Можно ли ставить на автомобиль аккумулятор большей емкости?

Содержание
  1. Зачем нужна повышенная емкость?
  2. Сгорит ли стартер, проводка и приборы?
  3. Будет ли недозаряд?
  4. Когда нельзя устанавливать?

У многих автовладельцев-новичков часто возникает страх за сохранность своего автомобиля при установке аккумулятора большего объема. Им кажется, что мотор взорвется, или ему не хватит заряда (автомобиль не зарядится). Но это не так. В автомобиль можно установить аккумулятор любой мощности, главное, чтобы он подходил по размеру и поместился в штатное место под капотом. Но, как всегда, есть свои плюсы и минусы, а еще миллионы мнений автовладельцев.

Зачем нужна повышенная емкость?

Автовладельцы ставят на автомобиль аккумуляторы повышенной мощности, потому что они дольше разряжаются. Особенно это актуально в холодное время года, когда стартер потребляет больше энергии при запуске двигателя. Мощной АКБ с большей емкостью хватит на большее число запусков автомобиля. При этом на работе автомобиля и его электронной системы объем мощности никак не скажется. АКБ большей емкости, конечно, будет дольше заряжаться, но и разряжаться будет дольше.

Генератор автомобиля при этом не будет перенапрягаться, потребление тока мощной АКБ для подзарядки намного ниже. В современных легковых автомобилях мощность генератора практически одинаковая, и ток они выдают одинаковый, значит, разные по емкости АКБ просто будут заряжаться разное время. В этом и состоит разница для автомобиля и автовладельца при установке разных по емкости аккумуляторов.

Но не стоит устанавливать аккумулятор, сильно превышающий по емкости генератор автомобиля. При существенной разнице возможна перегрузка системы. К тому же мощный аккумулятор может просто не поместиться в штатное место, большие по емкости АКБ чаще всего большего размера и не помещаются под капот легковых автомобилей. При установке мощной АКБ, емкость которой превышает мощность генератора вашего автомобиля, взвесьте все за и против.

Если в автомобиле не установлено мощных электроприборов или дополнительных электропотребителей, которые используются при выключенном двигателе, тогда установка более мощной батареи не требуется.

Основная причина для установки аккумулятора большей емкости – батарея сможет дольше функционировать без подзаряда, то есть без работающего двигателя. При выходе из строя генератора автомобиля водитель сможет добраться до СТО, резервной емкости батареи должно хватить на некоторое время, и автовладельцу будет проще добраться до нужного места. Но, с другой стороны, сломанный («убитый») генератор не сможет оживить самую мощную АКБ, в такой ситуации уже ничего не поможет водителю.

Поэтому в первую очередь необходимо следить за общим состоянием автомобиля (его двигателем), а уже потом думать о емкости аккумулятора. Повышенная емкость аккумулятора нужна на автомобиле, где установлены дополнительные энергопотребляющие приборы, которые работают при выключенном двигателе. Например, подогрев сидений или аудиосистема. Или, например, это кафе на колесах, где установлены холодильник, плита и прочее оборудование, которое должно бесперебойно работать при заглушенном двигателе.

Еще одна веская причина установки аккумулятора большей емкости – отсутствие возможности регулярного подзаряда батареи при работающем двигателе. Такое может возникнуть при езде по пробкам или при передвижении на небольшие расстояния. В условиях современного трафика с постоянными пробками полноценно зарядить аккумулятор не всегда получается. Водитель заводит автомобиль (тратит часть заряда), проезжает пару километров и останавливается в пробке.

На холостых оборотах генератор не вырабатывает достаточно тока для заряда аккумулятора. Прибавьте к этому работающий кондиционер (или подогрев сидений) и аудиосистему, или мигающие поворотники (а если идет дождь или снег, то еще и дворники), аккумулятор совсем не получает подзаряд. Поэтому аккумулятору и не хватает времени для полной зарядки. Если такая ситуация повторяется изо дня в день, однажды водитель столкнется с проблемой разряженной АКБ.

