Должен ли аккумулятор кипеть и что делать?
Зарядка аккумулятора – обычная процедура для опытного автовладельца, однако новички нередко удивляются, если устройство начинает кипеть, и не понимают, что делать в такой ситуации. На самом деле появление пузырьков может быть как нормальной реакцией, так и признаком неисправности батареи. Всё зависит от того, в каких условиях происходит кипение.
Признаки
Владельцы аккумуляторов обслуживаемого типа обычно сразу замечают визуальные проявления: характерное бульканье жидкости, пузырьки. Это однозначно указывает на то, что АКБ кипит. Однако сейчас всё чаще используются необслуживаемые автомобильные батареи, в которых процесс протекает не так заметно. Некоторые из них имеют корпус из белого пластика, что позволяет увидеть процесс кипения, но не всегда это возможно. Тем не менее есть ряд признаков, по которым можно понять, что такой аккумулятор закипел:
- самое распространённое явление, которое может легко обнаружить даже новичок – это образование кашеобразного налёта с характерным зеленоватым оттенком и появление обильных окислов на клеммах устройства;
- если есть подозрения, что АКБ начал кипеть во время поездки, нужно остановиться, открыть капот и принюхаться – запах электролита довольно сильный и резкий, его несложно распознать и трудно перепутать с чем-то другим;
- также владелец может заметить косвенные признаки: появление ржавчины на капоте в области рядом с батареей, заметную коррозию аккумуляторной полки, поблёкшую краску в подкапотном пространстве.
Существуют и другие методы, помогающие определить закипание электролита без визуального осмотра. Некоторые автолюбители подсоединяют к газоотводной трубке воздушный шарик. Он начнёт надуваться, если внутри действительно происходит кипение.
Те, у кого в хозяйстве есть медицинский стетоскоп, могут использовать его. Достаточно приложить инструмент к банке АКБ, чтобы услышать, как внутри булькает содержимое.
Нормально ли это для электролита?
Стандартный аккумулятор имеет 6 небольших батарей, соединённых между собой. Внутри них находятся свинцовые пластины – именно этот металл даёт хорошие электрохимические показатели при постоянном взаимодействии с электролитным наполнителем.
Жидкость – это специальный раствор на основе дистиллированной воды с серной кислотой. При подключении внешнего питания запускаются определённые процессы между рабочими пластинами и находящимся в контакте с ними электролитом, что и позволяет осуществлять подзарядку.
Бурление может быть следствием обычной химической реакции, и в этом нет ничего страшного. Но иногда такие проявления указывают на то, что устройство вышло из строя. Чтобы убедиться, что всё нормально, необходимо проверить уровень заряда, измерив плотность электролита. Это делается при помощи специального прибора – ареометра, поэтому владельцу машины желательно иметь такое приспособление под рукой.
Разобраться с полученными значениями несложно. У заряженной АКБ электролит должен иметь высокую плотность, а при разрядке, соответственно, она понижается. Зная это, можно без труда сделать логичный вывод на основании показаний прибора. Если батарея стоит на зарядке уже продолжительное время – примерно 5-7 часов – плотность увеличивается, и электролит начинает булькать, то всё в порядке. Это нормально, и говорит лишь о том, что устройство скоро полностью восстановится и будет готово к дальнейшей работе. Беспокоиться стоит, если появление пузырьков произошло непосредственно после подключения.
В большинстве случаев это указывает на неисправности, поэтому такую батарею нужно сразу же отключить от источника питания. Иногда случается, что аккумулятор начинает кипеть прямо в системе авто. Это тоже указывает на проблемы, нужно остановиться и разобраться в ситуации, чтобы не произошло более серьёзных поломок. Заглушите мотор и дайте батарее остыть.
После этого нужно снова завести машину и замерить текущее напряжение на клеммах – если оно превышает 15 В, необходимо отсоединить автомобильный генератор от АКБ и срочно посетить СТО.
Основные причины кипения
Хотя процесс, происходящий внутри батареи, принято называть кипением, на самом деле, это не совсем правильно. Электролит даже при завершении зарядки имеет температуру, которая не поднимается выше 50 градусов, а характерное бульканье происходит по другой причине – из-за выделения гремучего газа. Это последствия химической реакции, протекающей в процессе.
