Обзор аккумуляторов 60 Ач для автомобилей и их зарядка

Содержание
  1. Описание
  2. Рейтинг лучших АКБ
  3. Как и сколько заряжать?

60-амперные аккумуляторы – АКБ, мощности которых хватает, чтобы завести с нескольких попыток мало- или микролитражный автомобиль, которым может быть и «Москвич-412», и «Лада Приора».

Описание

Аккумулятор в десятки ампер-часов ёмкости – подходящее решение для большинства легковых автомобилей. Их собратья, обладающие параметром всего в 55 Ач, годятся не для всех машин, однако многие отечественные транспортные средства работали во времена СССР именно с ними.

Некоторые автовладельцы, наткнувшись на аккумуляторы с ёмкостью в 65–70 Ач, рассчитанные на более высокую токоотдачу, делают ставку в основном на прежний размер посадочного места, т. к. большая по размеру батарея в него бы не влезла.

Наиболее запасливые водители, не желая утруждать себя установкой штатной 60-амперной батареи, приобретают самую большую, например рассчитанную для «Скании» или «КамАЗа», обладающую ёмкостью 300–500 А*ч. Она в разы легче выдерживает безуспешные попытки завести авто при лютом морозе или малом количестве бензина (чтобы доехать до ближайшей АЗС), не снижая напряжения ниже положенных (минимальных) 10,9 В, которое обеспечивается, например, при работе бесперебойного источника питания для компьютеров, серверной и офисной техники. Батарея размещается не под капотом, а в багажнике. Но такой ход – весомая инвестиция. Чтобы защититься от глубокого разряда, применяют простейшую схему с ионистором, по которому и «ударяет» разрядный ток стартера. При этом аккумулятор остаётся с постепенно, а не резко снижающимся напряжением. Ионистор же подзаряжается в течение одной-двух минут – и может разряжаться миллион раз и до сколь угодно низкого напряжения.

По сути, стартер портит батарею, понижая напряжение при попытках запустить двигатель до опасных 7,8… 9 вольт вместо 11.

Тем не менее за свой бюджет крайне важно выбрать лучший аккумулятор. Требования к нему следующие: высокий ток отдачи стартеру, стойкость к сульфатации и последующему осыпанию пластин, максимальная безопасность. Дело в том, что кислород и водород, выделяющиеся при электролизе воды, накапливаются и могут взорвать полностью запечатанную батарею при внутреннем замыкании пластин вследствие их разрушения.

Чтобы избежать преждевременной поломки, свинцовые пластины и решётки электродов покрывают сурьмой или серебрят: серебро ещё менее активно в отношении серной кислоты, чем медь и свинец.

Европейские батареи обладают обратной полярностью («плюс» справа), отечественные и стран СНГ – прямой. Бюджетный аккумулятор – не всегда качественный, однако брендов, заявивших о себе, не один десяток, по отзывам реальных пользователей, есть из чего выбрать. Это помогает не только обеспечить запуск двигателя после ночного простоя машины, но и организовать стабильные 12В для иных систем, например видеокамеры, помогающей аккуратно припарковаться задом.

Рейтинг лучших АКБ

Обзор популярных батарей для стабильного и надёжного запуска машины включает в себя ТОП нескольких АКБ, за которые проголосовало большинство российских автомобилистов.

Delkor 60L+ используется для престижных моделей автомобилей. При заявленном сроке работы в 5 лет гарантийное время функционирования – не менее 4. При соблюдении правил тренировки возможно продление срока службы до 7 лет. Второе достоинство – недорогая стоимость. Улучшение электропроводимости за счёт кальция и серебра позволяет экономно расходовать электролит. Прочная сборка позволяет АКБ переносить некоторые вибрации при езде. Данная модель мало распространена в отличие от её аналогов.

Delta GX 12-60 производится на основе гелевых технологий. Корпус изготовлен из ABS пластика, который не только не поддерживает горение, но и сопротивляется воздействию огня. Срок службы при цикличном и буферном разряде – 6 лет. Пригоден этот аккумулятор и для систем связи, а также для исключения перерывов в энергоснабжении. Контроль за электролитом не нужен.

«Зверь» 60L рассчитан на эксплуатацию в условиях российских морозов. Свинец легирован кальцием и имеет включения сурьмы. При этом последняя наносится на «плюс», а кальций – на «минус», что не даёт батареи быстро потерять рабочее напряжение. Недостаток – повышенная масса изделия.

