Как правильно отключить аккумулятор на автомобиле?

Содержание
  1. Зачем нужно отключение?
  2. Необходимые инструменты
  3. Подготовка
  4. Технология
  5. Рекомендации

Отключение аккумулятора – защитная мера, помогающая предотвратить случайное замыкание при техническом обслуживании автомобиля. Вторая цель – исключение значительного разряда при простое авто без движения в течение многих дней.

Зачем нужно отключение?

Долгая стоянка в гараже или во дворе – повод для обесточивания машины на длительный срок. АКБ нередко отключается от стартерно-генераторной схемы, например, при простое машины зимой. Многие жители северных районов, столкнувшись с незапускающимся двигателем при -30… 55 градусах, бросают дальнейшие попытки его запустить и «консервируют» автомобиль на время зимы, предпочитая пользоваться либо услугами таксистов, либо общественным транспортом

Когда машина стоит, бортовая электроника, система сигнализации в ждущем режиме, возможно, скрытая камера видеонаблюдения в салоне, GPS-трекер, работающий в ждущем режиме, даже при общем ампераже в сто миллиампер в час за несколько дней или более чем за неделю разрядит АКБ.

Отсоединить аккумулятор требуется также и при её замене. Дополнительного места для резервной батареи в автомобиле нет. Даже при размещении второго аккумулятора в багажнике потребуется отключить первый, вышедший из строя, так как он «посадит» второй. Наконец, для предотвращения угона авто особо щепетильные автолюбители отсоединяют его от машины и заносят домой. Но на такой шаг идут далеко не все, так как машина оснащается противоугонной системой: та сообщит, где ваша машина, и покажет на карте место, где можно задержать угонщика.

Отключение АКБ становится крайней мерой лишь для тех, кто не потрудился установить на свой автомобиль подобную систему.

Необходимые инструменты

Для правильного отключения АКБ автовладельцу или техспециалисту потребуются некоторые подручные средства. Однако никакой редкий и дорогой инструмент здесь ни к чему. Перечень инструментов представлен следующими приспособлениями: удлинитель ключа, перчатки диэлектрические, старая зубная щётка, защитные очки, вода и питьевая сода, хомуты, малогабаритный деревянный поддон. Затем переходят к подготовке АКБ для её отключения.

Подготовка

Нагрузку снимают заранее и постепенно – отсоединяют от общебортовой шины все устройства, потребляющие электричество для своей работы. АКБ – накопитель, обладающий запасом тока, мощности которого хватит, чтобы прожечь любое место на теле человека. К тому же в его банках при подзаряде выделяется водородно-кислородная смесь – гремучий газ, взрывающийся при малейшем искрении.

Перед началом работы надевают защитные очки и перчатки. Затем двигатель заглушают (если он работал) и извлекают из замка ключ зажигания. Некоторые системы защиты могут воспринять отсоединение АКБ как попытку проникновения в салон. Они успевают заблокировать двери, при этом ключ остаётся в салоне.

Технология

Чтобы правильно отключить аккумулятор в автомобиле, следует соблюсти определённый порядок действий: отсоединить клеммы в правильной последовательности и демонтировать (извлечь) батарею из её посадочного места. Бывают случаи, когда мотор, независимо от его типа – карбюратор или инжектор – глохнет несколько раз подряд, а завести в который уже раз машину от энергии аккумулятора, не успевающего зарядиться, не хватает. Подозрение автовладельца в этом случае падает на неисправности в двигателе, от которых тот самопроизвольно прекращает работать, однако и батарея тоже не обладает беспредельной ёмкостью.

Чтобы избавиться от этого ограничения, потребовался бы аккумулятор на 5 килоампер-часов (стартер берёт при запуске искровой разряд не менее 500 ампер), однако на практике, по сути, стартер портит АКБ разрядом (пусть и кратковременным, на 5 секунд) разрядом с 14 до 8-10 В (допустимый минимум -10,9 В на все 6 «банок»), АКБ выходит из строя в среднем каждые 3-7 лет, и её приходится менять.

Отсоединение клемм

Откройте капот авто, и найдите отрицательный вывод АКБ. Он либо сам полностью выполнен как синий зажим (или чёрный, серый, фиолетовый), либо имеет окантовку одного из четырёх таких же цветов. При помощи рожкового ключа – для клемм под болт – с удлинителем или без него прокрутите нужную гайку против часовой стрелки (чаще всего завинчиваются все болты вправо, с правой резьбой). Отвинтив гайку, снимите отрицательный провод с клеммой. Повторите эти же действия с «плюсом». Для плюсовых клемм размер зазора гаечного ключа может быть больше на 1-2 мм. Для ослабления зажимов и в этом, и в другом случае достаточно лишь двух поворотов.

