Напряжение аккумулятора автомобиля
Своевременная проверка напряжения автомобильного аккумулятора играет важную роль, так как именно от этого параметра зависит старт силовой установки, бесперебойное функционирование топливного насоса и остальных узлов транспортного средства. Поэтому очень важно постоянно следить за наличием нормального напряжения у АКБ и принимать определенные меры при несовпадении показателей.
Каким должно быть напряжение?
Разумеется, нормальное напряжение на аккумуляторе следует определять не только по таблице заряда, но и по тому, в каком состоянии находится оборудование. Минимальное напряжение наблюдается в том случае, если аккумулятор находится не в рабочем состоянии, а в покое. Без нагрузки уровень заряда всегда будет ниже, чем при активном использовании автомобиля.
Для большинства представленных на рынке моделей аккумуляторов напряжение без нагрузки составляет 12 вольт. Для получения максимально точных результатов необходимо проводить измерение только спустя 12 часов после того, как силовой агрегат был выключен. Например, лучше всего производить расчёты утром, когда автомобиль ночь провёл на стоянке или в гараже. Перед измерением обязательно необходимо снять с аккумулятора одну клемму, чтобы данные были максимально точными.
Для того чтобы не допустить глубокого разряда батареи, необходимо постоянно регулировать уровень напряжения. Минимальным считается заряд в 10,5 В. Если же показатели ниже, то стоит выяснить причину неисправности, и провести замену.
Важное значение для определения работоспособности аккумулятора имеет его замер под нагрузкой. Для этого используется особый прибор, который называется нагрузочной вилкой. Однако при этом нельзя забывать о том, что при помощи такого устройства определяется только общая способность батареи, и уровень её заряда. Основной недостаток данного метода заключается в том, что при его помощи не удастся определить емкость аккумуляторной батареи, а также выявить начинающуюся сульфатацию. Именно поэтому на основе полученных данных под нагрузкой нельзя делать выводы о том, сколько еще можно будет эксплуатировать определенную батарею. Данный аппарат включает в себя корпус мультиметра, спирали, которые играют роль сопротивляющегося элемента, а также провода и выключатель.
На рынке большой популярностью пользуются как аналоговые, так и электронные варианты нагрузочной вилки. Последние более удобны в использовании, а также славятся максимально точными показаниями. Следует отметить, что подобные приборы можно использовать только при плюсовой температуре. Если же появляется необходимость проверять исправность и напряжение аккумулятора в экстремальные морозы, то стоит отдать предпочтение более дорогим моделям нагрузочных вилок. Прибор создает ток в пределах 200 ампер, чего вполне достаточно для определения напряжения в аккумуляторе. Некоторые продвинутые модели даже позволяют самостоятельно контролировать это значение.
При работающем двигателе напряжение на аккумуляторе транспортного средства должно быть немного выше и составлять около 14 вольт. Однако здесь необходимо быть предельно внимательным, ведь в первые минуты работы напряжение будет существенно выше, поэтому стоит производить проверку только после того, как силовая установка проработает не менее 10 минут. При этом обязательно необходимо включить элемент автомобиля, который потребляют энергию. Это могут быть очистители стекла, отопительная система, магнитола или дальний свет. При включении каждого из них показатели приборов не должны слишком отличаться, что будет говорить о том, что аккумулятор автомобиля находится в рабочем состоянии. Если же напряжение при работающей силовой установке падает на слишком большие единицы, то это говорит о наличии определённых проблем с генератором.
Как замерять?
Проверять напряжение аккумулятора транспортного средства можно при помощи разных способов, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.
Мультиметром
Для проверки аккумуляторов некоторых типов принято использовать мультиметр, который представляет собой специальный прибор, позволяющий получить максимально точные данные. Подобный прибор можно найти в любом специализированном магазине или же на точке по обслуживанию автомобилей. Использование данного оборудования на постоянной основе позволяет контролировать уровень заряда в автомобильной батарее и принимать определённые меры при необходимости.