Тем не менее причины закипания могут отличаться в зависимости от того, когда и в каких условиях это произошло.
При зарядке
Если обнаружилось, что аккумулятор закипел спустя продолжительное время, это практически всегда нормально. Внутри него протекают электрохимические реакции восстановления, вследствие чего высвобождается остаток, переходящий в электролит.
Когда зарядка подходит к завершению, энергия уже не накапливается, а преобразуется в другое вещество – гремучий газ, что и приводит к появлению пузырьков, напоминающих закипание воды. Этого не нужно опасаться. Важный момент: у моделей прошлого поколения имеются пробки, которые обязательно нужно откручивать перед подключением к источнику питания, иначе газ не сможет выйти наружу и может произойти взрыв.
По этой же причине не рекомендуется заряжать необслуживаемый аккумулятор, у которого засорилась газоотводящая трубка. Кроме того, имеет значение выбранный режим восполнения ёмкости. При использовании малого тока всё происходит постепенно, между подключением и появлением заметных пузырьков проходит несколько часов. Другое дело, если владелец практикует зарядку высокочастотным током, не желая долго ждать. В этом случае все протекающие процессы ускоряются, восполнение происходит быстро, и можно упустить момент, когда начнётся выделение газа.
Если не отключить АКБ вовремя, электролит может легко выкипеть и оголить пластины, что приведёт к их разрушению.
Перед началом зарядки также стоит убедиться, что все параметры выставлены верно. Иногда быстрое закипание происходит из-за того, что владелец случайно подал слишком высокий ток. В данном случае необходимо его понизить и продолжать подзарядку. Если жидкость больше не булькает, то проблема устранена.
Чаще всего пузырьки, появившиеся сразу после подключения к источнику питания, свидетельствуют о возникшей неисправности. Такое явление – это признак, указывающий на то, что батарея не может принимать заряд.
Даже если проблему демонстрирует только одна секция, ёмкость уже падает на 15%, а при двух неисправных секциях АКБ не подлежит использованию. Существует несколько причин закипания после начала зарядки.
- На пластинах скопилось большое количество сернокислого свинца, не способного к регенерации. Он имеет порошкообразную консистенцию и начинает осыпаться при контакте с кислотой.
- Уровень электролита упал, что привело к оголению пластин и усиленному процессу окисления.
- Произошло небольшое короткое замыкание между полярно расположенными элементами в пределах одной секции или нескольких.
При износе батареи чаще всего бурление наблюдается не во всех ёмкостях сразу, а в одной или в нескольких. Это можно считать косвенным признаком, указывающим на то, что данная АКБ подлежит замене.
Некоторые водители замечают бульканье не только при заряде от стороннего источника, но и прямо в машине. Следует внимательно следить за тем, что происходит внутри автомобиля, поскольку здесь кипение однозначно говорит о проблемах.
На машине в процессе работы
Существует несколько наиболее распространённых причин, по которым это может произойти. В некоторых случаях проблему можно сразу устранить, а в других потребуется ремонт с заменой определённых частей автомобиля.
- Короткое замыкание в одном из отсеков. Если это случилось – батарея вышла из строя, отремонтировать её вряд ли получится, придётся менять. Обратите внимание, что с такой проблемой всё чаще сталкиваются не только владельцы АКБ устаревшего формата, но и те, у кого аккумулятор сравнительно новый, купленный не так давно. Замыкание может произойти из-за вибраций в работе механизма или по причине допущенной ошибки при сборке – заводского брака. Чтобы избежать серьёзных затрат, нелишним будет оформить гарантию на батарею при покупке.
- Перезаряд. Дело здесь не в работающей батарее, это означает, что подвёл генератор. Скорее всего, у него поломался регулятор, отвечающий за коррекцию напряжения. Если это происходит, то поломка затрагивает и АКБ, поскольку она связана с данным устройством. Неисправный генератор подаёт слишком высокое напряжение, при этом аккумулятор получает избыток энергии, и находящийся внутри электролит закипает.
- Сульфатация. Чаще эта проблема касается АКБ старшего поколения. На пластинах скапливается слишком много сернокислого свинца, что приводит к снижению уровня тока. При подаче напряжения на 14,5 В от генератора, электролит может закипеть.
