Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром?

Содержание
  1. Проверка зарядки и тока утечки
  2. Измерение емкости
  3. Что еще можно проверить?

Аккумулятор – важная часть любого автомобиля. Если он неисправен, то машина не тронется с места. Поэтому за батареей нужно следить. Из нашей статьи вы узнаете, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, как осуществляется проверка тока на утечку и зарядки АКБ.

Проверка зарядки и тока утечки

Чтобы проверить аккумулятор на работоспособность, необязательно обращаться в сервисный центр. Пользуясь мультиметром, вы легко определите степень износа АКБ.

Тестер измеряет:

  • напряжение и уровень заряда;
  • силу тока;
  • утечки и потери заряда;
  • емкость батареи;
  • внутреннее сопротивление.

Вооружившись этими данными, вы уверенно определите, стоит использовать старый аккумулятор, или лучше заменить его новым. А может, АКБ достаточно обслужить. При этом результаты будут самыми правдивыми, ведь вас никто не обманет. Совет: для диагностики пользуйтесь мультиметром, поскольку бортовой компьютер не всегда показывает точные данные. Ему мешают соединения проводки, магнитные поля и прочие помехи.

Но учтите, что для диагностики аккумулятор нужно снять. А это станет «стрессом» для автомобиля. Поэтому после работы проедьтесь на нем тестовые 10-15 км с разгонами и торможениями, а затем запустите самодиагностику. Так системы двигателя и АКПП заново подстроятся под ваш стиль вождения. Важно: магнитола вернется к заводским настройкам и может потребовать код активации. Проверьте, что у вас он есть. Его указывают на коробке или в паспорте устройства. Если его нет, обратитесь к продавцу или изготовителю.

Подготовьте защитный раствор – 1 столовая ложка соды на 500 мл воды. Все-таки внутри АКБ кислота. Безопасности много не бывает.

Если вас не пугают такие трудности, приступайте к работе. Можно пользоваться как цифровым мультиметром, так и стрелочным. Главное, чтобы он имел нужные пределы измерений:

  • по напряжению – до 20 вольт;
  • по току – до 10 ампер;
  • по сопротивлению – до бесконечности.

Для начала проверьте уровень заряда.

  • Отключите клеммы проводки от аккумулятора.
  • Настройте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения диапазоном 0-20 вольт.
  • Приложите щупы к выводам АКБ. Полярность в данном случае не играет роли.
  • Зафиксируйте величину напряжения. Неважно, если она отрицательная, нужна только цифра.

Сравните результаты с заданными.

  • Напряжение больше 12,7 В – батарея полностью заряжена.
  • V = 12,1-12,5 В – половина заряда. Нужно запустить мотор, чтобы зарядить током с генератора.
  • 11-12 В – сильный разряд. Двигатель не запустится, АКБ надо ставить на зарядку в специальное устройство.
  • Менее 11 В – лучше купить новую батарею. Если поставить на зарядку, возможно возгорание.

Чтобы оценить состояние, замеры надо проводить спустя 5-6 часов после отключения аккумулятора. Так вы сможете оценить, насколько хорошо он работает.

Важно: никогда не доводите АКБ до полного разряда. Это сильно снижает срок службы. Если вы никуда не ездите, то снимите ее с машины и периодически подзаряжайте.

Но лучше, конечно, замерить ток утечки. Батарея разряжается постоянно. К ней подключены сигнализация, бортовой компьютер и прочее. А еще происходит саморазряд – негативное явление. Величину саморазряда указывают на корпусе, и, если она больше допустимой, АКБ нужно заменить.

Чтобы проверить ток утечки, воспользуйтесь мультиметром.

  • Отключите все потребители тока, какие возможно: освещение, магнитолу. Подождите пару минут.
  • Снимите «плюсовую» клемму.
  • Переведите тестер на замер постоянного тока до 10 А.
  • Щуп на «-» присоедините к снятой клемме.
  • Провод на «+» – к АКБ. Так вы замкнете цепь. Двигатель запускать нельзя.