Большинство автомобилистов отдает предпочтение именно таким приборам, так как стандартные встроенные устройства часто выводят ошибочные данные, или дают небольшую погрешность, так как подключаются к аккумулятору не напрямую, а посредством различных датчиков.
Пользоваться мультиметром довольно просто, поэтому с этим сможет справиться любой человек.
При работающем двигателе
Сложнее всего производить замеры в том случае, если двигатели транспортного средства находятся в рабочем состоянии. В этом случае необходимо будет принимать во внимание огромное количество показателей, благодаря чему можно убедиться в работоспособности аккумулятора. Вначале стоит просто завести двигатель, и провести замеры, а полученное значение должно быть не более 14 вольт. Если же показатель превышает 14,2 вольта, то это свидетельствует о низком уровне тока, из-за чего генератор не будет справляться со своими прямыми обязанностями. Следует отметить, что подобные показатели могут быть причиной поломки в холодное время, когда из-за экстремальных морозов происходит нарушение химических связей, что приводит к повышенным показателям тока.
Если измерение осуществляется при работающей силовой установке, то из-за критически высокого тока переживать не стоит. Можно провести дополнительные проверки, чтобы убедиться в работоспособности и целостности автомобильного аккумулятора. Если оборудование работает исправно, то уже спустя несколько минут после выключения двигателя все системы начнут возврат в исходное положение, и уровень тока не будет превышать 14 вольт. В случае если этого не происходит, то это может свидетельствовать о перезаряде автомобильной батареи. Он будет постоянно работать на высоких отдачах, что станет причиной кипения электролита. Этого ни в коем случае нельзя допускать, так как подобное явление может нести в себе угрозу для безопасности автомобилиста.
Если при работающем двигателе уровень тока составляет меньше 13 вольт, то можно с уверенностью говорить о том, что отсутствует полная зарядка. Однако при возникновении подобной проблемы нет необходимости сразу же обращаться в сервисные центры, а лучше провести дополнительные измерения при отключенных потребителях электроэнергии. Стоит убедиться в том, что кондиционер, система климат-контроля и другие части транспортного средства выключены и не потребляют энергию.
Кроме того, быстрое падение тока может быть причиной окисления контактов, поэтому стоит обязательно убедиться в их надежности и целостности до того, как придется обращаться в сервисный центр из-за подобной проблемы. При наличии определенных нарушений в контактах их необходимо будет устранить при помощи зачистки.
Если все источники потребления находятся в выключенном состоянии, а мотор продолжает работать, при этом уровень тока не поднимается выше 13,6 вольта, то стоит убедиться в том, что все остальные параметры находятся на установленном производителем уровне. После этого необходимо включить ближний свет, а потом сразу же сверить показания. В идеальных условиях уровень тока должен упасть на 0,1 вольта. Если такое происходит, то можно не переживать за работоспособность аккумулятора и его способность справляться с высокими нагрузками во время движения на дороге.
Для проведения проверки также можно по очереди включать разные системы транспортного средства, которые работают на электроэнергии. Делать это стоит сугубо постепенно, чтобы убедиться в том, что после каждого включения параметр немного уменьшается. Если же замечаются скачки напряжения, то это говорит о существовании проблем в работе генератора, поэтому необходимо будет провести полную диагностику транспортного средства в сервисном центре. Вне зависимости от количества потребителей энергии, даже при включенном моторе уровень напряжения не должен быть ниже 13 В. При наличии других показателей можно говорить о том, что батарея пришла в негодность и её дальнейшее использование не рекомендуется, поэтому придётся производить замену.
При отключенном моторе
Для проведения подобных замеров также потребуется использовать мультиметр. Показатель должен быть не ниже, чем 11,8 вольта. В противном случае просто не получится завести транспортное средство, или же придется прикуривать от другой машины.
При проведении замеров при отключенном силовой установке необходимо быть предельно внимательным, так как наличие любого внешнего фактора может стать причиной получения неправильных результатов. Значение на уровне 13 вольт указывает на то, что автомобильный аккумулятор заряжен на 90%, чего более чем достаточно для эффективного использования. Если же уровень только 12,5 вольта, то это говорит об уровне зарядки в половину. Разумеется, это приблизительные расчеты, однако большинство автовладельцев использует именно их.
