Что заливают в аккумулятор автомобиля?
Аккумулятор – перезаряжаемая электрическая батарея автомобиля. Во время использования он стареет, в нем испаряется рабочая жидкость. О том, что нужно заливать в аккумуляторную батарею авто и как это делать правильно, пойдет речь в статье.
Какая жидкость в АКБ?
В АКБ автомобилей залито специальное вещество, называемое электролитом. Существует 2 типа электролита: кислотный и щелочной. Из двух разновидностей наиболее распространенным раствором является кислотный электролит. В его составе есть серная кислота и дистиллированная вода, пропорции которых составляют 35% и 65% соответственно. Это водный раствор серной кислоты, в производстве которого осуществляется распад кислотных молекул на ионы. Благодаря этому электролит наделяется электропроводящим свойством.
Аккумуляторная серная кислота – бесцветная маслянистая жидкость с оптимальной плотностью 1,830 г/см3. Может иметь примеси хлора, железа, марганца, мышьяка. Использование дистиллированной воды объясняется тем, что она не разрушает АКБ в отличие от водопроводной и речной.
Активные вещества накапливают и удерживают внутреннюю энергию источника питания. Жидкость обеспечивает запуск авто, на сегодняшний день она выпускается в разных вариациях, отличающихся между собой составными компонентами. Своевременный контроль ее количества и качества позволяет продлить срок службы аккумулятора, измеряемого числом циклов заряд-разряд. Кислотный электролит обладает высоким уровнем КПД и низкой потерей заряда, если батарея бездействует. Он выдает высокий стартовый ток и отличается бюджетной ценой.
Однако рабочая жидкость чувствительна к температурным перепадам. Она неэкологична и нуждается в постоянном контроле плотности состава. Такая жидкость применяется в большинстве АКБ для современных авто. Она используется в обслуживаемых и необслуживаемых аккумуляторах. В первом случае выполняется замер плотности и долив нужной жидкости из-за большего испарения. Во втором – замена электролита по истечении гарантийного срока. У данных аккумуляторов цикл замкнут, он не нуждаются в проверке раствора.
Что можно долить?
Отечественные аккумуляторные батареи служат не более 2-х лет, импортные теряют работоспособность через 5-6 лет. В АКБ автомобиля заливают электролит и дистиллированную воду. Заменить электролит самостоятельно нужно тогда, когда он стал негодным. Ухудшать параметры могут физико-механические процессы, из-за которых меняются плотность и сила тока. Электролит нужно добавить в АКБ перед зарядкой только тогда, когда снижена емкость. Это проверяется ареометром и актуально, когда замеры показывают понижение плотности в каждой емкости. В аккумуляторе может произойти сульфатация, из-за которой уменьшается концентрация соляной кислоты, снижается емкость батареи, и она выходит из строя.
Если жидкость, извлеченная из банок батареи, прозрачная и светлая, она подлежит вторичному использованию. При этом нужно добавить корректирующее вещество плотностью 1,4 г/см3. Учитывая, что концентрация раствора низкая, ее нужно довести до необходимых значений. Согласно общепринятой технологии выполняется замена слабой порции более концентрированным электролитом. Тип доливаемой жидкости зависит от причины, по которой в емкостях АКБ падает уровень рабочей среды. Ошибка в диагностике чревата потерей работоспособности.
О неисправности говорят разные факторы: испарение, идущее из заливочных отверстий, перегретый аккумулятор в ходе работы авто, наличие электролита на корпусе аккумуляторной батареи.
Как правильно доливать?
При первых признаках неисправностей выполняется проверка АКБ, доливается электролит, выполняется подзарядка батареи. Пренебрежение правилами обслуживания чревато потребностью в замене аккумулятора, что увеличит расходы владельца машины. Прежде чем выбрать то или иное решение, нужно проверить уровень раствора в банках обслуживаемого аккумулятора. В одних модификациях для этого предусмотрены специальные прозрачные окна в пластиковом корпусе устройства. Уровень кислоты должен соответствовать норме. Если он выше заданного значения, излишки объема убирают резиновой спринцовкой либо шприцем.
В традиционных АКБ приходится выкручивать пробки. В среднем к данной проверке прибегают не реже 1 раза за год. Оптимальное время – осень до похолодания, чтобы мотор и блок питания не подвергались высоким нагрузкам.
Уровень рабочей среды проверяется по следующей схеме:
- выкручивают аккумуляторную крышку;
- на дно погружают специальную мерную трубку d=5 мм;
- пальцами прижимают отверстие снаружи;
- вынимают трубку из банки аккумулятора;
- выполняют сравнение уровня раствора с мерной шкалой.
Уровень жидкости доливается примерно на 10 см больше расположения свинцовых пластин и не менее 2 см до уровня крышек банок. Обычно у банок есть специальные метки, по которым можно ориентироваться. Нельзя допускать того, чтобы электроды находились над электролитом. Если они будут сухими, то не смогут хорошо накапливать заряд и будут быстро осыпаться. В будущем это станет причиной их выхода из строя.
Когда уровень ниже нормы, в раствор доливают дистиллированную воду. Дистиллят продается на автозаправках либо в специализированных магазинах. В нем нет солей, вступающих в реакцию с кислотой, приводящих к образованию осадка, затрудняющего работу аккумулятора. Если возникают сомнения относительно того, какую жидкость добавлять в АКБ, нужно учесть: если произошло испарение дистиллированной воды, нужно добавить именно ее, чтобы добиться нужной плотности рабочей среды. Однако нельзя добавлять воду в АКБ, когда отмечается активная сульфатация либо иные химические процессы.
Перед заливкой АКБ устанавливают на ровную горизонтальную поверхность. Затем с верхней части убирают мусор и откручивают пробки. Обязательно обращают внимание на оттенок раствора, после доливки дистиллированной воды прибор заряжают малым током. Плотность проверяют не ранее чем через 2-3 часа после доливки. Если не выдержать время, показания не будут достоверными.
Несоответствие плотности может стать причиной выпадения свинцового осадка, привести к проблемам с запуском электродвигателя. Проверка плотности выполняется на заряженной батарее.
Проверка плотности
Чтобы выяснить, что именно долить в автомобильный аккумулятор, необходимо измерить плотность рабочего раствора. Это несложно сделать своими руками, используя ареометр в виде поплавка. Его погружают в жидкость и смотрят на глубину погружения. Кто-то выполняет замеры посредством мензурок, однако в их отсутствие подойдут и традиционные граненые стаканы либо стеклянные банки. В емкость аккуратно сливают немного раствора. Оптимальное значение, при котором электролит работает исправно, составляет 1,25-1,30 г/см3. Если среда плотная, ее разбавляют дистиллятом, если показатель плотности низкий – добавляют кислоту.
Рекомендуемая плотность для аккумулятора указывается в паспорте заводом-изготовителем. Важно учесть, что плотность электролита напрямую связана с температурой и уровнем заряда. Чем меньше температура, тем ниже плотность. При повышении она возрастает. Определять нормальные значения плотности надлежит при температуре +25 градусов Цельсия. Для достоверности измерений при любой температуре используют таблицу с поправками к показаниям используемого прибора.
Например, летом и в жару показатель плотности раствора не должен превышать 1,24 г/см3 (поправка +0,02). При умеренном климате эти значения поднимаются до 1,28 г/см3 (поправка 0-0,01). В холод и мороз плотность не должна превышать 1,34 г/см3 (поправка -0,04).