Все о гелевых аккумуляторах для автомобилей

Содержание
  1. Устройство и принцип работы
  2. История развития
  3. Плюсы и минусы
  4. Популярные производители
  5. Что учесть при выборе?
  6. Зарядка
  7. Эксплуатация

Многие специалисты по праву считают гелевый тип аккумуляторов наиболее перспективным и популярным источником автомобильного питания. Современное и высокотехнологическое оборудование отличается существенными преимуществами, которые выделяют его на фоне аналогичных решений.

Устройство и принцип работы

Гелевый аккумулятор для автомобиля — это оборудование свинцово-кислотного типа, основным элементом которого являются свинцовые пластины. Внутри них помещаются позитивные и отрицательные электроды, состоящие из высокопрочных металлических сплавов.

Отличительной характеристикой является нахождение внутренних пластин в кислотной среде, называемой электролитом. Между композитными пластинами протекают определенные химические реакции, благодаря которым вырабатывается постоянный электрический ток.

После подачи электрического напряжения на внешние клеммы свинцовых пластин, в аккумуляторной системе активируются химические реакции обратного типа. Благодаря данному процессу внутри аккумулятора обеспечивается эффективное восстановление первоначальных характеристик батарей.

Если в обычных свинцово-кислотных АКБ электролитом выступает смесь из серной кислоты и дистиллированной воды, то в гелевых аккумуляторах данную функцию выполняет специализированный Gel-раствор.

Подобная структура позволяет добиться значительной густоты жидкости, тем самым увеличивая функциональные характеристики устройства.

Основными элементами оборудования являются высокопрочные цилиндрические блоки, изготовленные из пластика. В устройстве питания также находятся следующие комплектующие:

  • пластины-сепараторы пористой структуры;

  • отрицательные и положительные электроды;

  • дополнительные клапаны из прочной стали;

  • гелевое вещество и электролит;

  • основной корпус и связующие клеммы.

Эксплуатационный срок большинства популярных моделей составляет от 10 до 12 лет в зависимости от внешних условий и особенностей использования. При наиболее бережном применении оборудования оно может прослужить около 15 лет.

Отличительной характеристикой данного типа АКБ является восприимчивость к температурным условиям. Во избежание уменьшения срока работы гелевого аккумулятора, эксплуатировать его необходимо в пределах от –30°C до +50°C. Подобная особенность связана с динамическим изменением электрохимической активности, что косвенно влияет на эффективность основного источника питания.

Помимо классических разновидностей, на практике можно найти промышленный тип гелевого оборудования, основным достоинством которого является использование технологии OPzS. За счет данной разработки наблюдается значительное снижение выброса газообразных веществ — более 70%.

Подобное оборудование практически не теряет эксплуатационных свойств, хоть и стоит в 3-4 раза дороже стандартных моделей.

История развития

Известные американские производители автомобильного оборудования Exide и EnerSys считаются изобретателями АКБ гелевей разновидности. Изначально разработчики хотели создать недорогую батарею, которая смогла бы эксплуатироваться на протяжении длительного отрезка времени без дополнительного обслуживания.

Единственно правильным решением стала идея замены жидкостного электролитного вещества на густую субстанцию. В результате химической реакции с серной кислотой был получен гелевый раствор, который отличается повышенными эксплуатационными характеристиками и уникальными преимуществами.

Плюсы и минусы

Наиболее важным достоинством аккумуляторного оборудования гелевого типа является продолжительный эксплуатационный срок. При этом наблюдаются незначительные потери фактической емкости — приблизительно 15-20% в год.

Другие отличительные преимущества данной разновидности АКБ:

  • герметизированный корпус, позволяющий более безопасно использовать оборудование;

  • отсутствие сложного и высокотехнического обслуживания;

  • высокий показатель эффективности при небольшом внутреннем сопротивлении;

  • хорошая надежность и прочность из-за использования качественных и прочных комплектующих деталей;

  • отсутствие необходимости срочной зарядки основного источника питания.

Помимо вышеописанных достоинств, гелевое оборудование стоит покупать из-за большого количества полных циклов зарядки-разрядки (400-500 полных разрядов). Другие разновидности аккумуляторных устройств не способны выдать подобный потенциал.

Несмотря на большой список достоинств, данное оборудование не лишено недостатков:

  • необходимость контроля подаваемого напряжения в процессе зарядки основного источника питания;

  • высокая чувствительность автомобильного аккумулятора к низким температурным условиям, что сопровождается полным застыванием электролитного вещества;

  • негативное воздействие коротких замыканий на основной механизм батареи;

  • довольно высокая стоимость.

Как показывает практика, гелевая разновидность во многом лучше кислотного типа. Современные модели изготавливаются многими известными производителями, что позволяет подобрать оптимальное устройство.

Популярные производители

Чтобы автомобильный аккумулятор отличался высокими эксплуатационными и функциональными характеристиками, необходимо приобретать только оригинальное оборудование от популярных компаний. Это позволит избежать частых поломок и других сложностей в работе.

Топ производителей гелевых аккумуляторных систем.

VARTA. Известная компания, производящая АКБ по высокотехнологичному стандарту AGM. Вместо жидкого электролита в данных устройствах применяется абсорбированное стекловолокно. Такая производственная особенность позволяет увеличить пусковую мощность и добиться хороших эксплуатационных характеристик. Из недостатков следует отметить плохой запуск при наличии низких температур.