- Чрезмерная нагрузка. Обычно это касается старых АКБ, уже длительное время находящихся в эксплуатации. Многие автовладельцы пользуются не только стандартным оборудованием, но и устанавливают дополнительное: навигатор, регистратор, антирадар и прочие приборы. Если всё это работает вместе с кондиционером, магнитолой, дальним светом и стеклоочистителями, батарея может просто не выдержать нагрузку. Сначала она сильно греется, а потом начнёт кипеть.
- Проблемы с вентиляцией. Это более редкое явление, но и такое случается, особенно если владелец установил на машину нештатную АКБ, которая занимает слишком много места. Это приводит к тому, что вентиляционное отверстие быстро закупоривается, батарея плохо охлаждается и перегревается.
Засор может произойти и по другим причинам, например, если не уделять обслуживанию своего транспорта должное внимание.
Что нужно делать?
В зависимости от того, когда началось бурление, последовательность действий будет разной.
- Если это произошло сразу после присоединения к источнику питания, скорее всего, данное явление говорит об износе АКБ. На всякий случай можно проверить уровень жидкости в отсеках, при необходимости долить ещё. Если это не помогло, то придётся отправляться в магазин за новым аккумулятором.
- В том случае, когда всё началось спустя 5-7 часов, нет ничего страшного, можно спокойно подождать до полной зарядки. Не все понимают, через какое время нужно отключать батарею от источника питания, чтобы она в полной мере восстановила свой потенциал. Некоторые ориентируются на температуру: если устройство прогрелось на 50 градусов, можно заканчивать подзарядку.
Производители АКБ обычно называют срок в 3 часа – именно на такой промежуток можно оставить кипящую батарею подключенной к подаче питания без неприятных последствий. Передерживать свыше этого её точно не стоит.
Чтобы сделать всё правильно и без рисков, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- снизьте текущую силу тока, поступающего на клеммы, не менее чем в два раза, как только вы обнаружили закипание;
- если отсеки батареи приоткрылись, нужно закрыть их, оставив маленькую щель, и продолжать подзарядку;
- как только бурление возобновилось, следует ещё понизить ток.
Процедура продолжается до тех пор, пока амперметр не покажет отсутствие поступления электроэнергии. Всё это касается старых устройств, с новыми дело обстоит гораздо проще – они оснащены специальными датчиками, которые контролируют процесс и сами регулируют подачу тока нужным образом. Однако владельцу всё же лучше приглядывать за батареей и не оставлять её на ночь, если было замечено кипение. Во время зарядки также стоит соблюдать меры безопасности. Выделяемый газ является токсичным и огнеопасным, поэтому важно, чтобы помещение хорошо проветривалось и поблизости не было источников пламени. На открытом воздухе производить зарядку можно, но только в том случае, если на устройство не будут попадать осадки или грязь. Также АКБ нужно разместить на устойчивой поверхности, чтобы исключить случайное падение.
Что касается закипания прямо в машине, то до подобного лучше вообще не доводить. Помогут некоторые профилактические меры, чтобы избежать проблем.
- Летом, при высокой температуре, электролит будет испаряться активнее, поэтому за его уровнем нужно следить внимательнее и при необходимости доливать через специальное отверстие. Стоит завести привычку держать ёмкость с качественной жидкостью при себе, если вы часто и подолгу бываете в разъездах.
- Для нормальной работы устройства пластины должны быть полностью погружены в раствор. Если электролита под рукой нет, можно долить в отсеки дистиллированную воду. Обратите внимание, что обычную, из-под крана, заливать нельзя – это может привести к поломке устройства.
- Рекомендуется время от времени осматривать батарею, чтобы оценить её состояние. При обнаружении заметных загрязнений – удалять их, кроме того, нужно зачищать налёт на клеммах, если он там образуется.
- Во время посещения автосервиса попросите специалистов в дополнение к другим процедурам проверить показатели зарядного тока на генераторе.
Эти несложные рекомендации помогут избежать закипания в машине. В целом при своевременном обслуживании автомобиля проблемы обычно не возникают либо их можно сразу же устранить, не позволяя им вылиться в серьёзную неисправность.
Также следует соблюдать меры безопасности при зарядке, чтобы не испортить батарею.