Если показаний нет, то ток утечки небольшой, на этом можно остановиться. Но чтобы замерить его точнее, установите на мультиметре меньший предел измерений, вплоть до 1 А. снимите показания.

  • Ток утечки должен лежать в пределах 60-70 мА.
  • Если больше, то батарея пришла в негодность.

Не нужно сразу «ставить крест» на АКБ. Причиной больших потерь может быть неисправность проводки автомобиля.

  • Поочередно извлекайте предохранители и реле, а затем меряйте ток утечки. И так каждый раз.
  • Вы определите контур, который больше всего потребляет ток. Возможно, он неисправен. Это может быть магнитола, сигнализация и тому подобное.
  • Сравните ток, который потребляет это устройство, с заявленным в паспорте. Если больше, то неисправность найдена. Часто в паспорте указывают не ток, а мощность. Тогда разделите ее на напряжение аккумулятора, чтобы получить ток потребления.

Не всегда в перебоях с «электрикой» виновата АКБ. Используя несколько правил, аккумулятор можно почти гарантированно проверить мультиметром. Сейчас вы узнаете, как это сделать.

Измерение емкости

Емкость АКБ показывает, сколько заряда она может отдать за промежуток времени. Чем больше, тем лучше. Поэтому лучше покупать аккумулятор большей емкости, чтобы легче было запустить мотор. Особенно по холодам. Беда в том, что аккумулятор теряет емкость со временем. И такую батарею надо ремонтировать или менять.

Проверить аккумулятор можно и без тестера. Для этого запустите и заглушите мотор. Сможете сделать так 4-5 раз, да еще зимой, батарея послужит. Но такая проверка вредит АКБ, поэтому лучше пользоваться мультиметром. Есть 2 метода проверки – под нагрузкой и контрольным разрядом. Первый метод быстрее, зато второй точнее.

Чтобы проверить емкость под нагрузкой, сделайте следующее.

  • Отключите аккумулятор от бортовой сети. Чтобы клеммы не мешали, прикрепите их к подрамнику изолентой.
  • Подключите нагрузку. Лампочка мощностью 35-40 ватт подойдет. Ее можно временно снять с фары.
  • Подождите 2 минуты. Если лампочка стала гореть тускло, заканчивайте проверку. Батарея негодная. А если лампа горит по-прежнему ярко, готовьте мультиметр.
  • Замеряйте напряжение на выводах.

Если оно больше чем 12,4 В, все хорошо. Если в пределах 12-12,4 В, то батарею скоро нужно менять. А если меньше 12 вольт, обращайтесь в сервис для замены электролита. Или купите новую АКБ.

Важно: все тесты надо проводить на полностью заряженном аккумуляторе. Чтобы проверить уровень зарядки, замерьте его напряжение. Надо, чтобы было не меньше 12,7 В.

Чтобы проверить АКБ методом контрольного разряда, нужен секундомер. Он есть в любом телефоне.

Действуйте по такой схеме.

  • В паспорте батареи найдите расчетную силу тока разрядки.
  • Подберите нагрузку так, чтобы ток, который она потребляет, соответствовал расчетной величине.
  • Подключите мультиметр, замеряйте силу тока. Тестер подключается последовательно в разрыв цепи. Контакт АКБ – нагрузка – мультиметр – контакт АКБ.
  • Отсчитайте время, за которое сила тока упадет вдвое.
  • Сравните это время с указанным в паспорте батареи. Чем меньше между ними разница, тем лучше. Если разница значительная, нужно идти в магазин.

Чтобы подобрать нагрузку, напряжение в сети разделите на заданную силу тока. Получите сопротивление. Это закон Ома. R =U/I, где I вы узнаете из паспорта. U – напряжение аккумулятора, которое надо замерить до проверки. Должно быть 12,7 В. Важно: все расчеты ведутся в системе СИ (с французского Système International d'Unités). А данные могут быть в других единицах, например, в мА – миллиамперах.

Для перевода в амперы воспользуйтесь специальными таблицами. По емкости, выходному напряжению и току саморазряда можно судить о работоспособности батареи. А можно провести комплексную проверку, при этом не всегда придется снимать аккумулятор. Сейчас вы узнаете, как это сделать.

