кипит, но фиксируется обильное выделение газов. Причинами подобной проблемы являются:

  • выход из строя реле-регулятора;
  • сульфатация пластин.

Характерным признаком первого варианта является перезаряд, который приводит к распаду воды на составляющие. Во втором случае батарея, наоборот, не может зарядиться из-за сульфата, покрывшего пластины и препятствующего их взаимодействию с рабочей жидкостью (электролитом). Решением проблемы будут ремонт упомянутого реле или же генератора, а также попытка десульфатации или замена самого аккумулятора.

Ремонт при коротком замыкании

Важно заметить, что замыкание одного из элементов (банки) батареи негативно отражается на работоспособности остальных. Следует помнить, что в процессе зарядки напряжение равномерно распределяется между всеми блоками пластин. Если один из них замкнет, то результатом станет закипание электролита и последующая сульфатация в других. Алгоритм ремонта таких нерабочих банок предусматривает следующие действия.

  • Определение неисправного элемента. Такая банка при подзарядке будет либо закипать, либо не принимать заряд. Во втором случае кипение будет фиксироваться в остальных блоках.
  • Удаление электролита из банки, в которой произошло замыкание.
  • Проделывание отверстия в верхней крышке при помощи электролобзика. Важно в данном случае соблюдать осторожность, чтобы избежать проникновения пластиковой стружки внутрь аккумулятора.
  • Извлечение пластин из корпуса с последующим их тщательным промыванием дистиллятом.
  • Визуальное диагностирование всех элементов с целью выявления причины замыкания. Кстати, при длительной и активной эксплуатации батареи источником проблемы часто становится осадок на дне банки. В таких случаях потребуется ее качественная промывка.
  • Установка блока пластин на его место.
  • Монтаж крышки и ее жесткая фиксация.

Устранение других проблем

Конечно же, перечень неисправностей АКБ не исчерпывается описанными случаями. Однако существуют достаточно эффективные и проверенные временем способы починить вышедшее из строя устройство.

Но, независимо от проблемы, ее источников и метода устранения, все работы важно выполнять с осторожностью и соблюдением правил техники безопасности. При этом стоит учитывать особенности самой батареи, особенно когда речь идет о так называемых необслуживаемых моделях.

Быстрый саморазряд

Непроизвольный процесс падения уровня заряда – это один из основных симптомов неполадок. Нормальный аккумулятор в течение дня теряет от 0,3 до 0,5%, тогда как для неисправной батареи этот показатель увеличивается до 1-1,5%. Такой саморазряд является результатом расслаивания электролита и появления паразитных токов в процессе хранения АКБ. В список причин входят:

  • загрязнение рабочей жидкости из-за разрушения пластин или же сепараторов;
  • использование обычной водопроводной воды при разбавлении кислоты;
  • применение для приготовления электролита кислоты с примесями;
  • проникновение в ячейки металлических частиц.

Если речь идет об обслуживаемом аккумуляторе, то единственным действенным средством устранения неполадок будет полная замена электролита. В ситуации с необслуживаемой батареей, скорее всего, придется менять ее саму.

Сульфатация пластин

Прежде всего важно напомнить, что речь идет о налете на пластинах и сепараторах, формируемом кристаллами сульфата свинца. Это вещество не растворяется кислотой, присутствующей в составе электролита, и поэтому заметно уменьшает площадь рабочих пластинок. В результате существенно снижается емкость АКБ. Симптомами неисправности являются:

  • высокое напряжение на первоначальном этапе зарядки;
  • низкая плотность рабочей жидкости при завершении зарядки;
  • нетипично быстрая зарядка.

В списке причин сульфатации:

  • недостаток электролита;
  • глубокая разрядка батареи;
  • недозарядка во время кратковременных поездок;
  • долив не дистиллированной воды, а кислоты.

На сегодня существуют два способа десульфатации – это физический и химический. Первый вариант является сложным и даже экстремальным, поскольку придется разобрать устройство, извлечь пластины и прочистить их вручную. Сама процедура включает в себя следующие шаги:

  • частичная разборка АКБ (снятие крышки) при помощи паяльника или разогретого ножа;
  • демонтаж пластин;
  • чистка и промывка извлеченных элементов с использованием специальной дистиллированной воды для аккумуляторов;
  • промывка дистиллятом самих банок;
  • установка пластин на место и запаивание сделанных ранее отверстий;
  • заливка электролита;
  • зарядка батареи.

Сложность механического способа заключается в риске повредить пластины, что сделает всю процедуру бесполезной. Химический метод предусматривает использование раствора «Трилон-Б». Выполнение процедуры требует нескольких часов и выглядит следующим образом.

  • Полная зарядка АКБ.
  • Удаление полностью всего электролита.
  • Промывка банок дистиллированной водой.
  • Заливка новой рабочей жидкости, после чего необходимо оставить аккумулятор примерно на 1 час. Стоит учесть, что удаление налета сульфата нередко сопровождается кипением с активным выделением газов. Данный этап можно повторить несколько раз.
  • Промывка устройства дистиллятом и еще одна заливка свежего электролита. Важно убедиться, чтобы последний имел нужную плотность.
  • Полная зарядка устройства.

Следует отметить, что этот метод десульфатации наиболее эффективен, если причиной проблемы является глубокий разряд аккумулятора.