Устанавливая батарею увеличенной емкости, автовладельцы просто отсрочивают момент полного разряда. Поэтому некоторые автовладельцы и ставят аккумулятор повышенной емкости.

Зарядить батарею можно, выехав на загородную трассу, разогнавшись до 60-80 км/ч и проехав достаточное расстояние без остановок, или можно использовать зарядное устройство, работающее от сети. После длительной поездки за город или подзарядки аккумулятора вручную можно ездить еще несколько недель или месяцев по городу, не переживая о заряде батареи автомобиля. Таким образом более емкие аккумуляторы позволяют меньше беспокоиться городским водителям о заряде АКБ и о работе автомобиля в целом.

Аккумуляторы большей емкости (а иногда и дополнительные батареи, соединенные в одну цепь) устанавливают на автомобили со спецсигналами (автомобили инспекторов дорожной службы, например). Такое оборудование в работе требует большей мощности от АКБ при заглушенном двигателе.

Автовладельцы, которые заботятся о своем железном коне и стараются максимально продлить срок его службы, все же чаще следуют рекомендациям производителей и устанавливают аккумулятор с подходящей емкостью. В условиях городского трафика и в обычных условиях эксплуатации это более целесообразно. Световые сигналы, зарядка для раций и звуковые эффекты требуют энергии для работы, поэтому для них нужны более мощные батареи.

Сгорит ли стартер, проводка и приборы?

При постановке вопроса, а можно ли ставить аккумулятор большей емкости на авто, чем рекомендовано производителем, чаще всего возникает страх о сгорании стартера и остальной электросистемы. Однозначный ответ – нет, ничего не сгорит и не перегорит. При повороте ключа стартер берет столько тока, сколько ему нужно для запуска двигателя. Аккумулятор не выдает всю свою мощь стартеру при запуске, он дает ровно столько, сколько необходимо. Поэтому стартер не сгорит при запуске автомобиля с батареей повышенной емкости. Говоря простым языком, и на Daewoo Matiz можно установить аккумулятор от крупногабаритного грузовика, с мотором и стартером легкового авто при этом ничего не случится.

Стартер возьмет тока ровно столько, сколько ему нужно, независимо от емкости батареи. У любого стартера есть свое постоянное сопротивление, которое, по закону Ома (известному еще со школы) не позволяет взять больше тока, чем нужно. Стартер всегда потребляет одинаковый объем тока от аккумулятора любой емкости. Электроприборы в автомобиле с более мощным аккумулятором, чем предусмотрено производителем, сгореть не могут, потому что там есть предохранители. Приборы будут брать тока, сколько им нужно для эффективного функционирования, но не больше. Мощный аккумулятор не сможет выдать большей емкости, чем этого требуют приборы.

Будет ли недозаряд?

Недозаряд аккумулятора – еще один миф об АКБ большей, чем рекомендовано емкости. Многие автовладельцы считают, что аккумулятор с большей мощностью будет постоянно недозаряжен, то есть не будет получать достаточного количества тока от генератора и в конце концов выйдет из строя. Но это заблуждение. Чтобы развеять этот миф, необходимо разобраться в основах заряда АКБ от генератора. Аккумулятор тратит часть запаса энергии при запуске стартера, затем, пока работает генератор, АКБ начинает подзарядку.

При этом батарея берет такой объем тока, какой выдает генератор. На зарядку аккумулятора большей емкости уйдет больше тока, то есть больше времени. При достаточном времени работающего генератора аккумулятор все равно зарядится. Так же происходит и со всеми остальными энергопотребителями в автомобиле.

Энергосистема автомобиля тратит столько энергии, сколько ей необходимо для бесперебойной работы, независимо от емкости аккумулятора. И восполнять генератору нужно столько энергии, сколько было потрачено. Поэтому будет ли недозаряд батареи, полностью зависит от автовладельца, а не от емкости аккумулятора.