Специалисты утверждают, что замерять напряжение до поездки является более эффективным, так как благодаря этому удаётся получить максимально точную информацию. Уровень зарядки в данном случае указывает на способность аккумулятора удерживать определённые значения на протяжении нескольких дней. При заглушенном двигателе батарея выдает меньший ток.
С применением нагрузочной вилки
Одним из самых надёжных и эффективных способов проверки уровня напряжения в аккумуляторе является использование нагрузочной вилки. Благодаря этому способу удается убедиться в том, что батарея находится в работоспособном состоянии. Достаточно нескольких простых манипуляций для того, чтобы выяснить, насколько заряжен аккумулятор транспортного средства, и нет ли необходимости производить его замену.
Для этого достаточно будет подсоединять вилку к определённому полюсу аккумулятора на несколько секунд. Работоспособные генераторы способны выдавать ток в районе 13 вольт, что говорит о том, что батарея находится в рабочем состоянии, и не стоит переживать за её целостность и функциональные возможности. При наличии подобного напряжения батарея может работать при различных нагрузках и без проблем справляться со своими функциями.
Если же после тестирования при помощи нагрузочной вилки оказывается, что уровень тока составляет менее 9 вольт, то это говорит о том, что аккумулятор находится в неисправном состоянии, и придётся производить его замену на новый.
В холодный сезон
Если на улице экстремальные морозы, то это может стать причиной снижения количества рабочего вещества в аккумуляторах. Разумеется, при падении электролитов это отражается на уровне тока в батарее. При наличии полной зарядки холодная погода приведёт к тому, что начнутся скачки плотности под влиянием низких температур, что также приведет к повышению тока. Если же блок питания полностью разряжен, то плотность начинает снижаться под влиянием морозов, что может плохо отразиться на способности силового агрегата справляться с нагрузками. Кроме того, в некоторых случаях, вообще, не получается запустить двигатель.
Большинство автомобилистов считает, что быстрая разрядка автомобиля при наличии холодов происходит из-за негативного влияния низких температур. Однако это случается из-за более медленно протекающих химических процессов, которые отражаются негативно на способности аккумулятора сохранять определённый уровень заряда. Таким образом, зимой холод влияет на уровень напряжения только потому, что химические реакции происходят не так быстро, как в другое время, что и приводит к отклонениям от нормы.
Как поднять или опустить уровень?
Если автомобильный аккумулятор отличается слишком низким зарядом, то причин может быть несколько, среди которых стоит выделить такие.
- Батарея полностью отработала свой ресурс, поэтому придется провести ее замену.
- Аккумулятор не получает проводимого количества тока, а основная проблема при этом может заключаться в вышедшем из строя генераторе.
- Неправильная работа изоляции бортовой сети или же определенных её деталей. Из-за этого батарея не может удерживать ток на постоянной основе.
Если необходимо поднять уровень тока, то лучше всего делать это при помощи десульфатации. Если это не слишком запущенный случай, то достаточно будет просто подключить специальное устройство к клеммам аккумулятора. Хватит всего нескольких дней, чтобы поднять уровень тока, и восстановить работоспособность батареи.
Если необходимо опустить уровень тока, то основная причина может заключаться в неправильной работе генератора. При этом стоит быть предельно внимательным, так как неправильные манипуляции могут стать причиной выкипания электролита, что плохо отразится на ресурсе и долговечности батареи. Для того чтобы опустить уровень, достаточно просто включить все потребители энергии, что позволит в более интенсивном режиме разрядить аккумулятор. Таким образом, определение напряжения позволяет выявить степень разряженности АКБ.
Если автомобиль не заводится, или плохо работает пусковой механизм силовой установки, то стоит проверить его при помощи зарядного устройства при неработающем моторе. Вначале стоит определить причину неисправности, а только потом в зависимости от нее проводить восстановление АКБ.