Что еще можно проверить?

С помощью мультиметра можно проверить практически все. Конечно, точность измерений будет ниже, чем у профессиональных приборов. Но ее достаточно, чтобы выяснить, когда нужно менять или обслуживать аккумулятор.

Напряжение

Важно, чтобы аккумулятор не только хорошо отдавал заряд, но и как следует заряжался. Для этого собственное напряжение АКБ должно быть ниже, чем входное напряжение на клеммах. Чтобы его измерить, проделайте следующее.

  • Заглушите двигатель, и дайте ему остыть в течение 15 минут.
  • Задайте диапазон измерений – до 20 вольт.
  • Плюсовой и минусовой щупы тестера приложите к соответствующим контактам на батарее.
  • Прибор должен показать не менее 12,7 В, ведь зарядка была 15 минут назад.
  • Запустите мотор. Чтобы узнать напряжение заряда, проверку надо проводить на заведенной машине.
  • Замеряйте напряжение на клеммах. Оно должно быть 14,5-14,7 В. Столько вырабатывает генератор.
  • Включите печку, кондиционер, фары, подогрев сидений или другие потребители. Нужна нагрузка.
  • Теперь снова замерьте напряжение. Оно должно упасть не больше чем на 0,2 В, и составлять 14,5-14,6 В.

Если результаты измерений лежат в таких пределах, все хорошо. Ремонт понадобится нескоро. А если нет, то это повод задуматься. При таком способе мы проверяем не аккумулятор, а электрику автомобиля.

Если генератор не заряжает батарею, то нужно сразу приступить к ремонту бортовой сети. Ее неисправности негативно влияют на батарею. Чтобы еще больше убедиться в работоспособности АКБ, проверьте ее внутреннее сопротивление.

Внутреннее сопротивление

«Прозвонить» батарею довольно просто. Кроме тестера, вам понадобится лампочка с фары. Галогенная с током потребления 5 ампер и мощностью 60 ватт подойдет.

Действуйте так:

  • подключите лампочку к батарее так, чтобы она засветилась;
  • замеряйте напряжение на контактах АКБ, предел измерений – 20 вольт;
  • уберите лампу;
  • снова проведите замер.

Сравните результаты. Если разница не превышает 0,05 В, то внутреннее сопротивление в норме. А если больше, это говорит о сильном износе источника питания.

Ампераж

Для проверки нужна внешняя нагрузка. Подойдет лампочка от автомобильной фары. Чтобы проверить силу тока, сделайте следующее:

  • поставьте наибольший предел измерений переменного тока;
  • «+» мультиметра соедините с плюсом АКБ;
  • «-» подведите к потребителю;
  • замкните цепь;
  • запишите показания прибора.

Сравните результат замера с оптимальными данными, которые указаны на корпусе аккумулятора. И идеале они совпадут. Если нет, то нужна замена.

Важно: цепь нельзя держать замкнутой больше 1-2 секунд, иначе мультиметр может сгореть. Но если батарея хорошая, а машина не заводится, проблема может быть в контактах.

Клеммы

Плохой электрический контакт приводит к перебоям в работе бортовой сети. Иногда его сложно заметить, а лишний раз точить клеммы наждачкой не рекомендуется. Сечение уменьшается. Чтобы проверить клеммы, переведите мультиметр в режим прозвонки и приложите щупы к разным местам клеммы. Сопротивление должно быть нулевым. Если не так, то клемма загрязнена. Чтобы ее очистить, протрите поверхность спиртом и обработайте средне- и мелкозернистой наждачной бумагой. Не помешает обработать и контакты аккумулятора. Все должно блестеть.

Приятно знать, что машина заведется в любых условиях и никогда не подведет. Для этого за ней нужно ухаживать. Аккумулятор – это расходный материал, в среднем он служит 4-5 лет. Регулярно проверяйте и обслуживайте батарею, тогда автомобиль будет радовать легкими запусками и надежной работой.

Комментариев нет