Провода отводят друг от друга так, чтобы они не касались друг друга. Проскакивание искры при снятии остаточного напряжения крайне нежелательно. При излишне плотном присоединении проводов к выводам АКБ можно воспользоваться специальным съёмником.

Положительный провод следует отключить только после снятия отрицательного – при случайном замыкании на корпус первыми сгорят предохранители. Если их нет, то может задымиться проводка, пока кабель присоединен к аккумулятору.

Дальнейшие работы

Извлечение клемм – процесс, предшествующий другому этапу. На втором этапе ослабляется и выкручивается удерживающий АКБ болт. Снятие аккумулятора производят крайне осторожно: вес батареи составляет от 20 кг, при случайном выпадении её может произойти разбрызгивание электролита, сопровождающееся многочисленными химическими ожогами. Поэтому потребуется помощь другого человека.

Отложив в сторону снятую АКБ, потребуется вычистить от загрязнений посадочное место, в котором она стояла. Для чистки потребуется зубная щётка и раствор пищевой соды. Когда посадочное место высохнет, можно установить новый аккумулятор – взамен снятого.

Рекомендации

Долговременное использование батареи приводит к покрытию клемм слоем оксида металла, из которого они изготовлены. Использовать молоток и удары плоскогубцами при снятии клемм нельзя – последние могут сломаться. Удары и лишняя вибрация в АКБ приводят к отделению внутри фрагментов пластин и решёток, из-за чего АКБ значительно потеряет в ёмкости или окажется полностью нерабочей. Сняв батарею, недопустимо её грубо перемещать, бросать, стучать по ней. Трещины и сколы в корпусе приведут к утечке электролита, отчего АКБ, опять же, станет непригодной для дальнейшего использования.

Стучать по соседним, прилегающим к посадочному месту узлам автомобиля также нельзя. Установка АКБ на торец или переворачивание ее также не допускается: батареи с жидким электролитом могут подвергнуться протечке. Пластины, могут при этом сместиться и замкнуться. Банка с замкнутыми пластинами непригодна для дальнейшего использования – за считаные минуты она потеряет свою ёмкость.

Такое часто происходит и с АКБ, которые подвергались слишком интенсивной тряске – например, при скоростной езде на машине по плохим дорогам.

АКБ на основе гелевой пропитки, содержащей также некоторое количество серной кислоты, переворачивать можно – эта разновидность батарей герметична, закрыта от обслуживания, но тряска при этом также нежелательна – соприкосновение пластин приведёт к замыканию и неработоспособности «банки». Попытка сливания электролита из ёмкостей батареи может привести ко всё тем же химическим ожогам тела, в частности, рук. Сливание раствора серной кислоты производится только в специально отведённом месте. Перчатки не защитят надолго от электролита – СК прожигает резину и синтетику, в результате она всё же добирается частично до кожи, продолжая наносить повреждения. Чрезмерная концентрация СК приводит к повышению плотности и к разъеданию пластин. В АКБ доливают только очищенную воду.

Содержание АКБ при глубоких отрицательных температурах приведёт к тому, что электролит вымерзнет и, распирая стенки батареи, приведёт к образованию трещин. При нахождении каких-либо повреждений на корпусе, особенно сквозных, использовать АКБ нельзя. Электролит не должен соприкасаться с другими предметами. Ювелирные изделия – даже золотые – снимаются. При снятии АКБ не только очищается от грязи, но и проверяется на наличие следов СК. Все комплектующие, включая крышки, отмываются и чистятся. После доливания дистиллированной воды напряжение на АКБ нужно измерить, при необходимости – зарядить батарею до 14 В.

Подзаряд АКБ осуществляется при помощи зарядных устройств, в которых имеется режим тренировки аккумулятора. Этой функцией обладают все импульсные ЗУ, в которых предусмотрены средства диагностики состояния батареи. Проверять нагрузочной вилкой качество заряда в АКБ нельзя, пока не будет выяснено, что она хорошо держит заряд. Если ёмкость АКБ упала на 20% от заявленного заводом-изготовителем значения, то рекомендуется заменить батарею, значительная просадка по напряжению при срабатывании стартера автомобиля быстро и окончательно её «добьёт».

Изначально стартер устроен так, что для раскручивания ДВС автомобиля ему потребуется ток, до десятка раз больший, чем ёмкость АКБ, и профессиональные автомастера сошлись на мнении, что стартер, по сути, портит батарею своими запредельными нагрузками, отчего каждый месяц-три её приходится тренировать – выполнять контрольные разряды и заряды по специальному алгоритму в целях десульфатирования пластин.

Причиной тренировки также могут стать всё те же случайные замыкания АКБ на корпус машины при несоблюдении верной последовательности отключения и подключения батареи к стартерно-генераторной составляющей.

Комментариев нет