Окисленные клеммы и плохой контакт

Причина таких неполадок кроется в повышенной концентрации кислоты. Именно из-за этого клеммы обильно могут покрыться налетом белого цвета. Предсказуемо он приводит к значительному увеличению сопротивления. В итоге повышается риск выхода из строя подключаемых электронных устройств автомобиля. Чаще всего окисление – это результат нарушений правил обслуживания машины. Выходом является тщательная очистка наконечников и клемм. Для этого потребуются маленькие металлические щетка и ершик, а также обычная зубная щетка и сода пищевая. Алгоритм действий максимально прост и выглядит следующим образом:

  • снятие наконечников и их качественная очистка;
  • очистка до свинцового блеска клемм АКБ;
  • нейтрализация электролита на объектах обработки при помощи раствора соды;
  • удаление посредством обычной воды, зубной щетки и ткани остатков соды.

После выполнения всех перечисленных операций настоятельно рекомендуется нанести на клеммы и наконечники смазку. Затем производится сборка схемы, и повторно промазываются места соединений.

Переполюсовка при подключении к бортовой сети

Подобная проблема представляет собой последствия неправильного подключения аккумуляторной батареи как к самой сети транспортного средства, так и к зарядному устройству. В первом случае речь идет о подсоединении минусовой клеммы к генератору, а во втором – к плюсовому зажиму (крокодилу) ЗУ. Стоит заметить, что перепутать наконечники и клеммы при подключении АКБ к машине достаточно сложно, поскольку они имеют разные размеры. Однако теоретически подобная ошибка возможна. Изменение полярности сопровождается заметным уменьшением емкости и напряжения, а также выделением газов, как при кипении электролита. Если аккумулятор был неправильно подсоединен при выключенном зажигании, то можно говорить о потенциальной опасности для постоянно находящихся под напряжением устройств. То есть, речь идет о риске лишиться часов, магнитолы и прочих приборов, включая охранную систему.

Если зажигание в такой ситуации включить, то под удар с большой вероятностью попадает бортовой компьютер. Теоретически можно рассмотреть ситуацию неправильного подключения АКБ при работающем силовом агрегате. В таком случае гарантировано короткое замыкание. Минимальный ущерб будет заключаться в поломке реле-регулятора или выпрямителя генератора. Худший сценарий не исключает возгорания с глобальными последствиями. Независимо от причин переполюсовки, результаты будут крайне негативными.

Исходя из этого, важно приобретать аккумулятор нужной полярности с учетом конструктивных особенностей автомобиля. Параллельно необходимо концентрировать внимание на его правильном подключении. Если же из-за ошибки пострадает сама АКБ, то ее, скорее всего, придется менять.

Повреждения и трещины на корпусе

Изначально следует заметить, что речь не идет о дефектах внутренних элементов батареи, то есть сепараторов и пластин. Речь идет о трещинах и сколах пластика, которые могут появиться в результате неправильной транспортировки и установке устройств, а также при ненадежной фиксации аккумулятора. Еще один важный момент заключается в том, что ремонту подлежать незначительные дефекты. Как показывает практика, попытки устранять масштабные повреждения, как правило, оказываются нецелесообразными.

Существует два способа ремонта пластикового корпуса автомобильного аккумулятора.

  • Использование заплаток. В таких ситуациях на поврежденное место накладывают соответствующего размера кусок пластика и фиксируют его при помощи хорошо разогретого паяльника и специального припоя. Важно помнить, что плавить требуется края заплатки.
  • Устранение незначительных повреждений, для которых латки не требуются. Мелкие трещины вполне можно эффективно заделать пластиковым припоем. На подготовительном этапе вдоль всей траектории аккуратно делают небольшое углубление (бороздку).

Советы по обслуживанию

Описанные выше неисправности аккумуляторных батарей для автомобилей и способы их устранения намного проще предотвратить. Зная причины возможных неприятностей, их получится избежать с минимальными финансовыми и тем более временными затратами. Залогом длительной и безремонтной работы любой АКБ будет своевременное и правильное ее обслуживание. И речь в данном случае идет о следующих основных правилах.

  • С интервалом не более 3-х месяцев требуется контролировать напряжение. Делают это как при работающем, так и при заглушенном двигателе.
  • В момент активации стартера, как правило, незначительно уменьшается объем рабочей жидкости. Исходя из этого, важно периодически проверять ее уровень и при необходимости доливать электролит или же дистиллированную воду. Это, естественно, актуально исключительно для обслуживаемых моделей АКБ.
  • При активной эксплуатации аккумулятора уровень электролита проверяют не реже чем раз в месяц.
  • Важно помнить, что при необходимости пополнения доливают только дистиллированную воду.
  • При длительном простое авто даже исправная батарея постепенно разряжается. Для продления срока службы ее необходимо будет периодически подзаряжать. Также рекомендуется отключать устройство от сети машины.
  • На подавляющем большинстве современных моделей производители устанавливают индикатор заряда. Однако на практике его показатели не всегда соответствуют действительности. Надежнее регулярно самостоятельно проверять состояние АКБ.

Помимо всего перечисленного, в контексте ухода за автомобильным аккумулятором стоит упомянуть о мелких механических повреждениях в виде трещин.

Здесь главное – вовремя выявить дефекты, для чего настоятельно рекомендуется регулярно проводить осмотр устройства. При обнаружении трещин их необходимо незамедлительно заделывать.

Комментариев нет