Bosch. Большинство моделей от популярной компании Bosch поставляется с удобной ручкой, из-за чего транспортировка АКБ осуществляется довольно быстро. Батареи отличаются высокой устойчивостью к динамическим циклам разряда, повышенной герметизацией и оптимальной стоимостью. Маркируются понятно, без лишних числовых значений. Недостатком является большой вес некоторых моделей.

Exide. Отличительной чертой американского производителя является использование спиралевидных пластин. Маркировка оборудования указывает на возможность эксплуатации в авто, оснащенных опцией «Старт/Стоп». Батареи характеризуются повышенной емкостью, использованием высококачественных материалов и хорошим рабочим ресурсом. Минус — высокая стоимость.

Delta. Обозначение на большинстве поставляемых моделей указывает на то, что аккумулятор заполнен специализированных стекловолокном, который производится из пластика типа ABS. Аккумуляторное оборудование от компании отличается высокой степенью герметизации, высокопрочной решеткой и свинцовыми пластинами. Основные достоинства: хорошая сборка, приятные эстетические характеристики и компактность. Главным минусом является отсутствие дополнительных элементов для клемм.

Настоятельно рекомендуется избегать неизвестных производителей — особенно, что касается китайских изделий. В противном случае наблюдаются частые поломки. Подобный аккумулятор нередко выходит из строя при отсутствии заявленной емкости батареи.

Что учесть при выборе?

Перед приобретением аккумуляторной системы для машины необходимо узнать о том, как правильно выбрать АКБ. Следование нижеописанным рекомендациям позволит избежать большинства ошибок при покупке и эксплуатации.

Перечислим основные факторы, которые необходимо учитывать при подборе оборудования.

Напряжение. Рекомендуется выбирать аккумуляторное оборудование с входящим напряжением в районе 12 вольт. Более низкие значения часто вызывают определенные проблем при зарядке.

Емкость. Особо важная характеристика, от которой зависит эксплуатация оборудования. Для легковых машин рекомендуемая емкость составляет в районе 50-60 ампер, для грузовых — 100 ампер и выше.

Характеристики заряда. В зависимости от эксплуатационных особенностей аккумулятор может быть цикличным или буферным.

Перед покупкой оборудования особо важно изучить внутреннюю систему автомобиля, по которой выбирается вид устройства.

Расположение и вид клемм. Правильное местонахождение креплений позволяет установить АКБ в нужном месте — пользователю не нужно ломать голову над сложным монтажом.

Помимо вышеописанных характеристик, особое внимание необходимо обратить на обозначение от самого производителя. Показатель вида 65, 75, 90 и 110 Ач определяется в качестве пиковой емкости аккумулятора с допустимыми отклонениями в ту или иную сторону.

Зарядка

Вопреки распространенному мнению, любой гелевый аккумулятор необходимо своевременно заряжать. Если этого не сделать, пользователь через некоторое время получит значительное снижение фактической емкости заряда и мощности оборудования.

Отличительная черта зарядки АКБ данного типа — это применение ЗУ с внутренним регулирующим механизмом зарядного тока. А также стоит обратить внимание на процент саморазряда аккумулятора.

Выбор устройства

Для зарядки гелевого аккумулятора необходимо выбрать специализированное устройство, которое будет отвечать определенным нормам. Первое, на что необходимо обратить внимание, — это наличие опции для температурной компенсации в блоке, что позволит ЗУ вырабатывать постоянный ток без снижения мощности самого АКБ.

В зарядном устройстве также должна быть возможность быстрой настройки фактического уровня тока и напряжения. Данная функция позволяет избежать механического повреждения внутренних пластин или наполнителя. ЗУ должно работать при температуре от +5 до +45°С.

Технология

Зарядка аккумуляторного оборудования гелевого типа — это важный процесс, который необходимо совершать в соответствии с нижеописанной инструкцией. В противном случае наблюдается значительное снижение пиковой мощности через некоторое время и увеличение шанса выхода из строя.

Пошаговая технология зарядки.

  • Включить ЗУ, и измерить фактическую силу тока.

  • Выполнить зарядку аккумулятора в соответствии с выявленным значением.

  • Спустя 2-3 часа выключить зарядное устройство, во избежание перегрева.

  • После остывания аккумулятора повторить процедуру с постепенным снижением силы тока. Данный показатель измеряется в процессе зарядки. Если этого не сделать, высока вероятность того, что цикл будет прерван.

  • Когда нужная сила тока была достигнута, зарядное устройство следует отсоединить.

Обычно аккумуляторы заряжаются 2-3 раза в год в зависимости от производителя и эксплуатационных особенностей.

Эксплуатация

В отличие от других разновидностей аккумуляторного оборудования батареи гелевого типа отличаются высоким сроком службы. Современное устройство без проблем может храниться в сухом помещении около года, не теряя при этом эксплуатационных или функциональных характеристик.

Обслуживание аккумулятора включает поддержание автомобильного оборудования в чистоте. Достаточно несколько раз в месяц слегка протирать внешний корпус аккумулятора от пыли или грязи. Использовать нужно только чистую воду и сухую тряпку. Химикаты применять запрещается.

Гелевое оборудование служит значительно дольше в том случае, если средний показатель электрических пульсаций составляет не более 0,1 СА. Специалисты настоятельно не рекомендуют разбирать аккумулятор. Прикасаться к основным токопроводящим областям можно исключительно в специальных перчатках.

Комментариев нет