Как узнать, нужно ли менять аккумулятор автомобиля?
Автомобильный аккумулятор является одним из наиболее важных конструкционных устройств современного транспортного средства. Любой автолюбитель должен знать о том, как правильно проверить оборудование и своевременно его заменить. В противном случае могут проявиться различные последствия, влияющие на конструкционные и функциональные особенности машины.
Как понять по емкости?
Наиболее простым методом определения того, когда нужно менять аккумулятор автомобиля, является выявление фактической емкости при помощи специального электроизмерительного устройства мультиметра. Первое, что необходимо сделать для измерения емкости, — это полностью зарядить автомобильный аккумулятор, и произвести его отключение от общей сети. Далее следует сделать предварительный замер плотности электролита, и определить фактическую силу напряжения. Следующим шагом является подключение специализированного тестера к диагностируемому оборудованию, и определение размера тока.
После этого необходимо подсоединить обычную лампу накаливания мощностью 24 Вт к устройству, и зафиксировать время для начала тестирования. Далее постепенно выполняется разряд автомобильного аккумулятора приблизительно на 50% от изначально измеренной величины. После этого фиксируется время, которое было потрачено на разряд, происходит отключение физической нагрузки. Чтобы определить емкость, необходимо умножить показатель силы тока с нагрузкой на отрезок времени, потраченный на снижение заряда до 50%.
На хорошее состояние батареи указывает значение, приближенное к фактическому показателю, который измеряется в амперах на 1 час.
Проверка заряда
Самым простым способом проверки заряда автомобильного аккумулятора является встроенный индикатор. С его помощью пользователь может быстро узнать текущее состояние АКБ. Специальный индикатор находится на внешней крышке автомобильного аккумулятора и выполнен в виде небольшого окошка. На полный заряд батареи указывает зеленый цвет. По мере разряда батареи индикатор автоматически меняет оттенок. Серый или белый цвет указывает на потери в заряде, черный — на полный разряд оборудования.
Данный метод работает за счет измерения фактической плотности электролитов. Если в автомобильном аккумуляторе понижен уровень жидкости, измерение будет неточным. Способ обычно применяется для выявления неточностей при приобретении аккумуляторного устройства. Более точным методом измерения фактического заряда является использование специализированного прибора мультиметра.
Для этого пользователю необходимо совершить ряд простых действий.
- Подключить провод к оборудованию.
- Выставить на мультиметре режим замера, установив значение на 20 В.
- Приложить металлизированные щупы от проводов к основным клеммам аккумулятора.
- Проанализировать полученные данные.
Проверяя фактический заряд аккумулятора, необходимо проследить за тем, чтобы на машине было выключено зажигание. В противном случае можно повредить внутренние функциональные и конструкционные элементы транспортного средства. Если наблюдается напряжение в районе 11,7 В и менее, это верный признак того, что пора зарядить АКБ.
Помимо использования индикатора и мультиметра, фактический заряд можно измерить при помощи нагрузочной вилки — специального прибора повышенной точности, который быстро и легко определит исправность автомобильного аккумулятора. Несмотря на то что подобный метод обычно используется в специализированных сервисах, его можно провести и в домашних условиях.
Основной принцип работы состоит в следующем. Нагрузочная вилка подключается к внешним металлизированным клеммам аккумулятора, дающие ток для короткого замыкания. Подобным образом имитируется работа автомобильного стартера. Затем пользователем считываются показания:
- 10,2 и более — 100%;
- 9,6 — 75%;
- 9 — 50%;
- 8,3 — 25%;
- 7,9 и менее — 0%.
Контроль фактического заряда при помощи нагрузочной вилки считается наиболее эффективным и точным диагностическим методом. Проверку необходимо проводить строго при температуре аккумуляторной батареи в районе 20-25°C. Холодное оборудование отличается быстрым снижением емкости и отсутствием точного измерения.
Чтобы проверить заряд, можно также воспользоваться специализированным прибором ареометром. В этом случае пользователю следует:
- открутить все крышки от аккумуляторных банок;
- поместить прибор внутрь аккумулятора, и дождаться заполнения электролитом;
- выждать определенное время.
Далее специализированное устройство достается из автомобильного аккумулятора, и происходит анализ внутреннего поплавка в соответствии с пиковыми значениями.
Стандартный диапазон составляет в районе 0,15-0,28 г/см. При более низких показателях есть высокий шанс того, что электролит со временем начнет замерзать.
Полная зарядка и проверка аккумулятора
Автомобильный аккумулятор всегда должен проверяться при полной зарядке, на которую в среднем уходит от 12 до 18 часов в зависимости от технологии производства и классификации устройства. Помимо выявления фактических показателей емкости и заряда, стоит проверить аккумулятор на утечку электролитного вещества, визуально определить целостность внешней оболочки и дополнительных креплений, включая состояние металлических клемм.
Чтобы эффективно выявить признаки износа, аккумуляторную батарею предварительно нужно очистить от лишней влаги и загрязнений. Для этого можно использовать сухую тряпку или щетку. При обнаружении механических поломок или трещин оборудование следует отдать в ремонт.
Частота замены
Периодичность замены автомобильного аккумулятора — это процедура, которая зависит от множества факторов. Наиболее значимым из них является технология производства. Так, современные необслуживаемые устройства обычно функционируют в 2-3 раза дольше классических сурьмянистых вариантов.
Помимо нюансов изготовления, на срок работы также влияют внешние условия эксплуатации, особенности использования, производитель и разновидность оборудования. Вот средние сроки для тех или иных аккумуляторных конструкций:
- 4 года для сурьмянистых;
- 3-5 лет для кальциевых;
- 6 лет для необслуживаемых;
- 7-8 лет для EFB;
- 10-12 лет для AGB;
- 9-11 лет для гелиевых.
Помимо усредненных значений, также стоит обратить на время хранения оборудования до непосредственной реализации. Как показывает практика, через время длительного простоя многие устройства отказываются сохранять пиковую емкость и требуют замены. Для того чтобы узнать дату изготовления, достаточно посмотреть на код, который расположен на задней крышке устройства. Затем следует проанализировать время изготовления в соответствии с вышеописанными показателями.
Если оборудование было произведено достаточно давно, владелец авто имеет полное право на замену. Исходя из данной особенности приобретение бывшей в использовании АКБ — это своеобразная лотерея.
Причинами для снижения объема аккумуляторного оборудования также являются: снижение эксплуатационных характеристик автомобиля, повышенный износ, несвоевременное проведение различных диагностических мероприятий и негативное воздействие окружающей среды.