Как долго будет разряжаться аккумулятор, и сколько времени будет работать двигатель, чтобы батарея успела зарядиться, все это зависит от условий эксплуатации, то есть от водителя. Не стоит бояться недозаряженного аккумулятора. Ведь генератор не знает, сколько ему нужно отдать тока для полной зарядки АКБ, поэтому он (генератор) не перегреется и не взорвется. Перед генератором стоит задача восполнить потраченную энергию (ампер-часы), а не зарядить батарею полностью.

Аккумулятор возьмет столько энергии, сколько требуется, он не перезарядится, не превысит емкость и не взорвется. Просто более мощные аккумуляторы будут заряжаться дольше, чем батареи с меньшей емкостью. Как пример, можно привести бак для горючего с большим объемом, который иногда устанавливают на автомобиле. Ведь ничего не мешает наполнить такой бак полностью, независимо, сколько горючего нужно автомобилю в данный момент. А если бак будет неполный, то это не скажется на работе двигателя. Так и с аккумулятором, не имеет большого значения, насколько он заполнен, главное, чтобы не опустел.

Когда нельзя устанавливать?

При всех плюсах мощного аккумулятора, есть два случая, когда установка на машину аккумулятора повышенной емкости невозможна. Аккумулятор не помещается под капот автомобиля, физические параметры батареи не подходят под параметры штатного места. В современных автомобилях все детали размещены компактно, для всего предусмотрено определенное место. В автомобилях практически нет свободного места, и для всех деталей предусмотрены свои габариты.

Поэтому при покупке АКБ обратите особое внимание на габариты, батарея должна поместиться в предусмотренное пространство. Производители АКБ придерживаются принципа – чем больше емкость, тем больше физический размер. Иногда бывает сложно найти аккумулятор с лучшими характеристиками, но подходящий по размеру, а разница мощности в несколько ампер незначительна, чтобы заменять уже имеющийся аккумулятор.

Программное обеспечение автомобиля. Современные автомобили настолько умны, что могут контролировать практически все. Если водитель установит батарею большей емкости, но не сменит настройки программного обеспечения, то никакого эффекта не будет. Это даже нарушит работу бортового компьютера, ведь программа будет считать, что емкость аккумулятора такая же. Программа будет неправильно отображать значения заряда батареи, а это приведет к сбоям в работе электроники. Водитель не сможет использовать аккумулятор на полную мощность. Из последствий можно выделить принудительное отключение энергопотребляющих систем, например, обогрева сидений или стекол, аудиосистемы и прочего.

Это сделано производителями для того, чтобы мощности хватило на стартер, и водитель смог завести автомобиль без проблем. Поэтому установка мощного аккумулятора без перепрограммирования мозга машины невозможна. Перепрограммирование может сделать только специалист на СТО или в дилерских салонах, и стоит это недешево. Нет возможности зарядить аккумулятор полностью. То есть если водитель постоянно ездит при ограниченной скорости или только на короткие расстояния (характерно для городского трафика), не имеет смысла устанавливать аккумулятор повышенной емкости, потому что батарея не будет успевать пополнить запасы энергии (аккумулятор будет недозаряжен). Такой случай скорее относится к рекомендациям, чем к запретам.

Установить АКБ большей емкости, чем рекомендовано, конечно, можно, но нецелесообразно. Это будет пустая трата средств. Если водитель не имеет возможности зарядить полностью мощный аккумулятор, то не имеет смысла использовать его. Можно обойтись и батареей средней емкости.

Поэтому автовладельцам стоит подумать несколько раз, прежде чем устанавливать более мощную батарею. Иногда просто достаточно раз или два в месяц выезжать на трассу и разгонять своего железного друга до 90-100 км/ч (конечно не создавая аварийных ситуаций и не нарушая правила дорожного движения при этом).

Проехать несколько километров без остановок на такой скорости будет полезно для всего автомобиля (для аккумулятора, генератора и топливной системы). Такая прогулка может заменить замену аккумулятора на более мощный, а автомобиль прослужит еще долгие годы с батареей рекомендованной емкости.

Комментариев нет