Mutlu SFB 3 обладает усовершенствованной геометрией пластин и улучшенной вентиляцией при сбросе излишнего давления газов изнутри. Производитель предлагает устройства, которые соответствуют штатным характеристикам и могут выдерживать большее количество циклов полного разряда и заряда. Недостаток – плохая работа при 30-градусном морозе.

Varta D59 Blue Dynamic – модель, стойкая к простаиванию до 3 лет, со значительным сохранением исходных параметров. Технология защиты пластин с помощью решётки не даёт им рассыпаться от сульфатации из-за простоя. Недостаток – дороговизна.

Tyumen Premium 6СТ-60 – аккумулятор, выдающий в течение 5 секунд 510 А, что достаточно для запуска почти любого легкового авто. Устойчив к морозам, доступность пробок для обслуживания.

Topla Energy 60 – АКБ, рассчитанная для более труднозапускаемых дизельных двигателей. Создана для автомобилей с предпусковым подогревом, облегчающим запуск автомобиля в условиях лютых морозов. Недостаток – после нескольких безуспешных попыток завести машину АКБ нужно зарядить заново.

TAB Polar S S60 – создан для холодов, но после нескольких неудачных попыток привести авто в движение нуждается в новом подзаряде. Выдаёт большое количество циклов заряда-разряда.

BOSCH S4 005 Silver – стартовый ток на 540 А. Изделие не отличается большим количеством попыток запустить двигатель. Не создан для сильного мороза.

Tudor AGM – стартовый ток на 680 А, что позволяет легко запустить даже объёмные двигатели с 500 л. с., установленные на джипах, способных на трассе выдать 240 км/ч. Из-за высокосильных токов АКБ растратит заряд крайне быстро.

Как и сколько заряжать?

По времени аккумулятор должен заряжаться не менее 10 ч. Данный режим не обеспечивается в полной мере автомобильным генератором, из-за чего может нарушиться режим подзаряда: сначала разряженный аккумулятор потребляет ток, равный чуть ли не половине ёмкости, но по мере повышения напряжения до нормального значения (порядка 14 вольт) зарядный ток значительно уменьшается – почти до нуля. Такой режим подзаряда хоть и является буферным (дозаряд АКБ до рабочего максимума), не способствует наиболее полному использованию ресурса аккумулятора. Десятичасовой подзаряд АКБ – метод, при котором для 60-амперной батареи используется 6-амперный ток.

Необслуживаемые АКБ заряжаются аналогично обслуживаемым: те же токи разряда и заряда, тот же период (в часах сеанса подзарядки), т. к. ёмкость примерно та же, да и электрохимическая система (кислота-свинец) совпадает. Легирование пластин свинца кальцием и слой сурьмы в усовершенствованных вариантах батарей привносят дополнительную защиту от осыпания.

Иногда используются и решётки из меди и других материалов, ещё более инертных к серной кислоте, чем свинец, – чтобы предотвратить осыпание основных свинцовых пластин.

Состав кислотного реагента – полностью жидкий раствор, гелеобразующие компоненты – роли не играют: концентрация серной кислоты остаётся на одном и том же уровне. Во всех случаях рекомендуется использовать «умное» зарядное устройство со стабилизированным током и таким же напряжением: чрезмерно разряженный аккумулятор по законам физики пытается потреблять слишком большое количество заряда, по силе тока намного превосходящее штатное значение. Например, батарее нужно, согласно инструкции, получить всё те же 6 ампер в час, однако блок со стабилизированным напряжением в 15 вольт начинает выдавать параметр в 17 А, а не в 6, постепенно снижая его (по закону кривой). Такой подход недопустим, используйте блок питания со стабилизированным током в те же 6 А. Если аккумулятор запущен, то помочь ему сможет лишь метод восстановления, основанный на специальном алгоритме с импульсным доразрядом до нуля вольт (или напряжения, близкого к нулевому значению, например 3 В), с последующим медленным зарядом силой тока, равной, к примеру, 1/30 от ёмкости АКБ. После медленного заряда правильное дальнейшее использование восстанавливаемого аккумулятора включает в себя несколько последовательных циклов разрядки и зарядки в течение уменьшающегося интервала и при увеличивающемся до 1/10 от ёмкости батареи ампераже.

Комментариев нет